Что такое эдс батареи на зарядном устройстве
Перейти к содержимому

Что такое эдс батареи на зарядном устройстве

  • автор:

Зарядное устройство

Для питания переносных устройств нередко используют аккумуляторные элементы и батареи из них. Их ёмкость может быть различной, поэтому для зарядки требуется разный зарядный ток. А ЭДС, достижение которой означает полную заряженность, зависит от числа последовательно соединённых элементов в батарее. Возникает потребность в зарядном устройстве с широкими интервалами изменения этих параметров.

Предлагаемое устройство позволяет заряжать щелочные аккумуляторные элементы ёмкостью от 5 до 10000 мА·ч и батареи из них, содержащие 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14 или 16 элементов, соединённых последовательно. Далее в статье для обозначения и заряжаемых элементов, и батарей используется один термин — аккумулятор.

Устройство предоставляет возможность заряжать аккумулятор как прерывистым постоянным током, так и асимметричным током переменной полярности. Способ зарядки асимметричным током довольно часто рассматривался в литературе, например, в [1-3]. О его преимуществах и недостатках сказано много. Иногда он позволяет восстановить аккумулятор, потерявший ёмкость. Зарядный ток задают галетным переключателем на 11 положений. Значения этого тока фиксированы: 0,5; 1; 2; 5; 10; 20; 50; 100; 200; 500 и 1000 мА. Нужное значение обычно численно равно десятой доле выраженной в миллиампер-часах номинальной ёмкости аккумулятора.

Структурная схема зарядного устройства показана на рис. 1. Генератор вырабатывает прямоугольные импульсы. Они поступают на вход распределителя, формирующего интервалы времени для измерения ЭДС аккумулятора, его зарядки и разрядки. Эти три интервала образуют один зарядный цикл. Их длительности при зарядке асимметричным током относятся как 1:2:2, где первая цифра — относительная длительность измерения ЭДС, вторая — относительная длительность протекания зарядного тока 1з, третья — относительная длительность протекания разрядного тока 1р. Когда асимметрия выключена, это соотношение равно 1:2:0 (интервал разрядки исключён), зарядный ток при этом прерывистый.

Структурная схема зарядного устройства

Рис. 1. Структурная схема зарядного устройства

Измерение ЭДС заряжаемого аккумулятора происходит при отключённых стабилизаторах зарядного и разрядного тока. За ней следит компаратор напряжения. По достижении номинальной ЭДС он срабатывает, в результате чего узел управления останавливает распределитель в состоянии измерения ЭДС. В нём он может оставаться неограниченное время. Если ЭДС аккумулятора снизится, распределитель вновь будет запущен и начнётся зарядка.

Значения зарядного и разрядного тока задают соответствующие стабилизаторы в зависимости от положения имеющегося в устройстве переключателя. При этом ток зарядки всегда в десять раз больше тока разрядки. Чтобы упростить сопряжение микросхем зарядного устройства со стабилизаторами тока, их питание сделано двухполярным относительно общего провода. Сами стабилизаторы тоже питают двухполярным напряжением, причём положительное напряжение — регулируемое в зависимости от числа элементов в заряжаемой батарее. Это позволяет снизить мощность, рассеиваемую стабилизатором зарядного тока при зарядке аккумуляторов большой ёмкости, но малого напряжения.

Схема зарядного устройства показана на рис. 2. На элементах DD1.1, DD1.3, DD1.4собран генератор импульсов частотой около 150 Гц. Они поступают на счётчик DD3, на котором выполнен распределитель импульсов. Диоды VD5 и VD6 выполняют логическую функцию ИЛИ для сигналов с выходов 0 и 1 счётчика (выводы 3 и 2), формируя этим интервал времени для измерения ЭДС аккумулятора. Четыре диода VD7-VD10, выполняющих ту же функцию для сигналов с выходов 2-5 счётчика (выводы 4, 7, 10, 1), формируют интервал протекания зарядного тока. Ещё четыре диода VD11-VD14 объединяют сигналы с остальных выходов счётчика, формируя интервал разрядки.

Схема зарядного устройства

Рис. 2. Схема зарядного устройства

Как уже было сказано, измерение ЭДС заряжаемого аккумулятора выполняется, когда цепи зарядки и разрядки от него отключены. По достижении номинальной ЭДС уровень напряжения на выходе компаратора напряжения на ОУ DA1 становится высоким (около +15 В). Это напряжение через ограничитель из резистора R22 и диодов VD3 и VD4 поступает на один из входов элемента DD2.2. На нём и на элементах DD1.2, DD1.5 и DD2.1 собран узел управления распределителем. Логически высокий уровень, установленный на входе (выводе 5) элемента DD2.2 компаратором, и такой же уровень, пришедший на второй вход (вывод 6) того же элемента с распределителя в интервале измерения ЭДС, переводят элемент DD2.2 в состояние с низким уровнем на выходе, что останавливает распределитель в положении измерения ЭДС.

Для надёжной фиксации распределителя в остановленном состоянии компаратор DA1 охвачен положительной обратной связью через резистор R20.

Эта связь создаёт небольшой гистерезис в характеристике переключения компаратора, что увеличивает его помехоустойчивость. ЭДС, при которой зарядка прекращается, равна 1,35. 1,4 В на один аккумуляторный элемент. Этот уровень регулируют подстроечным резистором R19.

Заряжать можно и аккумуляторы с ЭДС, при которой зарядку следует прекращать, отличающейся от установленной в зарядном устройстве, но тогда за процессом зарядки придётся следить самостоятельно. Выключатель SA2 в замкнутом состоянии исключает воздействие компаратора DA1 на работу распределителя, в результате чего тот продолжает работу независимо от ЭДС заряжаемого аккумулятора.

Диоды VD1, VD2 и резистор R21 защищают входную цепь ОУ от повреждения высоким напряжением. Источник образцового напряжения для компаратора состоит из резисторов R1-R11 и переключателя SA1.1. Числа, обозначающие положения переключателя, соответствуют числу элементов в заряжаемой батарее.

Логический элемент DD2.3 инвертирует разрешающий зарядку сигнал с распределителя, элемент DD1.6 ещё раз инвертирует его, усиливает по току и подаёт на базу транзистора VT6, управляющего стабилизатором зарядного тока. О разрешении зарядки сигнализирует светодиод HL1 зелёного цвета свечения.

Элемент DD2.4 инвертирует сигнал интервала разрядки с распределителя перед подачей его на базу транзистора VT7, управляющего стабилизатором разрядного тока. О том, что работа этого стабилизатора разрешена, сигнализирует светодиод HL2 жёлтого цвета свечения. Когда зарядка аккумулятора завершена, светодиод HL1 гаснет, а если она выполнялась в режиме асимметричного тока, то гаснет и светодиод HL2. Диоды VD15 и VD16 ограничивают обратное напряжение на базах транзисторов VT6 и VT7, когда они закрыты.

Отключить асимметрию зарядного тока можно выключателем SA3. Когда его контакты замкнуты, элемент DD2.4 блокирует сигнал включения стабилизатора разрядного тока, а элементы DD1.2, DD1.5 и DD2.1 формируют сигнал, переводящий распределитель в состояние измерения ЭДС. Поэтому интервал разрядки в цикле работы зарядного устройства отсутствует, а ток зарядки прерывистый. Светится только светодиод HL1.

На транзисторах VT1, VT3 и VT4 собран стабилизатор зарядного тока. Значение тока зависит от сопротивления резисторов R29-R42, выбранных переключателем SA4.1. Транзисторы VT2 и VT5 стабилизируют разрядный ток, зависящий от сопротивления резисторов R47-R59, выбранных переключателем SA4.2.

Схема узла питания зарядного устройства показана на рис. 3. Большинство питающих напряжений получают из переменного напряжения обмотки 3-5 трансформатора T1, выпрямленного диодами моста VD19. Стабилизатор напряжения +/-15 В для питания ОУ DA1 выполнен на стабилитронах VD21-VD24 и резисторах R62, R63. Стабилитроны VD26, VD27 и резисторы R64, R65 образуют стабилизатор напряжения +/-4,7 В для цифровых микросхем .

Схема узла питания зарядного устройства

Рис. 3. Схема узла питания зарядного устройства

Для питания стабилизатора зарядного тока предназначен выпрямитель на диодном мосте VD20 со ступенчатой регулировкой выпрямленного напряжения. Она производится переключением отводов вторичной обмотки 6-10 трансформатора T1 переключателем SA1.2, спаренным с SA1.1. Стабилизатор разрядного тока питается от обмотки 11-12 трансформатора T1 через нестабилизированный выпрямитель на диодном мосте VD25.

Собрано зарядное устройство в стальном корпусе размерами 180х200х х165 мм. На его передней панели размещены все переключатели, светодиоды и зажимы для подключения аккумулятора. На задней панели установлен держатель плавкой вставки ВПБ6-1 (FU1) и выведен сетевой шнур. Внутри корпуса находятся трансформатор T1 и монтажная плата размерами 170×190 мм. К плате прикреплён ребристый с одной стороны теплоотвод размерами 80х80 мм, с плоской стороны которого закреплены без каких-либо прокладок транзисторы VT3-VT5.

Трансформатор T1 мощностью 30. 40 ВА изготовлен из предназначенного для питания галогенных ламп. Он имеет тороидальный стальной маг-нитопровод. Его первичная обмотка сохранена, а вторичная на 12 В удалена. Обмотка 3-5 намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,28 мм и содержит 180 витков с отводом от середины. Напряжение на каждой половине этой обмотки — 14 В. Обмотка 11-12 состоит из 39 витков такого же провода, её напряжение — 6,6 В. Многовыводная обмотка 6-10 намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,67 мм. Всего в ней 132 витка — по 33 в каждой из четырёх секций. Напряжение между выводами 6 и 10 — 22 В. Между выводами 9 и 10 — 5,5 В, между выводами 8 и 10 — 11 В, между выводами 7 и 10 — 16,5 В.

Переключатели SA1 и SA4 — галет-ные ПМ 11П2Н, выключатели SA2, SA3 — МТ1 или аналогичные импортные, SA5 — ТП1-2. В качестве зажимов XT1 и XT2 для подключения заряжаемого аккумулятора GB1 использован пружинный разъём для акустических колонок с двумя зажимами — красным и чёрным. К красному зажиму подключают плюсовой полюс аккумулятора, к чёрному — минусовый.

В устройстве использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный резистор СП3-38а, оксидные конденсаторы К50-16 и аналогичные импортные, керамические конденсаторы К10-7в. Диодные мосты КЦ407А и RS107 можно заменить другими, аналогичными по параметрам.

Налаживание устройства начните с подборки резистора R26. Для этого подключите к зажимам XT1 и XT2 многопредельный миллиамперметр. Затем соедините двумя проволочными перемычками базу с эмиттером каждого из транзисторов VT6 и VT7. Подбирая резистор R26, добейтесь отсутствия тока через транзистор VT2.

Перед регулировкой стабилизатора тока зарядки соедините одной проволочной перемычкой коллектор и эмиттер транзистора VT6, а другой — базу и эмиттер транзистора VT7. Проследите за показаниями миллиамперметра в каждом положении переключателя SA4. Если ток значительно, более чем на ±5 %, отличается от требуемого, то подборкой соответствующего резистора доведите его до нормы.

Стабилизатор разрядного тока проверьте точно так же, но соединив перемычками базу транзистора VT6 с его эмиттером, а также коллектор с эмиттером транзистора VT7. Ток разрядки должен быть в десять раз меньше тока зарядки, устанавливаемого переключателем SA4. Если это не так, подберите соответствующие резисторы в стабилизаторе разрядного тока.

После выполнения описанных операций не забудьте удалить все перемычки. Теперь нужно отрегулировать пороговую ЭДС, при которой будет прекращаться зарядка. Для этого подключите плюсом к зажиму XT2, а минусом — к зажимуXT1 внешний регулируемый стабилизированный источник напряжения, нагруженный резистором, например, 100 Ом мощностью 1 Вт. Установите переключателем SA4 зарядный ток 2 мА, а переключателем SA1 — число заряжаемых элементов, равное шести, движок подстроечного резистора R19 переведите в положение минимального сопротивления (левое по схеме). Подстроеч-ным резистором добейтесь уверенного отключения зарядного тока при напряжении внешнего источника 8,1 . 8,4 В. Светодиод HL1, а если выключателем SA3 включён режим асимметричной зарядки, и светодиод HL2 при превышении этого напряжения должны гаснуть.

Чтобы после этой регулировки получить приемлемые значения ЭДС прекращения зарядки и в других положениях переключателя SA1, нужно подобрать резисторы R1-R11 со значениями сопротивления, максимально близкими к указанным на схеме, или использовать резисторы повышенной точности.

1. Скриндевский Н. Автоматическое зарядное устройство аккумуляторной батареи. — Радио, 1991, № 12, с. 28-30.

2. Яковлев Е. Низковольтное автоматическое зарядное устройство. — Радиоама-тор, 2005, № 7, с. 21.

3. Коновалов В. Пульсирующее зарядновосстановительное устройство. — Радиолюбитель, 2007, № 5, с. 30, 31.

Автор: А. Вишневский, г. Луганск, Украина

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.

Зарядное устройство ЗУ-75М

Зарядное устройство для автомобильных АКБ ЗУ-75М

Устройство предназначено для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью от 40 до 75 А/ч. На передней панели ЗУ-75М расположен двухпозиционный переключатель зарядного тока и индикатор зарядного тока, с пределом показаний от 0 до 10А. Для удобства зарядное устройство ЗУ-75М оснащено индикатором ЭДС, который поможет оценить состояние аккумулятора (Подробная инструкция указана в Руководстве по эксплуатации).

Характеристики:

  • Ток заряда: 0-10А
  • Емкость заряжаемого аккумулятора: 40–75 А/ч
  • Защита от неправильной полярности
  • Защита от короткого замыкания
  • Индикатор ЭДС
  • Ток, потребляемый в режиме холостого хода, не более 0,15А, при напряжении питания 220 В ±10%, (50±1)Гц
  • Режим работы при зарядном токе 6 А, не менее 6 часов.
  • Отключение при аварийном режиме работы, при выходном токе в цепи нагрузки более (10±’0)А, через 2-5 секунд
  • Номинальное выходное постоянное напряжение (13,5±1.2) В, при напряжении питания. от 198 В до 242 В
  • Номинальный ток заряда 6,0±0,5-0,1А
  • Потребляемая мощность, при токе заряда 6 А, не более 100 Вт
  • Степень защиты от поражения электрическим током II
  • Габаритные размеры(Ш/В/Г): 210/140/87 мм
  • Масса прибора не более, 1,7 кг
  • Срок службы не менее 10 лет.

Запрещается эксплуатация устройства при повреждении шнура питания!

Указания по эксплуатации:

  • Устройство зарядное ЗУ-75M предназначено для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью от (40 до 75) А/ч.
  • Клемму аккумулятора, не подсоединенную к шасси, следует подсоединять к зарядному устройству первой, другое подсоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии затем зарядное устройство батарей присоединяют к питающей сети.
  • Устройство зарядное работает от сети переменного тока частотой 50 Герц и напряжением 220 Вольт.
  • Условия эксплуатации в закрытых проветриваемых помещениях при температуре от -10°C до +35°C и относительной влажности до 85%.

Требования по безопасности:

При эксплуатации зарядного устройства ЗУ-75М необходимо соблюдать требования руководства по эксплуатации.

  • Запрещается снимать кожух устройства во время работы.
  • Запрещается проводить какой-либо ремонт устройства аварийного отключения зарядного устройства.
  • Запрещается замыкать или блокировать механически устройство защитного отключения.
  • Во время заряда аккумуляторной батареи выделяются взрывоопасные газы, проветривайте периодически помещение.
  • Зарядное устройство располагайте на расстоянии около 1 метра от заряжаемой батареи.
  • Отключайте зарядное устройство от сети питания перед тем, как присоединяете или отключаете заряжаемый аккумулятор.
  • Помните, что оставленный без надзора на долгое время заряжаемый аккумулятор, представляет опасность.
  • Устройство зарядное ЗУ-75M имеет устройство защитного отключения по вторичной цепи и отключает зарядную цепь при превышении зарядного тока более 10А.
  • Предупреждение о невозможности перезарядки неперезаряжаемых батарей.

Порядок работы:

Подготовка:

  1. При всех подготовленных операциях устройство должно быть отключено от сети.
  2. Установите зарядное устройство на расстоянии около 1 метра от заряжаемого аккумулятора.
  3. Присоединяйте зажимы зарядного устройства к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность и оцените его состояние с помощью индикатора ЭДС.
  4. Установите переключатель тока заряда в положение соответствующее емкости заряжаемой батареи: — для аккумуляторов — 55 — 75 А/ч — (4-6)А.

Применение:

  1. После выполнения операций, по подготовке, зарядное устройство подключается к сети питания, и процесс зарядки начался.
  2. Не рекомендуется производить заряд и подзарядку аккумуляторной батареи повышенным током.
  3. Придерживайтесь рекомендаций завода-изготовителя аккумулятора.
  4. После завершения зарядки начнет светиться светодиод индикатора ЭДС со значением.
  5. Отключите ЗУ-75М от сети питания, отсоедините зажимы от клемм аккумулятора. Прибор готов к хранению.

Комплект поставки:

  • Зарядное устройство ЗУ-75M с соединительными проводами 1шт.
  • Зажимы для подключения к аккумуляторной батарее 2 шт.
  • Упаковка зарядного устройства 1 шт.
  • Руководство по эксплуатации. 1 шт.
Вес 1.7 кг
Страна производства Россия
Размер (ВхШхГ) 210 × 140 × 87 мм
Материал Пластик
Цвет красный
Источник питания 220V
    Категории:
  • Автомобильные аксессуары
  • Зарядные устройства для автомобильных АКБ

Что такое эдс батареи на зарядном устройстве

Электродвижущая сила аккумулятора

Можно ли по ЭДС точно судить о степени заряженности аккумулятора?

Электродвижущей силой (ЭДС) аккумулятора называется разность его электродных потенциалов, измеренная при разомкнутой внешней цепи:

где φ+ и φ– – соответственно потенциалы положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи.

ЭДС батареи, состоящей из n последовательно соединённых аккумуляторов:

В свою очередь, электродный потенциал при разомкнутой цепи в общем случае состоит из равновесного электродного потенциала, характеризующего равновесное (стационарное) состояние электрода (при отсутствии переходных процессов в электрохимической системе), и потенциала поляризации.

Этот потенциал в общем случае определяется как разность между потенциалом электрода при разряде или заряде и его потенциалом в равновесном состоянии в отсутствии тока. Однако следует отметить, что состояние аккумулятора сразу после выключения зарядного или разрядного тока не является равновесным вследствие различия концентрации электролита в порах электродов и межэлектродном пространстве. Поэтому электродная поляризация сохраняется в аккумуляторе довольно длительное время и после отключения зарядного или разрядного тока и характеризует в этом случае отклонение электродного потенциала от равновесного значения за счёт переходного процесса, то есть в основном вследствие диффузионного выравнивания концентрации электролита в аккумуляторе от момента размыкания внешней цепи до установления равновесного стационарного состояния в аккумуляторе.

Химическая активность реагентов, собранных в электрохимическую систему аккумулятора, и, следовательно, изменение ЭДС аккумулятора весьма незначительно зависит от температуры. При изменении температуры от –30°С до+50°С (в рабочем диапазоне для АКБ) электродвижущая сила каждого аккумулятора в батарее изменяется всего на 0,04 В и при эксплуатации аккумуляторов им можно пренебречь.

С повышением плотности электролита ЭДС повышается. При температуре +18°С и плотности 1,28 г/см3 аккумулятор (имеется в виду одна банка) обладает ЭДС равной2,12 В. Аккумуляторная батарея из шести элементов обладает ЭДС равной 12,72 В(6 ? 2,12 В = 12,72 В).

По ЭДС нельзя точно судить о степени заряженности аккумулятора.
ЭДС разряженного аккумулятора с большей плотностью электролита будет выше, чем ЭДС заряженного аккумулятора, но имеющего меньшую плотность электролита. Величина ЭДС исправного аккумулятора зависит от плотности электролита (степени его заряженности) и изменяется от 1,92 до 2,15 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей путём измерения ЭДС можно обнаружить серьёзную неисправность аккумуляторной батареи (замыкание пластин в одной или нескольких банках, обрыв соединительных проводников между банками и тому подобное).

ЭДС измеряют высокоомным вольтметром (внутреннее сопротивление вольтметране менее 300 Ом/В). В ходе выполнения измерений вольтметр присоединяют к выводам аккумулятора или батареи. При этом через аккумулятор (батарею) не должен протекать зарядный или разрядный ток!

***
Электродвижущая сила (ЭДС) – скалярная физическая величина, характеризующая работу сторонних сил, то есть любых сил неэлектрического происхождения, действующих в квазистационарных цепях постоянного или переменного тока.
ЭДС так же, как и напряжение, в Международной системе единиц (СИ) измеряется в вольтах.

Как заряжать АКБ? Виды зарядки

Комфортная и беспроблемная езда невозможна без правильного и своевременного обслуживания стартерной батареи. Даже если принято решение купить аккумулятор для автомобиля дешево и без длительной гарантии, сохраняются высокие шансы на многолетнюю эксплуатацию, четкую работу бортовой сети и быстрый запуск двигателя в сильные морозы. Главное, знать электрохимический тип АКБ и корректно восстанавливать емкость, избегая избытка напряжения и силы тока, применяя нужное оборудование, режим и частоту.

СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ И ТОК ЗАРЯДКИ

Важно правильно оценивать понятие «полная разрядка» аккумулятора. Номинальное напряжение «12В» – это удобная для обихода цифра, но не более того. Реально каждая из шести последовательно соединенных банок выдает чуть больше 2,1В. Таким образом, нормальное рабочее напряжение соответствует 12,7-12,9В. Снижение вольтажа на 10-12% определяет фактическую, полную потерю заряженности.

Положительные и отрицательные пластины начинают обильно покрываться сульфатом свинца, а электролит теряет свою плотность. Без надлежащего контроля химические процессы становятся необратимыми, на рабочих поверхностях образуется нерастворимый осадок, а батарея приходит в негодность. Особенно губительна глубокая разрядка для кальциевых АКБ типа Ca/Ca.

Точно и быстро охарактеризовать текущую степень заряженности можно с помощью вольтметра и специального показателя работоспособности тока – электродвижущей силы (ЭДС). Для этого измерительный прибор подключается к клеммам батареи при нулевом токопотреблении и без нагрузки (состояние покоя). Также необходимо учитывать актуальную окружающую температуру (см. таблицу).

Максимальная сила тока зарядки составляет 1/10 часть от емкости АКБ, например, для 60Ач – это 6А, для 75Ач – 7,5А, для 100Ач – 10А. Аккуратного подхода требуют классические свинцово-кислотные батареи 60Ач в супербюджетном облегченном исполнении 13-13,5 кг (обычный вес 14,2-14,5 кг). Несмотря на заявленную емкость в 60 ампер-час, иногда в каждой банке размещено 4-5 положительных и 5 отрицательных пластин вместо стандартного формата 6+6. Это не только снижает вес, но и фактическую емкость, которая не превышает 40-45Ач и требует для корректного восстановления максимальную силу тока в 4-4,5А.

ТИПЫ АКБ И ПРЕДЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДКИ

Все батареи с напряжением 12 вольт можно разделить по рабочему состоянию электролита на 3 электрохимические группы:

  • жидкие (WET, EBF, Са+ Са, Ca+ или Hybrid);
  • абсорбированные (AGM);
  • гелевые (GEL).

Последний тип очень перспективный, но пока доступен в тяговых вариациях с низкими значениями пусковых токов.

Основная масса стартерных АКБ имеет жидкий электролит – классический (WET), с утолщенными пакетами (EBF), добавлением кальция в положительные и отрицательные пластины (Сa/Ca), с легированием одной части электродов кальцием, а другой – сурьмой (Hybrid). Чтобы корректно зарядить такой тип батарей, например, разряженный до 50% аккумулятор автомобильный Banner (Австрия), Hankook (Южная Корея), «Зверь (Россия), максимальное напряжение не должно превышать 14,2-14,4В. Для АКБ с абсорбированным в стеклоткань электролитом, которые адаптированы под систему «старт-стоп», как AGM автоаккумуляторы Exide (Эксайд), Bosch (Бош), Yuasa (Юаса), необходим повышенный вольтаж восстановления 14,7-14,8В.

ВИДЫ ЗАРЯДКИ

Оптимальный вариант для заказа АКБ и пуско-зарядного устройства – специализированный интернет-магазин автомобильных аккумуляторов, который предлагает цены без посреднических надбавок и длительную гарантию от производителя. Независимо от типа и исполнения батареи (обслуживаемая, необслуживаемая, малообслуживаемая) сохраняется необходимость в регулярном частичном или вынужденно полном восстановлении емкости. Для этого применяются следующие виды зарядки АКБ:

  • автомат;
  • ручная;
  • регенерация;
  • буферный режим.

Эффективная проверка текущей работоспособности автоаккумулятора возможна «разгрузочной вилкой», которая в течение 3-5 секунд передает на клеммы нагрузку, превышающую емкость на 200%. Краткосрочное проседание до 9В и ниже указывает на необходимость срочной подзарядки.

Автоматическая зарядка АКБ

Требует зарядных или пуско-зарядных устройств, которые автоматически определяют ток и напряжение, а главное – динамически меняют их значения в процессе восстановления емкости, чтобы избежать вскипания электролита, недозаряда или, что опасней, – перезаряда. Выбор электротехнических параметров работы в зависимости от типа АКБ реализован через настройку рабочего напряжения или отдельных режимовWET, AGM и т.д. Важно учитывать, чтобы доступная сила зарядного тока не была меньше 10% от емкости батареи.

Автоматическая зарядка АКБ постоянным напряжением происходит по сложному многоступенчатому алгоритму:

  • зарядный ток постепенно снижается на фоне роста напряжения аккумулятора;
  • при достижении 14,8В происходит стабилизация напряжения;
  • низкий ток зарядки (5% от емкости) продолжает поступать на клеммы еще 2 часа для приближения к уровню максимальной заряженности и сброса эффекта памяти;
  • на последнем этапе работает напряжение 13,8В, которое позволяет достичь 100%-ной зарядки без риска перезаряда и перегрузки.

Некоторые ЗУ обеспечивают автомат-зарядку автоаккумулятора импульсным напряжением с последующими поочередными выдержками АКБ под токами максимального значения и постоянным напряжением 13,8В.

Общее время восстановления (при условии разряда 50% и меньше) – 8-12 часов.

Ручная зарядка аккумулятора

Требует от пользователя навыков в обращении с мультиметром и регулярного контроля силы постоянного тока заряда, который поначалу выставляется на уровне 10% от номинальной емкости батареи (55Ач = 5,5А; 60Ач = 6,0А; 70Ач = 7,0А).

Первая проверка напряжения на электродах проводится через 3-4 часа. Необходимый показатель – 14,2-14,4В, при которых повышается интенсивность гидролиза электролита и возникает риск закипания. Если искомое значение достигнуто, необходимо снизить ток зарядки в 2 раза (55Ач = 2,2А; 60Ач = 3,0А; 70Ач = 3,5А).

Третий этап стартует, когда на выводах батареи получено значение 14,8-15,0В. Далее необходимо повторить двойное снижение токовых значений (55Ач = 1,2А; 60Ач = 1,5А; 70Ач = 1,7А). Проверка выполняется каждые 1,5-2 часа. Если значение тока и напряжения остаются неизменными при нескольких измерениях – АКБ заряжен на 100% и готов к дальнейшей эксплуатации.

Восстановление утраченной емкости батареи связано с удалением осадка сернокислого свинца с рабочих поверхностей пластин. Основная причина дефекта – глубокий разряд. Для этого применяются специальные зарядки-автоматы с режимом десульфатации, который предусматривает цикличное использование зарядно-разрядных токов в соотношении 10 к 1.

Также процедуру можно выполнить с помощью стандартного ЗУ и автомобильного ареометра , потратив на это несколько дней:

  • 8-10 часов зарядки при 13,8-14,4В и 0,8-1,0А, чтобы достигнуть 10В на электродах;
  • полное отключение на сутки;
  • 8-10 часов при 13,8-14,4В и 2,0-2,5А (искомое значение на выводах батареи 12,6-12,8В);
  • 7-10-часовая разрядка АКБ до 9В нагрузкой в виде автомобильной или бытовой лампочки 12В;
  • далее повторяются шаги 1-4 с постоянной проверкой плотности электролита, пока не будет получен показатель 1,27 г/см 3 .

Количество полных циклов может достигать 5-10 и занимать 14-16 дней. Уровень регенерации аккумулятора – 80-95%. Если результат восстановительных работа получился неудовлетворительным, всегда можно сдать АКБ в Москве дорого и выручить часть средств для покупки новой батареи.

Зарядные устройства с буферной технологией способны определять ток внутренних утечек аккумулятора (саморазряд) и поддерживать полную емкость неделями и месяцами без риска сульфатации, замерзания электролита и перезаряда. Это оптимальный вариант длительного хранения батареи в зимний период или при редких поездках на автомобиле.

Восстановление уравнительным током хорошо подходит для глубоких разрядов необслуживаемых аккумуляторов. Устройство сначала работает как ограничитель токовых нагрузок, затем не допускает превышение напряжения больше 13,5-13,8В. Постоянная дозарядка при хранении выполняется компенсирующими саморозряд микротоками 100-150мА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой вид зарядки автомобильного аккумулятора требует соблюдения температурного режима. Оптимально – это +20-25°С. Если микроклиматические условия не попадают в этот интервал, следует применять ЗУ с функцией термокомпенсации. Для корректной подзарядки АКБ ее следует снять с автомобиля и установить в проветриваемом помещении.

В ситуации, когда регенерация циклами зарядно-разрядных токов не увенчалась успехом, можно применить методику «переполюсовки» (плюс к минусу – минус к плюсу). Ток зарядки – 5% от емкости. Контрольное значение – 12-14В на выводах. Затем следует применить нагрузку (лампочку) для полной разрядки. После этого выполнить полную правильную зарядку (плюс к плюсу – минус к минусу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *