Что является объектом налогообложения транспортного налога
Перейти к содержимому

Что является объектом налогообложения транспортного налога

  • автор:

Что является объектом налогообложения транспортного налога

НК РФ Статья 358. Объект налогообложения

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 358 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ)

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ)

Пп. 13 п. 2 ст. 358 распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

13) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

(пп. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Что является объектом налогообложения транспортного налога

Раздел IV. Объект налогообложения (статья 358 Кодекса)

11. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

13. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003, N 4251).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95 (зарегистрированы в Минюсте России 27.01.95, N 785).

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 02.03.95 N 137 (зарегистрирован в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что главой 28 Кодекса в отношении наземных транспортных средств предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в том числе машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

14. Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

При этом суда подлежат государственной регистрации в:

Государственном судовом реестре Российской Федерации;

бербоут-чартерном реестре; реестре арендованных иностранных судов.

Военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, не подлежат государственной регистрации в указанных реестрах. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна (пункт 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Поэтому указанные шлюпки и плавсредства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2001 г., N 3029).

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2001 г., N 2556).

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2001 г., N 2717).

15. Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Минобороны России.

Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету в уполномоченных органах в области оборонной промышленности (статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации). К экспериментальным воздушным судам относятся суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110.

Правила государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации (дополнение к Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации) утверждены Приказом Минтранса России от 10.04.96 N ДВ-44.

Реестр воздушных судов авиации общего назначения является частью Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (пункт 1.4 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

Парапланы, дельтапланы и другие безмоторные сверхлегкие летательные аппараты подлежат учету в ОФСЛА России (п. 1.1 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

На гражданское воздушно судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации (пункт 1.8 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). На воздушное судно авиации общего назначения, занесенное в Реестр воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна (пункт 1.6 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

При регистрации гражданского воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки (пункты 1.4, 8.3.1 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). Регистрационные знаки воздушных судов авиации общего назначения могут отличаться от знаков гражданских воздушных судов количеством цифр либо наличием в регистрационном знаке буквенных символов (пункт 1.3 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44).

16. При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

— Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

— Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

17. В пункте 2 статьи 358 Кодекса указаны транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения по транспортному налогу. При этом необходимо учитывать следующее.

17.1. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания.

Для непризнания автомобиля легкового объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного автомобиля легкового через органы социальной защиты населения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: нижеупомянутое письмо Минсоцзащиты и Минфина РФ N 1-707-18/28 издано 23.03.1993, а не 23.04.1993.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.93 N 1-707-18/28 (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.93, N 259).

17.2. Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава.

К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).

17.3. Тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода.

Учет произведенной сельхозпродукции ведется по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России Постановлением от 29.09.97 N 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя предоставляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

При непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях.

17.4. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

17.5. В соответствии со статьей 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

17.6. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба, а также положениями об этих органах.

ФНС России напомнила какие транспортные средства облагаются налогом на имущество, а не транспортным налогом

Не являются объектом налогообложения промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (письмо Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № БС-4-21/23541). В соответствии с главой 40 Гражданского кодекса под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок понимается деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки.

Объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового кодекса, статьей 378.1 НК РФ и статьей 378.2 НК РФ.

Подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимым вещам.

Таким образом, учитываемые на балансе организации подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Объекты налогообложения (статья 358 НК РФ)

Объекты налогообложения (статья 358 НК РФ)

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым ранее уплачивался налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

  • автотранспортные средства;
  • водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);
  • воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. До государственной регистрации они объектом налогообложения не являются.

Обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 30 декабря 2004 года №03-06-04-04/17:

«Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование». Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории «Машины и оборудование», что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу».

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

  1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

В Письме МНС Российской Федерации от 1 октября 2003 года №НА-6-21/1017@ «О порядке применения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ» со ссылкой на вышеприведенную статью Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сказано:

«Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 №17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»).

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Льгота, предусмотренная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, распространяется только на транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. На лиц, проходящих военную службу в этих органах, льгота не распространяется и указанные лица в отношении зарегистрированных на них транспортных средств уплачивают транспортный налог в общем порядке.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 марта 2006 года №03-06-01-02/09 обращено внимание на судебную практику, в частности на Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 года по делу №А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 года по делу №А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 года по делу №А42-871/2005-20, из которых следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 НК РФ. Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2006 года №03-06-04-04/12.

  1. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

О том, какие транспортные средства не являются объектами налогообложения в отношении конкретных наземных, водных и воздушных транспортных средств, мы рассмотрим ниже в соответствующих разделах.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Объектом налогообложения по наземным транспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (далее — ОКОФ) к самоходным машинам отнесены бульдозеры (код 14 2924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения главы 28 НК РФ транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 25 августа 2004 года №03-06-04-04/01.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 мая 2006 года №03-06-04-04/15 «О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога».

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

  • троллейбусы;
  • железнодорожные и трамвайные локомотивы;
  • рельсовый подвижной состав;
  • прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

ОКОФ установлено, что автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, следует считать передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматривать (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К таким передвижным предприятиям соответствующего назначения в частности отнесены:

  • передвижные электростанции;
  • передвижные трансформаторные установки;
  • передвижные мастерские;
  • вагоны-лаборатории;
  • передвижные диагностические установки;
  • вагоны-дома;
  • передвижные кухни, столовые, магазины;
  • душевые;
  • клубы;
  • конторы и тому подобное.

«Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года.

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137.

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 кубических сантиметров не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Таким образом, данные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

3.2.2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

  1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации №1-707-18, Минфина Российской Федерации от 23 марта 2003 года №28 «О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля «Запорожец» или мотоколяски и их реализации».

Нередко возникают вопросы по поводу уплаты транспортного налога инвалидами — владельцами легковых автомобилей, купленных и переоборудованных ими за свой счет. Минфин Российской Федерации в своем Письме от 8 июля 2004 года №03-06-11/100 сообщает, что редакция подпункта 2 пункта 3 статьи 358 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что:

«автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами» и «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73.55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке»

в целях применения главы 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств. На основании изложенного специалисты Минфина Российской Федерации считают, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

  1. Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:
    • тракторы;
    • самоходные комбайны всех марок;
    • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Применение льготы сельхозпроизводителями разъяснено в Письме Минфина Российской Федерации от 5 июня 2006 года №03-06-04-02/22. В нем, в частности, сказано, что из нормы подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения перечисленных в этом подпункте транспортных средств является соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий перечисленные в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью.

Обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №03-06-04-04/19, разъясняющему порядок применения главы 28 НК РФ. В нем сказано, что на основании статьи 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Далее в письме сказано следующее:

«Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, классифицируемые по коду 01 «Сельское хозяйство, охота и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг», к лесному хозяйству — виды деятельности, классифицируемые по коду 02 «Лесоводство, лесозаготовки и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг» раздел А «Сельское хозяйство, охота и лесоводство».

Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание, что лесное хозяйство является самостоятельным видом деятельности, используемые федеральным государственным учреждением на лесовосстановительных и лесоохранных работах транспортные средства (тракторы, специальные автомашины технического обслуживания) не подпадают под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса и, следовательно, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу».

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и статья 346.2 главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

«…сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем, объеме доходов не менее 70 процентов.

В целях настоящей главы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции».

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года. Для этого сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, необходимо разделить на общую годовую выручку организации и результат умножить на 100 процентов. Если получилось более 70 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. При определении доли сельхозпродукции ни в объеме произведенной сельхозпродукции, ни в общем, объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно занимается изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли организация в 2006 году использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка организации за год составила 850 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей — 600 000 рублей;
  • от продажи картонной тары — 250 000 рублей.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки равна:

(600 000 рублей / 850 000 рублей) х 100% = 70,59%.

Следовательно, организация может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • выручка от реализации овощей — 700 000 рублей;
  • выручка от оказания услуг — 230 000 рублей.

Определим долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки:

(700 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 75,27%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит.

Предположим, что выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей — 650 000 рублей;
  • от оказания услуг — 280 000 рублей.

Определяем долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки. Она равна:

(650 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 69,89%.

Значит, организация должна заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 69,89%, а это меньше 70%. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Объектами налогообложения среди водных транспортных средств являются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие транспортные средства.

Как следует из статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.

По вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом следует обратиться к Письму Федеральной налоговой службы (далее — ФНС Российской Федерации) от 9 февраля 2005 года №21-5-05/4@ «О транспортном налоге». В этом письме в качестве приложения содержится Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2005 года №03-06-04-02/1, в котором специалисты данного ведомства обращают внимание налогоплательщиков транспортного налога на то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно. Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Под судном в соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биоресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87.

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30.

За государственную регистрацию судов взимается плата, размер и порядок взимания которой определяются в соответствии со статьей 333.33 главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации подлежат:

  • суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не более чем 80 тонн;
  • любые пассажирские и наливные суда;
  • прогулочные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов;
  • прогулочные суда и спортивные суда (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн;
  • суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути.

Государственная регистрация судов осуществляется на основании заявления заявителя и документов, предусмотренных Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №144.

Не являются объектами налогообложения в отношении водных транспортных средств:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (подпункт 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • промысловые морские и речные суда (подпункт 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подпункт 9 пункта 2 статьи 358 НК РФ). Следует отметить, что подпункт 9 введен в пункт 2 статьи 358 НК РФ Федеральным законом от 20 декабря 2005 года №168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Согласно пункту 2 статьи 4 названного Федерального закона вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон был официально опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года, следовательно, изменения, внесенные в НК РФ, не могут вступать в силу ранее 23 января 2006 года. Разъяснения по поводу применения рассматриваемой льготы содержатся в Письме Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 26 февраля 2006 года №19-42-И/0211@ «О транспортном налоге», в котором, в частности, сказано следующее:

«В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены статьей 5 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (статья 360 Кодекса), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20.12.2005 №168-ФЗ, говорящей о вступлении в силу изменений в Кодекс, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше».

Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими, согласно статье 34 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации подлежат регистрации в общем порядке. Вместе с тем, правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, на основании статьи 3 не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях. Следовательно, названные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в реестрах и, соответственно, не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Выше мы отмечали, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

На транспортные средства, находящиеся в аренде, это положение НК РФ не распространяется. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

Приведем Письмо Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/44, разъясняющее порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

«Подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 №БГ-3-21/177, к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер)».

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В отношении воздушных транспортных средств объектом налогообложения признаются самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, перечень воздушных транспортных средств, которые могут являться объектами налогообложения транспортным налогом, открыт.

В разделе 2.4. книги мы отмечали, что воздушным судом в соответствии со статьей 32 Воздушного кодекса Российской Федерации является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Также в разделе 2.4. мы привели определения легкого и сверхлегкого воздушных судов.

Гражданским воздушным судном является судно, используемое в гражданской авиации и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности.

К экспериментальным воздушным судам согласно пункту 15 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ относятся:

«…суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники».

Поскольку все перечисленные летательные аппараты подлежат государственной регистрации, они будут являться объектами налогообложения транспортным налогом.

Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов подлежат государственной регистрации в порядке, определенном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Воздушным кодексом Российской Федерации установлено, что правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом. В частности Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов утверждены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №460.

Следует обратить внимание, что согласно статье 130 ГК РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимым вещам.

Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация отдельных видов недвижимого имущества. Таким образом, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания подлежат не только специальной регистрации, о которой мы писали выше, но и государственной регистрации в едином государственном реестре.

Не являются объектами налогообложения на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

  • пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Вышеуказанное положение НК РФ на воздушные суда, находящиеся в аренде, не распространяется, что подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Какими документами организации подтверждают, что основным видом их деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, мы рассмотрели в предыдущем разделе. Добавим лишь, что перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, также договора перевозки регламентируются главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

При наличии лицензии организации — эксплуатанты, непосредственно осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, освобождаются от уплаты транспортного налога.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕНВД

Уплата организациями единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) согласно статье 346.26 НК РФ предусматривает их освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Помимо перечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает организацию от уплаты транспортного налога. Плательщиками транспортного налога признаются, в частности, юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В Письме МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» рассмотрены особенности налогообложения организаций и предпринимателей, занимающихся автоперевозками. В целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К ним относятся автобусы любых видов, легковые и грузовые автомобили.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски к транспортным средствам не относятся (статья 346.27 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Более подробно с вопросами, касающимися ЕНВД, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Единый налог на вмененный доход».

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями, согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, как и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут являться плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, зарегистрированных за данными организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Упрощенная система налогообложения».

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции определена главой 26.4 НК РФ и относится к специальному налоговому режиму.

При выполнении соглашений о разделе продукции существуют особые моменты начисления и уплаты транспортного налога:

  • во-первых, освобождение распространяется на транспортные средства, не относящиеся к легковому автотранспорту;
  • во-вторых, освобождение распространяется на транспортные средства, используемые исключительно в целях соглашения.

Для того, чтобы получить освобождение от уплаты транспортного налога, инвестор должен предоставить в налоговый орган документы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2004 года №14 «Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции».

В список предоставляемых документов входят:

  1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период.
  2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика).
  3. Реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период. Форма реестра приведена в приложении №1 Приказа МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 «Об утверждении Порядка и сроков представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции».
  4. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции.

Приказом МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 утвержден «Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции» (далее — Порядок).

Действие Порядка распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ.

Требуемые для освобождения от уплаты транспортного налога документы, представляются налогоплательщиком в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, одновременно с представлением налоговой декларации по транспортному налогу.

Поскольку транспортный налог отнесен к числу региональных налогов, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу в течение налогового периода, а также определены отчетные периоды. В этом случае, за первый отчетный период налогового периода вместе с представлением расчета по авансовому платежу по транспортному налогу необходимо представить все документы, перечисленные выше. По окончании налогового периода при представлении декларации по налогу, представляются документы, перечисленные в пунктах 2 — 4 Порядка.

Следует обратить внимание, что реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей) заполняется нарастающим итогом с начала года с учетом приобретения транспортных средств на основании первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции, по состоянию на конец налогового периода.

Более подробно с вопросами, касающимися соглашений о разделе продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

  • 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, 4/12 (м. Дмитровская)
  • +7 (495) 411-79-69, +7 (495) 1-27-28-29
  • info@oviont.ru
  • Пн- Пт: 09:30 — 18:30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *