Что такое смсп в закупках
Перейти к содержимому

Что такое смсп в закупках

  • автор:

СМСП и самозанятые теперь иначе участвуют в закупках по Закону N 223-ФЗ

Правительство изменило постановление об особенностях участия в закупках СМСП. Поправки касаются закупок только у СМСП (самозанятых), а также закупок с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Установили, как по-новому участники должны подтверждать свой статус, а заказчики — проверять его.

Как СМСП и самозаняты м подтверд и т ь свой статус

Для подтверждения статуса самозанятого лица при участии в закупках по Закону N 223-ФЗ достаточно информации на сайте ФНС.

Сходные правила предусмотрели для СМСП. Декларировать в заявках принадлежность к названным субъектам больше не придется. Статус подтверждается информацией о таком участнике из единого реестра СМСП .

Как заказчику проверить статус участника

Заказчик сам проверит, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. При их отсутствии в этих ресурсах участнику откажут в допуске к закупке или в заключении договора. Эти правила применимы не только при закупке среди СМСП (и приравненных к ним самозанятых), но и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя .

Как изменились правила заключения и оплаты договора по результатам закупки среди СМСП и самозанятых

На заключение договора сторонам отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих .

Исчислять срок оплаты по договору нужно со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Рассмотренные правила вступили в силу 27 ноября.

С 01.01.2022г. закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ должны проводить все заказчики в увеличенном объеме

Утвердив постановление от 7 июля 2021 г. N 1128 Правительство РФ, внесло изменения в постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление №1352), которые расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).

В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.

Из тех, кто обязан применять Закон №223-ФЗ к СМСП могут быть отнесены хозяйственные общества, которые соответствуют критериям, установленным в статье 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. При этом проверить соответствие критериям можно на сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это значит, что практически все заказчики по Закону 223-ФЗ будут проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением №1352. Чтобы выполнить требования Постановления №1352 заказчикам потребуется учесть особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, предусмотренные Постановлением №1352 и Законом №223-ФЗ в своих положениях о закупках, если ранее эти особенности не были учтены. При размещении изменений в положение о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров (далее – ЕИС) следует проверить, чтобы в перечне способов закупок были выбраны конкурентные закупки с учетом особенностей закупок у СМСП.

Также потребуется утвердить перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых у СМСП (далее -Перечень), который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Утвержденный Перечень надо разместить в ЕИС, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В течение года потребуется проводить конкурентные закупки у СМСП, поскольку Постановлением №1352 предусмотрен обязательный норматив — Общий годовой объем закупок у СМСП.

С 01 января 2022г. обязательный норматив увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по итогам закупок, проведенным только среди СМСП, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только СМСП, увеличены с 18% до 20%.

Заказчики на которых распространяет свое действие Постановление №1352 должны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом размещать годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Отчет) в ЕИС.

При этом заказчикам, на которых Постановление 1352 не распространялось в 2021 году скорее всего не должны будут размещать Отчет в 2022 году, поскольку они не проводили и не должны были проводить закупки у СМСП в 2021 году.

Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках

Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).

Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:

  1. для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. услуг по предоставлению кредитов;
  3. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  4. работ в области использования атомной энергии;
  5. при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:

  1. проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн рублей;
  2. осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено соответствующее Положение об особенностях участия СМСП в закупках (далее – Положение), которые отдельные юридические лица осуществляют в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как заказчики проводят закупки у малых предприятий по 44-ФЗ

Заказчики, которые работают по Закону № 44-ФЗ, в контрактной системе закупок обязаны закупать товары, работы, услуги у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций – СМП и СОНО. Объем закупок должен составить не менее 25 процентов от всех закупок заказчика текущего года (СГОЗ). Не важно, какая доля из 25 процентов пойдет на контракты с малыми предприятиями, а какая – на закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчик вправе использовать и весь лимит только на контракты с СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы выполнить 25-процентную норму, заказчик использует два способа. Первый способ – заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНО. Второй – условия документации позволяют победителю привлекать к контракту малые предприятия как субподрядчиков.

Внимание: малые предприятия вправе участвовать во всех закупках заказчика, а не только в тех, что проводят для СМП и СОНО. Ограничений нет

Как проводят закупки у малых предприятий

Заказчик обязательно закупается у малых предприятий только конкурентным способом – конкурсом, аукционом, запросом котировок или запросом предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК, не может превышать 20 млн руб. Однако заказчик не вправе отказаться заключать контракт с победителем из числа малых предприятий в результате закупки без ограничений на основании того, что цена контракта больше 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 11 июля 2016 г. № Д28и-1749.

Перечня товаров, работ или услуг, которые закупают только у СМП, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Закупку у малых предприятий заказчик проводит в пять шагов.

Шаг 1. Заказчик вносит закупку в план-график. Это означает, что у участника есть возможность найти интересный контракт и подготовиться к процедуре еще на стадии планирования закупки. В плане-графике заказчик упоминает о преимуществах для СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

В плане-графике в строке напротив закупки, которую проводят среди СМП и СОНО, заказчик указывает «да».

В итоговой строке плана-графика «закупки, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций»заказчики указывают сумму:

  • НМЦК;
  • платежей, которые запланированы на текущий год;
  • платежей последующих лет.

Шаг 2. Заказчик размещает в ЕИС извещение, документацию о закупке и проект контракта. В извещении заказчик прописывает, что проводит закупки только у СМП и СОНО. Тем самым заказчик устанавливает ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Совет: чтобы участвовать в закупке на особых условиях для малых предприятий, ищите в ЕИС извещения о закупке именно у СМП и СОНО. Конкуренты без статуса малого бизнеса не придут на закупку. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия выше.

В документации о закупке заказчик устанавливает размер обеспечения заявки для СМП в пределах 2 процентов НМЦК, в соответствии с п.23 Постановления Правительства №1352. При этом, если закупку проводят для всех участников без исключения, максимальное обеспечение заявки – 5 процентов. Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.

Шаг 3. Заказчик принимает заявки от участников закупки.

Если проводят конкурс, запрос предложений или запрос котировок, комиссия заказчика вскрывает конверты и рассматривает заявки. Любой участник имеет право присутствовать на процедуре. В срок, который заказчик установил в документации, комиссия определяет победителя. Об этом сказано в параграфах 2 и 3 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион проводят на электронной площадке. Участник подает ценовые предложения. Процедура проходит в два этапа. На первом снижают начальную цену контракта. При этом предложения подают в пределах шага аукциона. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения.

После того как аукцион на площадке прошел, ЭТП направляет заказчику результаты. Комиссия заказчика рассмотрит вторые части заявок. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.

Такие правила прописаны в параграфе 2 Закона № 44-ФЗ.

Шаг 4. Стороны заключают контракт.

Стороны подписывают контракт после того, как победитель внесет обеспечение. Если заказчик проводит аукцион, контракт подписывают на электронной площадке. При остальных процедурах – в бумажном виде.

Победителя, который не подпишет контракт и не внесет обеспечение в срок, заказчик признает уклонившимся и внесет в реестр недобросовестных поставщиков.

Как привлекают субподрядчиков – малые предприятия

Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, в том числе малый бизнес, а НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Закупки с привлечением субподрядчиков из малого бизнеса заказчик проводит по тем же правилам, что и закупку среди СМП, СОНО. При этом заказчик следует трем правилам, когда составляет контракт.

Правило 1. В контракте заказчик указывает условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО.

Заказчик устанавливает в контракте объем, в котором победитель должен привлечь малый бизнес. Объем рассчитывают в процентах от цены контракта. Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590 и от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837.

Правило 2. В контракте заказчик прописывает, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО.

Если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, но только если установил такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Правило 3. Чтобы составить контракт, заказчик использует типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 г. № 1466.

В каких закупках и при каких условиях малые предприятия получают преимущества

Малые предприятия вправе участвовать во всех закупках, которые проводят государственные заказчики и коммерческие организации, но не во всех вправе претендовать на преимущества.

Малые предприятия получат преимущество в закупках, которые проводят по Закону № 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства, по Закону № 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики устанавливают ограничения для всех других претендентов на участие. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

На какие преимущества вправе претендовать малые предприятия

Преимущества по Закону 223-ФЗ:

  • предельный срок заключения договора – не более 20 рабочих дней со дня, когда заказчик принял решение заключить контракт (п. 27 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • максимальный срок оплаты – не более 7 рабочих дней со дня исполнения обязательств (п. 28 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • несколько способов обеспечения заявки и контракта – деньги, банковская гарантия, иной способ (п. 23 и 26 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены договора (п. 23 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения договора – 5 процентов от начальной цены договора (п. 25 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • программа партнерства (п. 15 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В чем отличие закупок для малых предприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Условие

44-ФЗ

223-ФЗ

Заказчики, которые обязаны проводить закупки

Государственные и муниципальные заказчики

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Кто вправе участвовать в закупках

Только малые предприятия и микропредприятия

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Только средние, малые и микропредприятия.

2. Все желающие, в том числе субъекты МСП

(п. 4 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Минимальный объем закупок для субъектов в год

Не менее 25% совокупного годового объема закупок

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Не менее 25% совокупного годового объема договоров.

2. Не менее 20% по закупкам только для малых предприятий. С 1 января 2018 г. – не менее 15%

(п. 5 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352, постановление от 19 августа 2016 г. № 819)

Начальная цена контракта (договора)

Не более 20 млн руб.

(п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Не более 200 млн руб.

(п. 18 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень продукции, которую закупают у малых предприятий

Перечень не утвержден. Заказчики вправе закупать у СМП любую продукцию

Перечень утверждают заказчики

(п. 8 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ

Для проведения закупок среди малых предприятий заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. В перечне указывают наименование продукции и код ОКПД2. Перечень размещают в ЕИС и на сайте заказчика (п. 8–10 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В ЕИС перечни размещены в разделе «Осуществление закупок». Поиск работает по наименованию или ИНН заказчика.

Реестр субъектов МСП

Участник вправе подтвердить свою принадлежность к малым предприятиям сведениями из Единого реестра субъектов МСП (п. 11 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

Реестр ведет Федеральная налоговая служба по адресу https://rmsp.nalog.ru/. Порядок ведения реестра закреплен в Законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Если вас нет в реестре или данные некорректны, направьте оператору заявку на проверку сведений реестра. Заявку сформируйте на сайте.

© 2017-2018 Совет министров Республики Крым,
Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, 13
При использовании материалов ссылка обязательна

  • Министерство
    экономического развития
  • Корпорация развития
    Республики Крым
  • Фонд микро-
    финансирования
  • Крымский
    гарантийный фонд
  • Региональная
    лизинговая компания
  • Фонд поддержки
    предпринимательства
  • Южный региональный центр поддержки экспорта
  • Народно-художественные промыслы
  • Центр кластерного
    развития
  • Региональный центр компетенций
  • Фонд содействия
    инновациям
  • Центр инноваций социальной сферы
    Карта сайта —>
  • Подать обращение
  • 8 (800) 500-38-59
  • Получить консультацию

Логотип Рутуба

Мы в Соцсетях:

СМСП (субъект малого и среднего предпринимательства)

Государством установлены преференции для представителей МСП, в число которых, в частности, входят сокращённые сроки оплаты и особенности расчёта обеспечения исполнения контракта. В рамках закона 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять не менее 25% закупок у средних предприятий и СОНКО. Осуществляются такие закупки двумя способами — либо проводятся процедуры, где участвовать могут только СМСП и СОНКО, либо победитель торгов обязан будет привлечь СМСП или СОНКО к исполнению контракта в качестве субподряда. В случае непривлечения предусмотрен штраф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *