Что такое статическое электричество для детей
Перейти к содержимому

Что такое статическое электричество для детей

  • автор:

Опыты и эксперименты «Статическое электричество»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество. Оно безопасное, возникает от трения предметов. Окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простых экспериментов. Показать детям силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.

Скачать:

Вложение Размер
Файлeksperiment_so_staticheskim_elektrichestvom.docx 35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты и эксперименты

в подготовительной группе №2

Воспитатель: Смирнова М.А.

Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество. Оно безопасное, возникает от трения предметов. Окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простых экспериментов. Показать детям силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.

Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.

2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом коснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.

3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.

№1 «Послушный кораблик»

Цель: познакомить детей со статическим электричеством.

Материал и оборудование :

1. Тонкая бумага;

2. Шерстяная ткань;

3. Пластиковая линейка;

5. Пластиковый таз.

Наполните таз водой почти доверху. Сделайте из бумаги кораблик в стиле оригами. Опустите кораблик на воду. Потрите линейку о ткань и поднесите её к кораблику.

Кораблик будет послушно следовать за линейкой.

При трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда линейку подносите к бумажному кораблику, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но противоположного знака – положительный. Кораблик притягивается к линейке и следует за ней.

Вывод: тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются.

№2 «Волшебный шарик и подвижная вода»

Цель: продолжать знакомить детей, что положительно заряженные электроны и отрицательно заряженные электроны притягиваются.

Материал и оборудование :

1. Воздушный шарик;

2. Шерстяная ткань;

3. Водопроводный кран;

3. Раковина в ванной.

Потрите шарик о ткань и поднесите его к тонкой струйке воды, льющейся из водопроводного крана.

Струя начнет слегка отклоняться от своей траектории в сторону шарика. Чем тоньше струя воды, тем заметнее она будет отклоняться от своей траектории.

Заряженная статическим электричеством линейка несёт в себе отрицательно заряженные электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными электронами воды и притягивают их. В результате этого процесса происходит изменение движения всего потока воды.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.

Цель: продолжать знакомить детей, что тела с разными зарядами притягиваются.

Материал и оборудование :

1. Воздушный шарик;

2. Шерстяная ткань;

3. Тонкая бумага;

5. Пластиковый таз.

Нарежьте бумагу на прямоугольники 1см Х 0,5 см. Положите кусочки бумаги в таз. Потрите шарик о ткань и поднесите его к тазу.

Кусочки бумаги прилипнут к шарику.

Заряженный статическим электричеством шарик несёт в себе отрицательно заряженные электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными электронами бумаги. В результате этого процесса бумага притягивается к шарику.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.

№4 «Веселая прическа»

Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Материал и оборудование :

1. Воздушный шарик;

2. Шерстяная ткань;

Потрите шарик о ткань и поднесите его к своим волосам.

Волосы встанут дыбом.

Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные волосы и поднимать их.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

№5 «Волшебная палочка»

Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование :

1. Перец черный горошек;

3. Пластмассовая палочка;

4. Бумажное полотенце;

5. Шерстяная ткань.

Расстелите на столе бумажное полотенце. Высыпьте на него перец и соль и тщательно их перемешайте. Потрите палочку о шерстяную ткань, затем поднесите её к смеси соли и перца.

Перец прилипнет к палочке, а соль останется на столе.

Когда потерли палочку шерстяной тканью, она приобрела отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к ней. Это произошло из-за того, что перец приобрел положительный заряд и притянулся к отрицательным зарядам палочки. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда подносим к соли заряженную палочку, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны палочки не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженной палочки.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

№6 «Волшебный шарик»

Цель: закреплять знания детей, что тела с положительно заряженными электронами и отрицательно заряженными электронами притягиваются. Показать детям, что тела с одноименными зарядами (отрицательными или положительными) отталкиваются.

Материал и оборудование :

1. Шкаф или стена;

2. Шерстяная ткань;

3. Воздушный шарик;

Надуйте воздушный шарик, привяжите к нему ниточку. Потрите шарик о ткань и поднесите его к шкафу (стене). Потяните шарик за нитку вниз, затем дотроньтесь до него рукой. Наблюдайте за результатом.

Шарик «прилип» к шкафу (стене). Если его осторожно тянуть за веревочку, то он будет по-прежнему прилипать к шкафу (стене). Если дотронуться до шарика рукой, то он упадет, отлипнув от шкафа (стены).

При трении о шерстяную ткань шарик электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда шарик подносите к шкафу или стене, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но положительный. Из-за этого шарик притягивается к шкафу (стене). Когда дотрагиваетесь рукой до шарика, то передаете ему положительные электроны и шарик становится положительно заряженным. Два, одинаково положительно заряженных тела, будут отталкиваться друг от друга.

Вывод: тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются, а тела с одноименными положительными зарядами отталкиваются друг от друга.

Цель: продолжать знакомить детей, что тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются.

Материал и оборудование:

1. Два надутых воздушных шарика;

2. Шерстяная ткань.

Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Поднесите их друг к другу.

Шарики будут отталкиваться друг от друга.

Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга.

Вывод: тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются друг от друга.

№8 «Танцующая фольга»

Цель: продолжать знакомить детей , что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

1. Пластмассовая расческа;

3. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада);

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпьте полоски фольги на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам фольги.

Полоски начнут «танцевать»

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

Вывод: разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Материал и оборудование :

1. Пластмассовая расческа;

3. Тонкая бумага;

Нарежьте бумагу полосками. Высыпьте полоски бумаги на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам бумаги.

Бумага прилипла к расческе

Отрицательно заряженная расческа притягивает к себе положительно заряженные кусочки бумаги.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Материал и оборудование :

1. Пластмассовая расческа;

Вырежьте из одного слоя трехслойной салфетки девочек. Положите их на полотенце. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам бумаги.

Вырезанные девочки собирались в хоровод.

Отрицательно заряженная расческа притягивает к себе положительно заряженные вырезанные из бумаги девочек.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

№11 «Прыгающие хлопья»

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

1. Воздушный шарик;

2. Шерстяная ткань;

4. Овсяные хлопья.

Высыпьте на блюдце немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями.

Шарик начал притягивать хлопья к себе.

В результате натирания шерстяной тканью шарик произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал и оборудование:

2. Шерстяная ткань;

Из бумаги отрежьте полоску и нарежьте 8 полосок-«щупалец». Хорошенько погладьте макет спрута шерстяной тканью. Наэлектризованный макет спрута поднимите и скрутите в кольцо не разрезанную сторону листа.

«Щупальца» растопырятся в стороны. Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее «схватят».

«Щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому они отталкиваются друг от друга.

Вывод: тела с одноименными отрицательными зарядами отталкиваются друг от друга.

№13 «Синяя молния»

Цель: познакомить с электростатическим разрядом.

Материал и оборудование:

1. Прозрачная линейка;

2. Шерстяная ткань;

В темноте потрите линейку о ткань. Возьмите открытые ножницы. приблизите к остриям раскрытых ножниц заряженную линейку.

Между лезвиями ножниц появятся тонкие синеватые нити. Они будут извиваться и издавать чуть слышное жужжание

После натирания в линейке появился заряд. Когда линейка приблизилась к ножницам, произошел электростатический разряд.

Вывод: электростатический разряд вызывает синеватые нити.

№14 «Повелитель искр»

Цель: продолжать знакомить с электростатическим разрядом.

Материал и оборудование:

1. Прозрачная линейка;

2. Шерстяная ткань;

Вечером при свете потрите линейку о ткань. Выключите свет и продолжайте натирать линейку. Хорошо натертой линейкой можно провести и по ковру или свитеру.

Появиться россыпь белых искр и услышите лёгкое потрескивание.

При трении сухой линейки о ткань образуется электростатический разряд.

Вывод: Чем усерднее трете, тем больше становится электростатический разряд.

№15 «Облако из ваты»

Цель: продолжать знакомить с электростатическим разрядом.

Материал и оборудование:

1. Пластиковая линейка;

2. Шерстяная ткань;

Оторвите от ваты небольшой клочок. Подбросьте вверх. Вы увидите, как сила притяжения притянет к полу. Линейку хорошо наэлектризуйте о шерстяную ткань. Поднесите клочок ваты к линейке. Он должен примагнитить к линейке. Снимите клочок ваты и подбросьте его в воздух, а когда начнет падать, подвести под него наэлектризованную линейку.

Клочок ваты, как облачко, застынет и будет парить в воздухе. Этот эффект может длиться несколько минут.

На маленький и легкий клочок ваты одновременно действуют две разнонаправленные силы. Сила притяжения тянет его к земле, а поле статического электричества отталкивает тело вверх.

Вывод: Две разнонаправленные силы компенсируются друг другом благодаря малой массе кусочка ваты.

Занимательные опыты со статическим электричеством

Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд — положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.

Публикация «Занимательные опыты со статическим электричеством» размещена в разделах

  • Игры с магнитами
  • Опытно — экспериментальная деятельность
  • Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
  • Электричество. Электроприборы, бытовая техника
  • Темочки

Опыт №1. Понятие о электрических зарядах.

Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

1. Воздушный шарик.

2. Шерстяной свитер.

Опыт : Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Опыт №2. Танцующая фольга.

Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

2. Ножницы. 3. Пластмассовая расческа. 4. Бумажное полотенце.

Опыт : Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья.

Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.

2. Бумажное полотенце.

3. Воздушный шарик.

4. Шерстяной свитер.

Опыт : Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца.

Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт : Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Опыт №5. Гибкая вода.

Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

1. Раковина и водопроводный кран.

2. Воздушный шарик.

3. Шерстяной свитер.

Опыт : Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.

Публикации по теме:

Опыты с электричеством Опыты. Как рассказать детям про электричество без скуки? Конечно посредством опытов! Особенно про неопасное электричество, статическое.

Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты»

Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты» Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей» Тип проекта:.

Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты с детьми» МАДОУ № 218 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития.

Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»

Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности» Мастер – класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»Цель мастер-класса: обучить участников.

Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности

«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности Проект по познавательно- исследовательской деятельности. Тема: «занимательные опыты» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации: 4 месяца Участники.

Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Тип проекта: исследовательски-творческий. Актуальность проекта: Мир вокруг.

Буклет для родителей на тему «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях»

Буклет для родителей на тему «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Буклет «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально.

Консультация «Занимательные опыты на кухне» Живые дрожжи Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет?.

Знакомство дошкольников со статическим электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности Список опытов: 1. Шарики на стене 2. Шарики поссорились 3. Шарики подружились 4. Бумажное конфетти 5. Гибкая вода 6. Электричество в голове.

Статическое электричество познают ребята из группы №5. Опыты и эксперименты

Детский сад №45

Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, т.е. когда нет тока – это «отдыхающее» электричество.

Однажды каждый из нас снимал свой шерстяной свитер и слышал легкий треск, а потом волосы «встали дыбом» и поднялись вслед за свитером. Очень интересно, почему так происходит? В энциклопедиях, это явление оказалось- статистическое электричество. Электричество? Что это такое? Это что-то тихое, незаметное – оно присутствует повсюду и действует на нас. С таким электричеством можно даже играть и экспериментировать. Вот ребята и решили узнать о нем больше и провести исследование.

Притягиваем воду.

1. Зарядите расческу о волосы
2. Откройте кран таким образом, чтобы из него шла тонкая струйка воды
3. Аккуратно поднесите расческу к струе, стараясь, чтобы вода не попала на расческу.

4.Наблюдайте, как струя изгибается, пытаясь «притянуться» к гребешку!

исследовательский проект «тайны статического электричества»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Однажды, когда мы с сестренкой играли с воздушными шарами, я увидел как у Полины (так зовут мою сестренку) от шарика волосы стоят дыбом. Потом, посмотрев в зеркало, увидел, что со мной творится тоже самое. Вот тогда то и возник у меня вопрос «Что же это такое?». Мама сказала мне, что это электризация.

Так появилась тема моего исследования «Тайна электричества в воздушном шарике»

Объект исследования: статическое электричество

Предмет исследования: воздушные шарики

Цель: Узнать, что такое статическое электричество и понять причины возникновения статического электричества с помощью воздушного шарика.

  • Понять, что такое электричество.
  • Узнать, может ли заряд переходить с одного предмета на другой.
  • Показать, что предметы заряженные одинаковым зарядом отталкиваются друг от друга, а заряженные разными зарядами наоборот притягиваются.

Гипотеза: поможет ли мне шарик разгадать тайну статического электричества.

Вместе с моим воспитателем мы определили, что такое электричество.

Электричество, которое мы используем в домах, течет по проводам и называется электрическим током. Поступая в лампу, ток заставляет ее давать свет.

Почти все электричество, которое мы используем дома, производится на электростанциях. Там топливо – уголь или нефть – сжигается, и его тепловая энергия, раскручивая генератор, преобразуется в электричество.

Есть вид электричества, которое не течет по проводам. Его обычно называют статическим, то есть «неподвижным». Такое электричество может заставить твои волосы встать дыбом! Тебе наверняка приходилось встречаться с этим явлением, причесываясь пластмассовой расческой, особенно в сухой, морозный день.

Как же это происходит? Дело в том, что все предметы и вещества на земле состоят из маленьких частиц ( невидимых нашему глазу) их называют АТОМАМИ.

В центре каждого атома находится ядро. Ядро состоит из ПРОТОНОВ и НЕЙТРОНОВ, а вокруг атома вращаются ЭЛЕКТРОНЫ.

Протоны, нейтроны и электроны отличаются друг от друга тем, что имеют разные заряды:

ПРОТОН имеет положительный заряд «+»

ЭЛЕКТРОН имеет отрицательный заряд « — «,

НЕЙТРОН вообще не имеет заряда

Но есть предметы, например — волосы, шерсть, которые очень легко теряют свои электроны, в результате трения они легко переходят на другие предметы.

1 опыт: «Электричество из головы»

Посмотрим, как электроны с волос перейдут на шарик.

Действия: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о волосы и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Вывод: Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — волосы, которые очень легко теряют свои электроны. В результате трения между шариком и волосами происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с волос перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

2 опыт: «Поссорились и помирились»

Попробуем, показать, как ведут себя шарики, когда они заряжены одинаковым электрическим зарядом и когда разным.

Действия: Привязываем два шарика за нитки к палке. Сначала трем оба шарика о голову и видим, что они отталкиваются друг от друга. Затем трем шарики друг о друга и наблюдаем, как шарики друг к другу притягиваются.

Вывод: шарики, потёртые о голову, заряжаются зарядом одного знака, а потёртые друг о друга – зарядами разного знака. Одинаково заряженные тела отталкиваются, разноимённо заряженные – притягиваются.

Вывод: Статическое электричество не очень опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

Мне понравилось проводить опыты, искать ответы на вопросы.

Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений!

Мы многое не знаем и не можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество».

Гипотеза подтвердилась, шарик действительно помог мне понять, что такое статическое электричество.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд — положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.

Что такое статическое электричество?

Вы прошли по ковру, потянулись к дверной ручке и .
БА-БАХ. Вас ударило током.

Почему так происходит?

Для того, чтобы разобраться, что же все таки такое статическое электричество, поговорим немного о природе материи. Или, другими словами, из чего состоят предметы вокруг нас.

МАТЕРИЯ СОСТОИТ ИЗ АТОМОВ

Возьмем кольцо из чистого золота. Разрежем его пополам и уберем одну половину. Оставшуюся половину разрежем еще раз и снова уберем половину. Будем повторять так до тех пор, пока не получим совсем маленький кусочек золота, который не возможно будет увидеть без микроскопа. Тем не менее это по прежнему будет кусочек золота. Если мы будем продолжать делить этот кусочек вновь и вновь, то получим самую малую частицу золота, которая только возможна. Она называется, атом. Если разделить атом на другие, более мелкие частицы, это уже не будет золото.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ АТОМ?

Итак, из чего же сделан атом? В центре каждого атома находится ядро. Ядро состоит из двух видов мельчайших частиц, называемых протонами и нейтронами.

Вокруг атома вращается другой вид частиц – электроны.

В настоящее время известно 115 видов атомов, которые отличаются друг от друга потому, что имеют различное количество протонов, нейтронов и электронов.

Строение атома схоже со строением нашей солнечной системы. Ядро является центром атома, подобно тому как солнце является центром солнечной системы. Электроны вращаются вокруг ядра, так же как планеты вокруг солнца. Ядро значительно больше чем электроны, которые находятся от него на значительном расстоянии. При этом большая часть атома это пустое пространство. Хотя эта модель не совсем точна, она вполне подходит для того чтобы понять природу статического электричества.

Протоны, нейтроны и электроны имеют несколько очень важных отличий друг от друга. Они имеют свои уникальные свойства и характеристики. Одно из этих свойств называется электрическим зарядом. Протоны обладают положительным зарядом, электроны отрицательным, а нейтроны вообще не имеют заряда (нейтральны). Заряд одного протона равен по модулю заряду электрона. По этому когда количество протонов и нейтронов в атоме одинаково, суммарный заряд в атоме равен нулю. Атом нейтрален.

ЭЛЕКТРОНЫ МОГУТ ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ

Протоны и нейтроны в ядре связаны очень сильной связью. Обычно ядро не меняет своего состояния. Электроны на внешней оболочке атома, наоборот, имеют довольно слабую связь с атомом. Они могут передвигаться от атома к атому. Атом, который теряет электроны, имеет польше положительно заряженных частиц (протонов) чем отрицательных (электронов). Этот атом приобретает положительный заряд. Атом, который присоединяет к себе электроны, имеет больше отрицательных частиц чем положительных. Этот атом получает орицательный заряд. Заряженные атомы называются ионами.

Атомы некоторых материалов удерживают свои электроны очень сильно. Электроны в этих материалах не могут свободно перемещаться. Такие вещества называют изоляторами. Пластик, ткань, стекло и сухой воздух являются хорошими изоляторами. Другие материалы удерживают электроны гораздо слабее. Такие вещества называют проводниками. Большинство металлов – хорошие проводники.

Каким образом можно переместить электроны с одного места на другое? Самый распространенный способ это потереть два предмета между собой. Если они сделаны из разных материалов и оба являются изоляторами, электроны могут перейти из одного предмета в другой. Чем больше тереть, тем больше перейдет электронов, тем больше увеличится заряд предметов. Ученые предполагают, что электроны переходят из одного предмета в другой не за счет трения, трение просто увеличивает площадь соприкосаемых поверхностей.

Статическое электричество это разбаланс положительных и отрицательны зарядов.

Иногда заряды ведут себя интересным образом. Вы когда нибудь слышали о том, что противоположности притягиваются? Это правда. Два предмета с разноименными зарядами (положительным и отрицательным) будут притягиваться. Два предмета с одноименными зарядами (положительными или отрицательными) будут отталкиваться друг от друга.

Заряженные предметы могут притягивать и нейтральные (не заряженные) предметы. Подумайте о том, каким образом можно приклеить шарик к стене. Если вы зарядите его (например трением), шарик приобретет дополнительные электроны и будет иметь отрицательный заряд. Прислонив шарик к нейтральному предмету, вы заставите заряды в этом предмете двигаться. Если этот предмет проводник, то лишние электроны начнут перемещаться как можно дальше от шарика. Если предмет диэлектрик то электроны в нем не смогут свободно перемещаться. В этом случае электроны в молекулах и атомах поверхностного слоя данного предмета развернутся в противоположную от шарика сторону и в этом слое образуется положительный заряд. А так как, как мы уже выяснили разноименные заряды притягиваются, шарик приклеится к стене. По крайней мере до тех пор пока в шарике будут оставаться лишние электроны.

Итак, почему же все таки нас щелкает электричеством? Или наши волосы имеют заряд статического электричества? Когда вы снимаете с себя шерстяную шапку, она трется о ваши волосы. Электроны с волос переходят в шапку. Следовательно каждый волос на вашей голове приобретает положительный заряд. Как известно, предметы заряженные одноименными зарядами отталкиваются. Именно по этому ваши волосы пытаются оттолкнутся друг от друга как можно дальше, на столько на сколько это возможно. Максимальное расстояние между волосами будет если они будут стоять «дыбом».

Когда вы идете босиком по ковру, электроны перемещаются с ковра на вас. Следовательно сейчас уже вы имеете дополнительные электроны (отрицательный заряд). Вы прикасаетесь к металлической дверной ручке и . БА-БАХ. Дверная ручка сделана из металла, а металл это проводник. Электроны перескакивают с вашей руки на ручку. Происходит щелчок, как будто вас ударило электрическим током.

Обычно статическое электричество проявляет себя зимой, когда воздух очень сухой. Летом воздух гораздо более влажный. Пары воды в воздухе помогают электронам быстрее «уйти» от вас, следовательно вы не можете накопить на себе большой электрический заряд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *