Что такое текущий ремонт оборудования
Перейти к содержимому

Что такое текущий ремонт оборудования

  • автор:

Текущий и капитальный ремонт. Что необходимо знать подрядчику? Часть II

Текущий и капитальный ремонт. Что необходимо знать подрядчику? Часть II

Как было анонсировано ранее, продолжаем разбираться с ключевыми признаками, позволяющими отличить капитальный ремонт от текущего, и в настоящей статье расскажем о перечнях основных работ, проводимых в ходе капитального ремонта для объектов социально-культурной сферы и жилых помещений.

В приложении 1 ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утверждёнными Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (далее – ВСН 58-88 (р)) дано определение терминов, являющихся предметом нашего исследования:

Текущий ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Таким образом, отмечаем, что ключевыми различие между двумя понятиями заложено в целях каждого из них, а именно: восстановление исправности (работоспособности) конструкций и поддержания эксплуатационных показателей объекта капитального строительства в первом случае, и восстановления его ресурса, а также улучшения эксплуатационных показателей во втором.

В соответствии с пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Необходимо отметить, что положения указанного нормативного правового акта применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (Письмо Минстроя России от 10.12.2018 №49277-ОД/08 «О классификации работ по монтажу ранее отсутствующих систем утепления на эксплуатируемых зданиях»).

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом приложении 9 ВСН 58-88 (р). Дословно цитируя текст данного приложения, приводим ниже указанный перечень работ. Таковыми являются:

  1. Обследование зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
  2. Перепланировка квартир, не вызывающая изменение основных технико-экономических показателей здания; увеличение количества и качества услуг; оборудование в квартирах кухонь и санитарных узлов; расширения жилой площади за счет подсобных помещений; улучшение инсоляции жилых помещений; ликвидация темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством при необходимости встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь, а также балконов, лоджий и эркеров; замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 мм; устройство газоходов, водоподкачек, бойлерных; установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 14 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; устройство теле- и радиоантенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сетям; установка домофонов, электрических замков; устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация отопительных котельных, тепловых сетей, теплопунктов и инженерного оборудования жилых домов; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок; разборка аварийных домов; изменение конструкции крыш; оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые.
  3. Замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях коммунального и социально-культурного назначения.
  4. Утепление и шумозащита зданий.
  5. Замена изношенных элементов внутриквартальных инженерных сетей.
  6. Ремонт встроенных помещений в зданиях.
  7. Экспертиза проектно-сметной документации.
  8. Авторский надзор проектных организаций.
  9. Технический надзор.
  10. Проведение ремонтно-реставрационных работ памятников, находящихся под охраной государства.

Кроме того, пунктом 5.2 ВСН 58-88 (р) предусматривается, что на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Для жилых помещений отличия текущего ремонта от капитального содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее – Правила).

Аналогичную вышеприведённой (приложение 1 ВСН 58-88 (р) – прим.) дефиниции текущего ремонта содержит абзац четвёртый раздела II Правил, которая гласит, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей, тогда как, пунктом 2.4.2 Правил предусмотрено, что, при капитальном ремонте (также как и установлено пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р)) следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №8 Правил, текст которого для удобства читателя приводим целиком. Итак, в указанный перечень входят следующие работы:

  1. Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
  2. Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).
  3. Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
  4. Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
  5. Замена внутриквартальных инженерных сетей.
  6. Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
  7. Переустройство невентилируемых совмещенных крыш.
  8. Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой.
  9. Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда.
  10. Ремонт встроенных помещений в зданиях.

Подведём итог нашего небольшого исследования.

По нашему мнению, при определении вида ремонта объекта капитального строительства стоит определить (с учётом вышеизложенного материала) следующие показатели, необходимые сведения о которых в большинстве случаев в том или ином объёме имеются в текстах проектов договоров строительного подряда, в т.ч. в приложениях к ним, в информационных сообщениях и иных документах, прилагаемых заказчиком:

  • цель ремонта объекта капитального строительства;
  • виды работ и их объём.

В заключение, уже по сложившейся традиции, напоминаем, что специалисты юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» всегда готовы оказать бесплатную консультацию по возникшим у Вас вопросам юридического характера не только строительной сферы, но и иных направлений. Повторим, что нам это интересно, в первую очередь, исключительно в целях профессионального самосовершенствования и накопления опыта, для Вас – возможно найденное нами правовое решение окажется наиболее оптимальным в решении Вашей задачи.

1.2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Роль технического обслуживания для поддержания технического ресурса оборудования очень велика. Анализ статистических данных показывает, что половина отказов оборудования происходит из-за некачественного технического обслуживания Системой ППР называется комплекс организационных и технических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану для обеспечения безотказной работы оборудования.

Цели технического обслуживания и ремонта: 1) предупреждение аварий оборудования; 2) возможность выполнения ремонтных работ по плану, согласованному с планом производства; 3) свое временная подготовка запчастей, материалов и рабочей силы и минимальный простой оборудования в ремонте.

В целом система ППР служит для поддержания оборудования в исправном состоянии, т. е. путем плановых ремонтов она должна обеспечить работоспособность оборудования при сохранении его высокой производительности. Плановое проведение ремонтов позволяет также создать равномерную загрузку ремонтных бригад, повысить качество ремонтов и снизить расходы на ремонт.

Планово-предупредительные ремонты проводятся по методу планово-периодических принудительных ремонтов для основного оборудования и по методу послеосмотровых ремонтов для вспомогательного оборудования. Например, метод послеосмотровых ремонтов применяется при ремонте трубопроводов и арматуры. Предприятиям, достигшим высокого уровня организации и качества ремонта, вышестоящая организация может разрешить применение метода послеосмотровых ремонтов и для конкретных видов основного оборудования, распространяя его преимущественно на капитальные ремонты.

Метод послеосмотровых ремонтов предполагает выполнение ремонта по сроку и объему только после предшествующего ему периодического осмотра. Периодичность осмотров устанавливается по ориентировочным срокам службы деталей машин. Метод после осмотровых ремонтов позволяет увеличить межремонтный пробег вспомогательного оборудования и снизить стоимость ремонта оборудования.

Отнесение оборудования к основному или вспомогательному зависит от степени влияния отказа этого оборудования на работу технологической линии. Если отказ оборудования ведет к остановке технологической линии (установки), то оно относится к основному и его ремонт проводится в принудительном порядке по методу планово-периодических ремонтов.

График ППР должен предусматривать: 1) затраты времени на ремонт; 2) затраты рабочей силы на ремонт; 3) необходимое количество запчастей и ремонтных приспособлений; 4) проведение модернизации в период остановки оборудования на ремонт.

Планово-предупредительный ремонт осуществляется пери одически в плановом порядке через определенное количество часов непрерывной работы. Содержание и объем каждого ремонта устанавливаются окончательно в процессе его выполнения с учетом выявленного состояния агрегатов. При составлении плана ремонта учитывается межремонтный цикл для данного вида оборудования.

Межремонтным циклом называется время работы между двумя капитальными ремонтами.

Для вновь установленного оборудования межремонтным циклом будет период от начала ввода этого оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Длительность межремонтного цикла изменяется в зависимости от отработанного оборудованием времени, числа проведенных ремонтов, состояния оборудования и качества его эксплуатации.

Кроме межремонтного цикла используется понятие межремонтного периода — времени между двумя ремонтами любой категории.

Система ППР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов: техническое (межремонтное) обслуживание; текущий ремонт; капитальный ремонт.

Техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами. Техническое обслуживание осуществляется эксплуатационным (аппаратчик, машинист, оператор) и обслуживающим персоналом (дежурный слесарь, электрик, помощник мастера) по действующим на предприятии правилам технической эксплуатации и безопасного обслуживания.

В объем технического обслуживания входят:

1) эксплуатационный уход — обтирка, чистка, наружный осмотр, смазка, проверка состояния систем охлаждения подшипников, наблюдение за состоянием крепежных деталей, проверка исправности заземления; все обнаруженные неисправности должны быть зафиксированы эксплуатационным персоналом в сменном журнале и устранены в возможно короткий срок силами эксплуатационного и обслуживающего персонала;

2) мелкий ремонт оборудования — подтяжка креплений и контактов, частичная регулировка, замена предохранителей, контактов, выявление общего состояния изоляции; обслуживающий персонал должен регулярно просматривать записи эксплуатационного персонала в сменном журнале и принимать меры по устранению указанных в нем неисправностей.

Для конкретного оборудования указания по техническому обслуживанию приводятся в «Инструкции по эксплуатации» или в «Инструкции по техническому обслуживанию». Содержание инструкций по эксплуатации и инструкций по техническому обслуживанию регламентируется ГОСТ 2601—58. Проведение технического обслуживания, как видно из предыдущего, требует остановки оборудования.

Текущий ремонт — это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей оборудования и их регулировке. Такой ремонт выполняется с разборкой отдельных сборочных единиц. Он включает следующие операции: 1) промывку машин или аппаратов с заменой смазки; 2) регулировку сборочных единиц, подверженных наибольшему износу и несущих большие нагрузки; 3) разборку узлов с последующей заменой и ремонтом деталей, срок службы которых соответствует длительности одного межремонтного периода; 4) сборку и проверку отремонтированных сборочных единиц; 5) ремонт футеровок и антикоррозионных покрытий; 6) проведение работ, общих для периодических осмотров.

Текущие ремонты проводятся в нерабочие смены, в выходные дни, а при непрерывной работе — в плановые дни, специально выделенные для этого вида ремонта.

Количество, объем, содержание и сроки текущих ремонтов оборудования определяются продолжительностью службы деталей и интенсивностью использования машин и аппаратов в предремонтный период.

Результаты текущего ремонта и технологической проверки, выявленные дефекты и работы по их устранению регистрируются в ремонтной карте.

Капитальный ремонт — это ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой. Этот вид ремонта характеризуется одновременной сменой большого количества деталей, сборочных единиц и комплексов. При капитальном ремонте оборудование полностью восстанавливается, а его эксплуатационные характеристики доводятся до соответствия техническим условиям на новое или отремонтированное оборудование. В состав капитального ремонта входят 1) полная разборка и промывка машины или аппарата; 2) ремонт или замена изношенных деталей, сборочных единиц и комплексов 3) шабровка направляющих, регулировка и выверка всех координат машины или аппарата до установленных технической документацией норм точности; 4) проверка фундаментов, станин, базовые деталей, антикоррозионных покрытий; 5) сборка машины илр аппарата с проверкой качества сборки; 6) проверка машины или аппарата на холостом ходу и под нагрузкой. Кроме того, в капитальный ремонт могут быть включены работы по модернизации машины или аппарата, а также по автоматизации и механизации применительно к технологическому процессу.

По окончании капитального ремонта машина или аппарат сдаются по акту комиссии в составе главного механика, инженера отдела технического надзора, инженера по технике безопасности и начальника производства.

В большинстве зарубежных стран средний ремонт оборудования тоже не проводится, а осуществляются следующие виды ремонта: планово-предупредительное обслуживание, текущий аварийный (неплановый) ремонт, плановый капитальный ремонт.

Предупредительное обслуживание включает наружный осмотр, смазку, устранение мелких дефектов, а также замену.

изношенных деталей запасными частями как в плановые сроки, так и при значительном износе. На предупредительное обслуживание приходится 60% стоимости всех ремонтов, на аварийный ремонт — 10—15% стоимости всех ремонтов.

Нормативы для планирования ремонта включают длительность межремонтного периода, а также нормы времени на выполнение ремонтных работ, простоя оборудования в ремонте, нормы трудозатрат на ремонт.

Ремонтные нормативы состоят из трех разделов. Первый из них содержит нормативы на ремонт общего оборудования, остальные — нормативы на ремонт специального оборудования отдельных отраслей химической промышленности.

В «Системе технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности» приводятся оптимальные значения нормативов, однако разрешаются следующие отклонения от норматива межремонтного ресурса: ±15% между текущими ремонтами, ±10% между капитальными ремонтами.

Межремонтным ресурсом (циклом) называется период работы (наработка) оборудования (в ч), в течение которого обеспечивается его заданная эффективность. Существует два вида межремонтных ресурсов: 1) ресурс до первого капитального ремонта и 2) очередной межремонтный ресурс. Ресурс до первого капитального ремонта — это наработка оборудования от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Он устанавливается заводом-изготовителем и указывается в технических условиях. Очередной межремонтный ресурс включает длительность работы оборудования между двумя последовательными ремонтами. Нормативами определяется структура ремонтного цикла. Объем текущего ремонта составляет 10—20% объема капитального ремонта. Кроме того, применяется текущий ремонт увеличенного объема (30—40% объема капитального ремонта).

Время простоя оборудования в ремонте складывается из периодов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ. В подготовительные работы входит остановка оборудования, удаление продукта, продувка, промывка, пропарка и т. п. Продолжительность ремонтных работ включает время для проведения одного ремонта и для испытания на прочность, плотность и обкатку на холостом ходу. Заключи тельные работы — рабочая обкатка оборудования и вывод его на эксплуатационный режим.

Трудоемкость ремонта представляет собой затраты труда на проведение одного ремонта и рассчитывается с учетом сложности и конструктивной особенности оборудования. Оценка трудоемкости ремонта может выражаться как в абсолютных величинах (человеко-часах или днях), так и в относительных. При относительной оценке трудоемкость ремонта какого-либо вида оборудования принимается за эталон. Эта величина называется также условной и соответствует примерно 40—55 нормо-часам.

Относительная оценка трудоемкости ремонта с использованием таких показателей, как единица ремонтной сложности и категория сложности ремонта, применяется в машиностроительной промышленности.

Система ППР не свободна от недостатков. Непрерывное повышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в систему ППР. Ниже указаны основные направления совершенствования системы ППР.

  1. Научное обоснование нормативов межремонтных пробегов. В настоящее время система ППР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъективных факторов. Разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов позволит создать научный фундамент системы ППР.
  2. Совершенствование -структуры межремонтных циклов. Применение износостойких материалов и защитных покрытий, улучшение обслуживания и эксплуатации оборудования и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, дают возможность увеличить межремонтный пробег оборудования. Таким образом, технический прогресс требует совершенствования структуры межремонтных циклов с целью обеспечения минимальных затрат на ремонт. Совершенствование структуры межремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения плановых (текущих) ремонтов и увеличения длительности межремонтных периодов.
  3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и снижение трудозатрат на ремонт. Узловой метод ремонта позволяет уменьшить продолжительность ремонта. Освоение смежных профессий ремонтными рабочими тоже ведет к уменьшению простоя в ремонте. Эти примеры показывают, что выявление резервов сокращения затрат времени и труда на ремонт могут привести к соответствующим изменениям в нормативах системы ППР.
  4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ремонты.
  5. Замена средних показателей межремонтных пробегов дифференцированными показателями с учетом работы оборудования: а) оборудование, работающее в нормальных условиях (нейтральные среды, невысокие температуры); б) оборудование, работающее в тяжелых условиях (коррозионные среды, повышенные температуры, значительные запыленность и влажность).
  6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудования.

Текущий, плановый и капитальный ремонт электрооборудования

Все электрооборудование требует периодического ремонта Все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), на текущий, плановый и капитальный. Качественное выполнение всех видов ремонта и обслуживания, а также профилактические испытания оборудования – гарантия долгой и безопасной работы электрических установок и кабельных линий. Помимо указанных видов ремонта, существует понятие межремонтного обслуживания. Межремонтное обслуживание включает в себя мелкий ремонт электрооборудования и эксплуатационный уход. В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок. Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

Текущий ремонт электрооборудования

  • 1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.
  • 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.
  • 3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.
  • 4. Проверка:
    • — исправности заземления;
    • — натяжения ремня;
    • — правильности подбора плавких вставок.

    Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

    Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

    Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

    Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

    Плановый ремонт электрооборудования

    Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

    Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

    В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

    После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

    «1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

    Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

    1. Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.
    2. Инвентарный номер агрегата (системы).
    3. Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.
    4. Дата последнего капитального ремонта.
    5. Дата последнего текущего ремонта.
    6. Помесячная роспись планируемых ремонтов.
    7. Годовой простой оборудования.
    8. Годовой фонд рабочего времени.

    В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

    Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

    Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2016, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

    Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

    Капитальный ремонт электрооборудования

    Капитальный ремонт электрооборудования проводится довольно редко, поскольку электроустановки обладают большим запасом электрической, а подвижные части — механической прочности. В среднем ремонт такого плана проводится раз в пять-пятнадцать лет, причем срок в пять лет устанавливается для объектов с большим сроком службы. В отличие от планового ремонта, каждая машина подвергается полной разборке, чистке, смазыванию, замене дефектных узлов и деталей, некоторые из которых подлежат замене в плановом порядке, вне зависимости от состояния. После полной разборки и обновления, электрооборудование собирается заново, проводятся испытания, которые должны показать соответствие нормам завода-изготовителя и испытания, как правило, с повышенным напряжением. Потребность оборудования в капитальном ремонте говорит о том, что объект электрохозяйства требуется доводить до полноценных технических характеристик момента выпуска с конвейера. Помимо починки, во время замены износившихся частей, электрооборудование обычно еще и модернизируется. Проводить капитальный ремонт можно как в ремонтном цехе, так и на месте, в зависимости от технологии.

    Особое внимание при проведении капитального ремонта электрооборудования в части электродвигателей уделяется снятию и установке ротора. Среди прочего проводится замена вала ротора и его балансировка. Также осуществляется полная замена обмоток, либо их существенный ремонт, меняется вентилятор и фланцы. Двигатель чистится, собирается и заново окрашивается. В помощь ремонтникам еще в начале 80-х годов были выпущены Типовые технологические карты, которые применяютсяпри капитальном ремонте подстанций и распределительных устройств. В них указывался список необходимого оборудования, порядок действий при капитальном ремонте для каждого узла и нормы контролируемых параметров, схемы приемосдаточных испытаний и состав бригады. Сейчас, в связи с изменениями нормативов и большим разнообразием электрооборудования, технологические карты имеются для каждого вида и типа оборудования, такжеони составляются экспертами – сотрудниками электролабораторий – при необходимости.

    Согласно ПТЭЭП перед капитальным ремонтом электрооборудования должен быть проведен ряд работ:

    «До вывода электрооборудования в капитальный ремонт должны быть:

    а) составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;

    б) составлен график ремонтных работ;

    в) заготовлены, согласно ведомостям объема работ, необходимые материалы и запасные части;

    г) составлена и утверждена техническая документация на реконструктивные работы, намеченные к выполнению в период капитального ремонта, подготовлены материалы и оборудование для их выполнения;

    д) укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы;

    е) подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием мест размещения частей и деталей;

    ж) укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады».

    Периодичность проведения капитального ремонта электрооборудования утверждаются в соответствии с ПТЭЭП ответственным за электрохозяйство организации. Можно увеличить или уменьшить как продолжительность, так и частоту проведения ремонтов. Для этого нужно провести обследование оборудования, сделать заключения, разработать техническое обоснование, которое затем направляется на утверждение в вышестоящие организации. Также утверждение технической документации требуется для модернизации узлов или целых агрегатов в ходе капитального ремонта электрооборудования.

    Для того, чтобы избежать внепланового отключения, после капитального ремонта электрооборудование проверяется согласно ПТЭЭП: «Основное оборудование электроустановок после предварительной приемки из ремонта проверяется в работе под нагрузкой в сроки, указанные заводом-изготовителем, но не менее 24 ч. При отсутствии дефектов в работе в течение этого времени оборудование принимается в эксплуатацию. При обнаружении дефектов капитальный ремонт не считается законченным до их устранения и вторичной проверки агрегата под нагрузкой в течение следующих 24 ч». Во избежание сбоев в работе электрооборудования при капитальном ремонте подвергаются ремонту и связанные с основным оборудованием технологические агрегаты. При этом, следуя графику ремонтов, предприятие должно быть обеспечено материалами, запасными частями, инструментом, сопутствующими расходными материалами. Учет этих материалов должен вестись через общескладской учет, но при этом законодательно определено целевое расходование (ПТЭЭП, п. Э1.5.9 и Э1.5.10), а ответственность за их сохранность и целевое использование возлагается на ответственного за электрохозяйство.

    Помимо технического ремонта и восстановления производственных мощностей электрооборудования, Правила требуют, чтобы было обеспечено еще несколько условий. Это чистота помещения, новая окраска механизмов, функционирование освещения и вентиляции, тепловая изоляция, установка или ремонт ограждающих перил, смотровых и рабочих площадок, лестниц, розеток и выключателей. Все это должно быть отражено в ремонтной технической документации согласно правилам. При подведении итогов капитального ремонта качество технической отчетной документации также оценивается.

    Согласно правилам (ПТЭЭП, Э1.5.14), «все работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах… делается подробная запись в паспорте оборудования или специальном ремонтном журнале».

    Согласно ПТЭЭП, вновь вводимое после ремонта оборудование испытывается в соответствии с «Нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей» Приложение 3. Указанные нормы представляют собой приложение табличного вида, в котором указываются виды испытаний, наименования, нормы и даются указания по их проведению. Так, при проведении капитального ремонта электрооборудования в части, например, определения условий включения трансформатора, Нормы гласят: «Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт с полной или частичной заменой обмоток или изоляции, подлежат сушке независимо от результатов измерений. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт без замены обмоток или изоляции, могут быть включены в работу без подсушки или сушки при соответствии показателей масла и изоляции обмоток требованиям таблицы 1 (Приложение 3.1), а также при соблюдении условий пребывания активной части на воздухе. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией должна быть не более:

    1) для трансформаторов на напряжение до 35 кВ-24 ч при относительной влажности до 75% и 16 ч при относительной влажности до 85%;

    2) для трансформаторов напряжением 110 кВ и более — 16 ч при относительной влажности до 75% и 10 ч при относительной влажности до 85%. Если время осмотра трансформатора превышает указанное, но не более чем в 2 раза, то должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора»

    Таким образом, при приемке капитального ремонта электрооборудования проводится несколько видов контроля: соблюдения календарного плана; наличия необходимых материалов; ремонта сопряженных агрегатов; заполнения технической отчетности; соблюдения техники безопасности; восстановления рабочего состояния. Капитальный ремонт является точкой отсчета следующего ремонтного цикла.

    Капитальный или текущий ремонт инженерных систем?

    ремонт и обслуживание инженерных систем

    Ремонт и обслуживание инженерных систем затрагивают системы водоснабжения и водоотведения, системы отопления, вентиляции, электричества. При обслуживании инженерных систем выделяют два вида ремонта: капитальный и текущий. Главное отличие текущего ремонта от капитального заключается в перечне проводимых работ.

    Основной задачей текущего ремонта является предупреждение износа инженерных систем до состояния, когда потребуется их полная замена. Также в рамках текущего ремонта проводится осмотр объектов, исправление незначительных повреждений и неисправностей. Главной задачей текущего ремонта следует назвать поддержание инженерных систем в работоспособном состоянии. Он проводится в плановом режиме в соответствии с заранее утвержденным графиком.

    Капитальный ремонт инженерных систем подразумевает проведение комплекса работ по восстановлению или замене отдельных участков инженерных систем в связи с их износом или разрушением. При проведении капитального ремонта изношенные участки инженерных систем заменяют новыми.

    Документом, являющимся основанием для проведения текущего ремонта, принято считать акт дефектации. Составлением акта дефектации занимаются специалисты по обслуживанию инженерных систем после осмотра объекта. В акте дефектации указываются следующие данные:

    • выявленные неисправности и неполадки инженерных систем;
    • смета с перечнем установленного оборудования (указывается наименование и назначение каждой единицы).

    На основании акта дефектации принимается решение о том, будет ли проводиться обслуживание инженерных систем на объекте, какой ремонт требуется — текущий или капитальный. Акт должен быть принят и подписан обеими сторонами. После подтверждения документа составляется смета на проведение дополнительного объема работ.

    Помимо основного документа необходимы также нормативные документы, перечень которых различен для каждой инженерной системы.

    Услуги обслуживания инженерных систем банка «МИА»

    Компания «ЭнергоСтар» специализируется на обслуживании инженерных систем и помещений различных уровней сложности. В течение двух лет компания проводит своевременный аварийный и текущий ремонт инженерных систем в здании банка «МИА».

    Административное здание, расположенное рядом с историческим центром Москвы по адресу Селиверстов переулок, 4, стр. 1, относится к старому фонду. В помещениях, где оборудованы офисы и приемная директора банка, был проведен свежий ремонт. Особое внимание при обслуживании инженерных систем уделяется своевременному реагированию на все заявки, учитывая высокий уровень секретности внутри здания.

    При проведении текущего ремонта в плановом режиме обслуживаются отопительная, вентиляционная системы, канализация и водоснабжение (14 точек подключения), энергоснабжение, освещение, узел учета тепловой энергии. Ремонт и обслуживание инженерных систем осуществляется с использованием всех необходимых расходных материалов, цена которых уже включена в стоимость обслуживания. Для каждой инженерной системы на обслуживаемом объекте сформированы комплекты ЗИП.

    Помимо текущего ремонта осуществляется устранение аварий. Благодаря действиям специалистов компании были устранены несколько аварийных ситуаций, в числе которых прорыв радиатора приточной машины с масштабным выбросом пара в подвальное помещение здания. Благодаря оперативному реагированию сотрудников ремонтной бригады все неисправности были устранены в кратчайшие сроки, само здание, инженерные системы и внутренняя отделка помещения не пострадали.

    Полезная рассылка по технической эксплуатации зданий

    Каждую неделю совместно с техническим отделом мы готовим полезный практический материал для своих клиентов. Примеры наших писем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *