Экономическая теория выделяет определенные виды налоговых ставок такие как
Перейти к содержимому

Экономическая теория выделяет определенные виды налоговых ставок такие как

  • автор:

Налоговая ставка

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

  • Налоговая база
  • Налоговый период

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 % при соблюдении определенных условий; налоговая ставка 0 % применяется . условиям; организация, применяющая налоговую ставку 0 %, вправе перейти на применение налоговой ставки 20 %, направив . заявление; организации, применявшие налоговую ставку 0 % и перешедшие на применение налоговой ставки 20 %, в . подтверждения нулевой налоговой ставки Медицинские организации, применявшие в 2021 году налоговую ставку 0 %, должны .

. , которым оформляется предоставление пониженной налоговой ставки и уточняются требования к достижению . , на который устанавливается одна налоговая ставка. Общество обратилось в Судебную . Российской Федерации указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных . отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от . уплачиваемых платежей. Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, .

. закреплено полномочие вышеуказанных органов определять налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом . каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы ( . . 11. Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является . налогоплательщик не может произвольно применять налоговую ставку (изменить ее размер в . , действовавшей в проверяемом периоде) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными .

. налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка 6%, а для налогоплательщиков, применяющих . объектом налогообложения в виде доходов, налоговые ставки могут быть установлены в пределах . из субъектов РФ установлена пониженная налоговая ставка. Как указано в Основных направлениях . из субъектов РФ установлена пониженная налоговая ставка (ввиду отсутствия положений, регулирующих такой . искусственных условий по использованию пониженной налоговой ставки, а регистрация на территории Республики .

. он применяет ставку 0%. Данная налоговая ставка устанавливается законом субъекта РФ. Налоговые . действия закона субъекта РФ, устанавливающего налоговую ставку 0%, не исключаются из сферы . по применению вновь зарегистрированными ИП налоговой ставки 0% при УСН Налоговым кодексом . внимание: применение ИП на УСН налоговой ставки 0% не освобождает его: от .

. агенты определяют порядок налогообложения и налоговую ставку в отношении текущих налогооблагаемых доходов . нерезидентов налоговой ставке (по общему правилу – налоговая ставка 30%), но и применить эту налоговую ставку к . доходам предусмотрены и иные (специальные) налоговые ставки по НДФЛ. Например, для налоговых . в деятельности российских организаций предусмотрена налоговая ставка 15% (п. 3 ст. 224 . в отношении этого дохода соответствующую налоговую ставку по НДФЛ, и определяя наличие .

. (или) образовательную деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 %, если выполняются следующие условия . права на применение такой организацией налоговой ставки 0 %. Соблюдение соотношения доходов. . данными организациями. Следовательно, для применения налоговой ставки 0 % численность управляющей компании не . (или) медицинскую деятельность, могут применять налоговую ставку 0 %, является отсутствие у указанных . , осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на .

. НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, . , исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз . освобождение от уплаты НДС или налоговую ставку в размере 0%)? Чиновники . обложению НДС по налоговой ставке в размере 0%. Применение налоговой ставки в размере . услуги подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 20% либо . гостиницы, подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 20% либо .

. /1302@). Подробно – в статье. Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными . отсутствии оснований для применения льготной налоговой ставки в отношении двух спорных . все условия для применения пониженной налоговой ставки, поскольку доказательств того, что . документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного . коммунального хозяйства; для применения льготной налоговой ставки вид разрешенного использования спорного земельного .

. РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до . ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка для предпринимателей на ПСНО в . РФ на территории Севастополя установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков . населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов по .

. суда оставлено в силе. Пониженная налоговая ставка В соответствии с п. 4 . налога следует исчислять, исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте РФ . искусственных условий по использованию пониженной налоговой ставки, а регистрация на территории Республики .

. имело место их несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 . котором она перешла на применение налоговой ставки 20 % (п. 8 ст. 284 .

. -3-21/637@). Ставки налога Налоговая ставка зависит от мощности двигателя: чем . от произведения налоговой базы и налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента – при . так: из произведения налоговой базы, налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента – при .

. законодательных органов субъекта РФ устанавливать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков . для отдельной категории плательщиков пониженной налоговой ставки она применяется при исчислении «упрощенного . (далее – Закон №466-ПК) установлена налоговая ставка 10 % для налогоплательщиков – организаций и . аргументы. В формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются различными . предоставлено право отказаться от предусмотренной налоговой ставки (в том числе от .

. налоговым агентом была применена пониженная налоговая ставка 7,5% — в 2016 г . данный налог в стоимости товара, налоговой ставки 18 процентов, вместо выделения налога .

Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье исследованы сущность и роль налогов в целом и налога на прибыль в частности в экономической системе общества, уточнены направления экономической природы налога, рассмотрены труды известных ученых в области налогообложения , представлены критерии классификации налогов. Выделены основные функции и императивные принципы налога на прибыль, обосновано единство функций и принципов налогообложения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова И.А.

Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход

О понятиях «Налоговая политика», «Налогообложение», «Налог» как основополагающих категориях финансового права

Экономическая сущность и функции налогов
Понятие налогов, их виды и функции на современном этапе
Теоретические воззрения на налоги как обязательные платежи в доход государства
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход»

экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход

И. а. МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Е-mail: mia05011986@yandex.ru Волгоградский государственный технический университет

В статье исследованы сущность и роль налогов в целом и налога на прибыль в частности в экономической системе общества, уточнены направления экономической природы налога, рассмотрены труды известных ученых в области налогообложения, представлены критерии классификации налогов. Выделены основные функции и императивные принципы налога на прибыль, обосновано единство функций и принципов налогообложения прибыли.

Ключевые слова: налогообложение, налог на прибыль, теории, классификация, функции, принципы.

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований. Она представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц.

Налог на прибыль — один из основных в системе налогообложения любого государства. Он служит важным источником поступления средств в бюджеты разных уровней, является значимым инструментом регулирования и стимулирования деятельности хозяйствующий субъектов (предприятий), прямо и опосредованно влияя на процесс перераспределения прибавочного продукта посредством изъятия части чистого дохода предприятия.

Учение о налогах, являясь неотъемлемой частью финансовой науки, с XV в. развивалось в рамках политической экономии, генетическая связь с которой очевидна.

Рассуждения о хозяйственных предметах и указания о финансах встречаются в трудах Аристотеля, Ксенофонта, Ф. Аквинского и др. В XV-XVI вв. меркантилисты Д. Карафа и Ж. Боден существенно укрепили связь между финансовой теорией и практикой, представив финансовое хозяйство как систему государственных доходы и расходов. В XVП-XVШ вв. в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Л. фон Секендорфа, Ф. Юсти, И. Зонненфельса общая система финансовой науки была упорядочена и структурирована [19].

Физиократы Ф. Кенэ, А. Тюрго и О. Мирабо оказали значительное влияние на развитие финансовой науки, указав на связь вопросов финансового хозяйства с теориями политической экономии и доказав, в частности, влияние налогообложения на течение макрохозяйственного процесса. В трудах А. Смита и Д. Рикардо была также ярко выражена политико-экономическая основа функционирования финансового хозяйства.

Выделение финансовой науки из политической экономии произошло во второй четверти XIX в., а во второй его половине развитие финансовой науки происходило под активным влиянием идей

К. Родбертуса, К. Маркса, Ф. Лассаля, Л. Штейна, А. Шеффле, А. Вагнера. Они считали, что налоговая политика должна активно способствовать перераспределению национального дохода. Постепенно наука о финансах и налоговые теории превратились в обширную отрасль экономического знания. По мнению Л. В. Ходского, «. современная теория финансов есть гораздо более результат работы одного XIX в., чем всех предшествующих» [27].

В конце XIX — начале XX в. Э. Сакс пришел к выводу, что финансовая наука должна стать точной наукой. В свою очередь Л. Косса подчеркивал, что финансовая наука — не дополнение к политэкономии, поскольку отнюдь не ограничивается исследованием причин и экономических последствий фискальных мер, а ее источниками служат общие принципы права и политики. Ф. Нитти считал науку о финансах ветвью политэкономии, задача которой -изучение способов добывания и употребления материальных средств, необходимых для жизни государства и местных самоуправлений. По мнению К. Эеберга, финансовая наука есть систематическое изложение принципов, по которым ведется и должно вестись финансовое хозяйство и согласно которым государство (область, община и т. д.) должны добывать и расходовать потребные для достижения своих целей материальные блага [19].

Таким образом, выделение науки о финансах в отдельную отрасль знания свидетельствует, с одной стороны, о единстве, универсальности общих методов, исследовательских подходов финансовой науки и политической экономии, а с другой — о специфичности предметов и объектов исследования.

Налоги (или их прообразы) возникли с появлением первых осознанных общественных потребностей. Это произошло с началом распада родового строя — на самых ранних этапах разделения общественного труда. Поэтому формирование и эволюция системы налогообложения происходили одновременно с развитием государственных образований.

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что это одновременно и экономическое, и хозяйственное, и политико-правовое явление. М. М. Алексеенко еще в XIX в. отметил такую особенность налога: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой, собственно, и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и

употребление налогов составляет одну из функций государства» [1].

Выяснение и уточнение экономической природы налога всегда были связаны с поиском определенного источника обложения и оценкой степени того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на деятельность хозяйствующих субъектов и развитие национального хозяйственного комплекса в целом. Исходя из этого, уточнение экономической природы налога связано в первую очередь с исследованием взаимосвязи между производством и распределением (перераспределением).

Выяснение роли налогов в системе экономических отношений постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Большинство из них считает, что основным назначением налогов со времен их образования и по настоящее время является удовлетворение финансовых потребностей государства.

Налоги — это источник доходов государства. Поэтому оно напрямую заинтересовано в увеличении их объема. Заметна и тенденция усиления приоритетности фискальной функции налогов. По статистическим данным, в последние десятилетия доля финансирования государственных бюджетов за счет налоговых поступлений в экономически развитых странах составляет от 75 до 95 % всех доходных поступлений в бюджетную систему.

Исследование экономической природы налога напрямую связано с учением о государстве, поскольку реальный процесс налогообложения осуществляется именно государством и зависит от степени зрелости, цивилизованности его форм. По мнению П. Прудона, «.в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве» [19].

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось налоговыми реформами. Исторические факты свидетельствуют о том, что высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну, а снижение налоговой ставки не сразу, но позволяло увеличивать сумму сбора. В любом случае тот или иной эффект является результатом конкретной налоговой политики государства. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, а экономическая теория занимается поиском оптимального с точки зрения гармонизации отношений отчуждения и присвоения механизма налогообложения [13].

Эволюционируя, учение о государстве открывало все новые возможности для выяснения, уточ-

нения экономической природы налога. По мнению автора, выделяются два направления.

Первое связано с идеями А. Смита о непроизводительном характере государственных услуг и финансовом хозяйстве государства, которое «.. .не только отделено от народного, но и противостоит ему». Второе исходит из взглядов на хозяйственную деятельность государства как фактора и потребности социально-экономического развития, что и нашло соответствующее отражение в различных налоговых теориях [21].

Исследование сущности, принципов, функций, закономерностей налогообложения, оценка и прогнозирование их непосредственного или опосредованного влияния на состояние макроэкономической системы, экстраполяции последствий такого воздействия на перспективы модернизации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне — в таком контексте система налогообложения исследуется в историческом плане относительно недавно.

По мнению автора, одним из первых сочинений, посвященных вопросам налогообложения, стал труд У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), в котором он приходит к выводу, что «.чем беднее государство, тем выше налоги», т. е. чем меньше государство располагает возможностями (неналоговых поступлений), тем больше оно вынуждено обременять своих граждан.

В своей работе У. Петти выделил шесть основных статей государственных расходов:

— на содержание госаппарата и отправление правосудия;

— на содержание церкви;

— на содержание сирот и немощных людей;

— на дорожные и другие транспортные расходы.

Наиболее рациональными доходами он считал:

— земельную ренту и ренту с домовладений;

Именно У. Петти были существенно уточнены теоретические основы налогообложения за счет активного обсуждения таких проблем, как

множественность налогов, их нерациональность и несправедливость, а также за счет поиска способов нивелирования негативных последствий отчуждения для граждан, предприятий части их дохода, имущества и т. д. в виде налогов.

Значимый вклад в развитие налоговых теорий внесла классическая политическая экономия. А. Смит и Д. Рикардо считали, что налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика ведется по поводу справедливости их взимания и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью задач государства (обеспечение функционирования конкурентного рынка, гарантии устойчивости покупательной способности денег и др.) [4].

В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит впервые дал определение налоговым платежам, обозначив их место в финансовой системе государства: «Налоги есть обложение, во-первых, ренты, во-вторых, прибыли, в-третьих, заработной платы и, в-четвертых, всех этих трех источников частного дохода» [22].

По убеждению А. Смита, налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Им были разработаны базовые принципы налогообложения.

Среди трудов Д. Рикардо особое место занимает работа «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). В ней подчеркивалось, что налоги составляют «.ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства» [20]. Возможны два источника возмещения налогов:

— из капитала (в дальнейшем К. Маркс обозначил эту категорию как «основной капитал»);

— из дохода страны («добавочный капитал» по К. Марксу).

Если годовое производство страны значительно превышает ее совокупное потребление, то возникает доход («добавочный капитал»), из которого и платятся налоги. Если же совокупное потребление за год не покрывается годовым производством страны, то налоги и сборы платятся за счет самого капитала («основной капитал»), который уменьшается или увеличивается вследствие прироста производства или уменьшения непроизводительного потребления в целом [28].

По мнению Д. Рикардо, нет таких налогов, которые не имели бы тенденции уменьшать силу накопления, поскольку все налоги неизбежно падают на капитал или на доход.

Таким образом, классическая экономическая теория, исходя из принципа максимального невмешательства государства в экономику, признавала в качестве условия построения гармоничной системы налогообложения сбалансированность бюджета государства и налоговых платежей. Ведь если затраты государственного бюджета будут уменьшаться, то начнут снижаться и налоговые ставки, и наоборот.

В рамках первого направления теории налогов носили преимущественно индивидуалистический характер, связанный с договорной формой происхождения государства. Наиболее популярными среди них являлись:

— теории «выгоды», «обмена эквивалентов», «услуги-возмездия» как теории «общественного договора» (Г. Бастэбль, П. Леруа-Болье, П. Пру-дон, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, А. Смит, Р. Стурм, Ж.-Б. Сэй);

— теория «атомистическая», разновидностями которой являлись теории «фискального договора» (С. Вобан, Т. Гоббс, О. Мирабо, Ш. Монтескье), теория налога как страховой премии (Э. де Жирарден, Д. Мак-Куллох, А. Тьер и др.).

Например, Ш. Монтескье рассматривал налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, защиту государства и другие услуги. Ж. Сисмонди считал налог платой за наслаждение: «Налог есть жертва; но в то же время и благо, если услуги государства приносят нам больше наслаждений, чем сколько отнимает у нас жертва, ценою которой мы их получаем. Поэтому надо отказаться от наслаждения, если оно дорого, если покупка его захватывает необходимое». Ж. -Б. Сэй трактовал налоги как плату за услуги, а П. Прудон — обмен [19].

Второе направление налоговых теорий связано с принудительным характером взимания (отчуждением) и нашло свое воплощение в теории «жертвы» (С. Витте, Н. Канар, Д. Милль, Б. Мильгаузен, Я. Таргулов, Н. Тургенев, И. Янжул) и теории «коллективных (общественных) потребностей» (А. Буковецкий, А. Вагнер, А. Лориа, П. Микелад-зе, Ф. Нитти, Э. Сакс, Э. Селигман, А. Соколов, М. Фридман, А. Шеффле, Л. Штейн). Налог трактовался как необходимое участие в покрытии расходов государства, как обязанность, вытекающая из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые с его помощью удовлетворяются.

В теории «жертвы» прямо указывалось на принудительный характер налогов. Б. Мильгаузен

отмечал, что «.податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству». С. Витте также определял налоги как «.принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития» [19].

Экономист Я. Таргулов популяризовал теорию налога как жертвы, считая, что «.налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей» [24].

Известный российский ученый Н. Тургенев в работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) дает краткое и емкое понятие налогов: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в обществе или при составлении государств» [25], указав, таким образом, на существование серьезной проблемы прогнозирования последствий от введения или изменения налогов.

Согласно теории «коллективных (общественных) потребностей», основной принцип частного единоличного хозяйства — меновая конкуренция не в состоянии удовлетворить потребности всех членов общества. Оформилось реальное хозяйственное воззрение на государство, признающее за его услугами производительный характер, а за самим государством — множество важнейших экономических функций, реализация которых требует взимания налогов и сборов.

Так, А. Вагнер, исследуя функции налогов, предложил трактовать их «.как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов, в форме и размере односторонне определенном ими как общее вознаграждение на все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам» [26].

По мнению Ф. Нитти, налог является той частью богатства, которую «. граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных (общественных) потребностей» [11].

Исследователь М. Фридман в свою очередь считает, что «.налоги — это принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины» [26]. Тем самым (пусть и в неявной форме) он обозначил проблему «немаркированности» подавляющего большинства взимаемых с граждан и хозяйствующих субъектов налогов, что проявляется в противоречии между прямым отчуждением части их дохода, имущества и непрозрачностью, неявным, косвенным характером присвоения предоставляемых им государством (за счет собранных налогов) общественных благ и услуг.

Предлагаемые в современной научной литературе, учебниках и учебных пособиях определения налога мало разнятся:

— «налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства [3]»;

— «налоги — все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью

принадлежащего ему права принуждения [29]»;

— «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товаров или услуг [7]»;

— «налог — изъятие части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта в пользу государства, заранее определенной и установленной в законодательном порядке» [14] и др.

Современное понятие налога дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ: «.налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [12].

Уточняя подходы, используемые И. Перонко и Н. Тюпаковой, макроэкономическое содержание налогов может быть представлено следующим образом (см. рисунок).

Материальным источником налогов

Макроэкономическое содержание налогов [16]:

Y — валовой внутренний продукт; ND — национальный доход; С — овеществленные издержки производства; V- оплата труда или личный доход; Р — прибыль хозяйствующих субъектов

выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход. Он распадается на две части:

— одна часть поступает собственникам — владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов;

— вторая — наемным работникам в форме оплаты труда.

То есть обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества.

При ограниченной собственности на средства производс-

тва государство может получить свою долю национального дохода лишь при его принудительном перераспределении. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части национального дохода. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса, а именно при формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения — использование государством средств на общенациональные нужды — выходит за пределы налогообложения и является расходом государства [17].

Налоговые отношения — это отношения государства в лице его уполномоченных органов с налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами), институционально регулируемыми (в частности законодательством о налогах и сборах). Между ними возникает движение стоимости в денежной форме в одностороннем порядке: от налогоплательщиков — к государству. А экономические интересы государства и хозяйствующих субъектов соприкасаются непосредственно. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует либо не персонифицирована.

Налоговые отношения — наиболее «конфликтная» область финансовых отношений, где сталкиваются интересы разных социальных групп. Налогоплательщики отчуждают государству часть своего дохода, имущества безвозвратно в принудительно-директивном порядке. Они стремятся, используя как формальные, так и неформальные правила, как можно меньше отдать своей собственности (в виде имущества, дохода и т. д.), а государство — как можно больше получить. В то же время на современном этапе налоговые отношения строятся на институционально-правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у налогоплательщиков капитал для расширенного производства [16].

В зависимости от субъекта налогообложения вся совокупность налогов подразделяется на:

1) налоги с юридических лиц;

2) налоги с физических лиц;

3) смешанные, уплачиваемые как юридическими, так и физическими лицами.

В зависимости от органа, устанавливающего и конкретизирующего особенности тех или иных налогов, выделяют:

1) федеральные налоги и сборы, которые действуют без изменения на всей территории РФ и установлены Налоговым кодексом РФ;

2) региональные налоги, действующие на территории определенного субъекта РФ и которые устанавливаются законами этого субъекта на основании Налогового кодекса РФ;

3) местные налоги, действующие на территории районов, городов, поселков и т. п., которые также определены в Налоговом кодексе РФ и дополняются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налог, они объединяются в две группы:

1) закрепленные налоги, являющиеся доходным источником в определенный бюджет (федеральный, региональный, местный бюджеты, внебюджетные фонды);

2) регулирующие налоги, поступающие в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательно, они передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящее.

В зависимости от периодичности уплаты выделяют:

— регулярные (систематические, текущие) налоги, взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия плательщиком каким-либо видом деятельности (т. е. времени существования объекта обложения;

— разовые налоги, связанные с определенными событиями.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от характера использования различают:

— абстрактные налоги (немаркированные), вводимые государством для формирования бюджета в целом;

— специальные налоги, используемые для финансирования конкретных расходов государства.

По степени обложения выделяют:

1) прогрессивные налоги, бремя которых возрастает с увеличением дохода или иного объекта обложения;

2) пропорциональные налоги, тяжесть обложения которыми не изменяется при изменении величины объекта;

3) регрессивные налоги, сокращающиеся с ростом дохода или иного объекта обложения (см. таблицу).

В современной финансовой науке существуют различные подходы к диверсификации налоговых функций, в которых и проявляется сущность налога. Например Л. Злобина, Л. Черкасова предлагают выделять, с одной стороны, интегральные функции

критерии классификации налогов [9, 17]

признак классификации Группа налогов, в которую входит налог на прибыль организаций другие группы налогов

По характеру обложения и взимания Прямые Косвенные

По учету фактической платежеспособности Прямые личные Прямые реальные

По субъекту налогообложения С юридических лиц С физических лиц

По уровню управления Федеральные Региональные и местные

По распределению между бюджетами Регулирующие Закрепленные

По периодичности взимания и уплаты Регулярные Разовые

По целевому назначению Абстрактные (немаркированные) Специальные

По степени обложения Пропорциональные Прогрессивные и регрессивные

налогов — фискальную, регулирующую и социальную, которые неразрывно взаимосвязаны, относятся к одному уровню налоговой системы, а с другой -дифференциальные — функции организации, мобилизации, аккумуляции, аллокации, планирования, учета, контроля, анализа, стимулирования, социализации, субординации, координации, социальной дифференциации, солидаризации и т. д. Причем интегральные функции налога воплощаются в дифференциальных функциях налоговой системы таким образом, что между ними возникает общее соответствие, нарушение которого приводит к снижению эффективности.

В свою очередь Г. Петрова считает, что выделять следует восемь функций налогов:

Исследователи Н. Иванова, Д. Черник, Т. Ют-

кина уверены в нецелесообразности чрезмерной дифференциации в классификации налоговых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную [8].

Большинство исследователей, уделявших внимание изучению функций налогов на разных этапах реформирования налоговой системы, считают главной и основной функцией фискальную, суть которой заключается в обеспечении поступлений части средств в разноуровневые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов. Благодаря этому и создаются необходимые материальные условия, возможности для жизнедеятельности государства. Доля налоговых поступлений в доходах бюджета России (как и большинства государств) является преобладающей.

Анализ структуры поступлений в 2012 г. доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральной налоговой службой России по видам налогов, показал, что основная доля доходов сформировалась за счет поступлений именно налога на добавленную стоимость — 57,2 %, или 19 262,7 млн руб., и акцизов — 34,6 %, или 11 667,1 млн руб.

Доля налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2012 г. составила 6,3 %, или 2 133,8 млн руб., что по сравнению с 2011 г. больше на 12,5 %, но относительно уровня 2008 г. — меньше в 3 раза. Это объясняется снижением с 01.01.2009 налоговой ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2 %.

Удельный вес налога на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ в 2012 г. определен в размере 26 292,7 млн руб., или 19,7 % всех налоговых доходов государства [18].

Практика показывает, что значение фискальной функции с развитием и совершенствованием производственных отношений лишь возрастает.

В свою очередь обобществление части валового внутреннего продукта посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реализацией другой базовой функцией — регулирующей (стимулирующей), цели которой — смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного и поступательного развития.

Регулирующая функция налогов — особый механизм влияния на экономические и социальные процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе. Только при его грамотном использовании можно формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов. И если под фискальной функцией в основном по-

нимается один и тот же смысл (отчуждение части дохода, имущества субъекта в виде налога в пользу государства), то о регулирующей функции каждый автор имеет свое мнение, расширяя регулирующую роль налога до стимулирующей, дестимулирующей, воспроизводственной и т. п.

Существуют прямые и обратные связи между реализацией регулирующей и фискальной функцией налогов. Их сущность состоит в ослаблении отчуждающей роли государства ради достижения стратегической цели — обеспечения условий для обеспечения более высоких темпов экономического роста, чему во многом может способствовать мобилизация налогового режима.

Стимулирующая функция налогов является, по мнению автора, самой труднореализуемой, поскольку непосредственно связана с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. Она проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, реализующиеся через систему налоговых льгот, исключений, преференций. Это приводит к изменению объекта налогообложения, уменьшению налогооблагаемой базы, понижению налоговой ставки и т. п. Это необходимо для стимулирования в первую очередь экономической деятельности предприятий различных отраслей промышленности.

На взгляд автора, вопрос классификации налоговых функций не столь принципиален, поскольку степень теоретической и практической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от совершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином историческом этапе. Поэтому, выделяя в качестве базовых функций налога фискальную и регулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация которых определяется их оптимальной комбинацией.

Выполнение базовых функций налогов одновременно возможна:

— при достижении определенной резонансности часто противоречивых экономических интересов государства, суверенных товаропроизводителей и домохозяйств, поскольку любой налог как экономическое отношение отчуждения в конечном итоге выражает связь единичного и всеобщего в субъект-но-объектной структуре рыночного хозяйства;

— при ориентации на определенные принципы.

Следует подчеркнуть, что в экономической литературе по проблемам налогообложения принципы

и функции рассматривались чаще всего несколько обособленно. По мнению же автора, принципы налогообложения необходимо обсуждать именно в контексте приоритетности тех или иных функций налога на данном этапе. Общая совокупность принципов, которым должна отвечать эффективная налоговая система, обширна и достаточно разработана экономической наукой.

Эволюция налоговых принципов — емкое самостоятельное научное исследование. Поэтому воспользуемся известной системой оптимальных налоговых критериев, сгруппировав их именно в контексте выполняемых функций, предварительно рассмотрев важнейшие принципы налогообложения на основе эволюционного подхода.

Пять основных экономических принципов налогообложения были сформулированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) 1.

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, который особенно необходим в государствах с демократическим образом правления. Если население относится с полным доверием к своему государству, то и налоги платятся без принуждения, добровольно и добросовестно. Субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые декларируются законодательно. Сам же процесс взимания налогов не должен нарушать основные политические права и не «стеснять» хозяйственную деятельность налогоплательщика.

2. Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются, под покровительством и защитой государства». Этому принципу соответствует пропорциональность налогообложения.

3. Принцип определенности. «Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику».

4. Принцип удобности. Налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом),

1 Именно эти принципы затем были названы «Декларацией прав плательщика».

когда и как плательщику удобнее всего платить его. «Желательно взимать налог как раз в то время, когда у плательщика скорее всего будут деньги для уплаты».

5. Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству» [19].

По оценке М. Фридмана, «.второй принцип носит этический характер, а остальные могут быть отнесены к отделу техники взимания или организации обложения». Таким образом, в конструкции А. Смита главный принцип налогообложения — равномерность, а следовательно — справедливость по отношению к налогоплательщику («нужно щадить народное и частное имущество») [5].

Российский ученый Н. Тургенев, разделяя и пропагандируя идеи А. Смита, обращал внимание на необходимость сбалансированности фискальных интересов государства и рядовых налогоплательщиков. В его труде «Опыт теории налогов» (1818 г.) указывалось, что «.подданные государства, каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам, удобным для плательщика, должны давать средства к достижению цели общества или государства» [25].

В XIX в. А. Вагнер, применив постулаты теории коллективных потребностей к системе принципов налогообложения А. Смита, несколько усовершенствовал ее, предложив девять основных правил, сгруппировав их в четыре группы.

1. Финансовые принципы организации обложения:

1) принцип достаточности;

2) принцип эластичности (подвижности) обложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

3) принцип надлежащего выбора источника обложения;

4) принцип правильной комбинации различных налогов.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

5) принцип всеобщности обложения;

6) принцип равномерности.

4. Административно-технические принципы (принципы налогового управления):

7) принцип определенности обложения;

8) принцип удобства уплаты налога;

9) принцип максимального уменьшения издержек взимания.

Согласно идеям А. Вагнера, главный принцип -это принцип достаточности и эластичности обложения, поскольку «.общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность и способность адаптироваться к государственным нуждам должны быть поставлены на первое место». Принципы же справедливости и равномерности обложения следует «.проводить в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы» [19].

Развивая идеи справедливости применительно к источникам обложения, А. Вагнер был одним из тех, кто считал целесообразным взимать налог как с дохода, так и с капитала [23].

Экономист Ф. Нитти считал, что «.налоги не должны мешать развитию государства», а потому «.налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление,. слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство» [11].

Исследователя А. Буковецкого волновала проблема ставок налогообложения и их границ. Решение этого вопроса отчасти было найдено А. Лаффе-ром, установившим математическую зависимость величины дохода бюджета от налоговых ставок: увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов.

Принципы налогообложения, выдвинутые классиками экономической теории и их последователями, сохраняют свою актуальность, практическую значимость и сейчас. Они совершенствуются, дополняются или сокращаются в связи с особенностями развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Приоритетность той или иной базовой функции налога требует доминирования той или иной системы принципов налогообложения. Если приоритетной на данный момент является фискальная функция, то ее выполнение должно в первую очередь отвечать критериям всеобщности, справедливости (вертикальной и горизонтальной), легкости администрирования, унификации порядка взимания. Сами налоговые ставки обязаны быть определенными, стабильными, легко вычисляемыми при относительной несложности исчисления налоговой базы. Налог не должен допускать резких колебаний

доходной части бюджета. Причем нежелательны как бюджетный дефицит, так и чрезмерные сборы за счет налога. Сам механизм обложения — прозрачен: плательщики достаточно осведомлены о том, на какие цели расходуются эти средства, с тем, чтобы соглашаться с их целесообразностью.

Приоритетность регулирующей функции обложения требует акцента на следующих принципах:

— объективность и системность;

— эффективность в том смысле, что затраты на взимание и использование средств по налогу должны быть существенно меньше величины такого рода налоговых поступлений в бюджет;

— установление объективного предела изъятия части дохода, с тем, чтобы минимизировать искажающие налоговые эффекты;

— рациональное сочетание общепринятого и системно-целевого льготного обложения.

Поскольку описанные критерии не предназначены для нахождения некой идеальной, совершенной налоговой конструкции, то указанные принципы далеко не всегда или не в полной мере согласуются между собой. Противоречия вполне типичны для таких «связок» принципов, как нейтральность, простота и гибкость или равенство обязательств по равному доходу и индивидуальное льготирование и т. д. За несогласованностью критериев нередко скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Так, нейтральность, организационная простота и гибкость соответствуют первому требованию, а принципы относительного равенства обязательств и контролируемость — второму [10].

Представленные принципы налогообложения, по мнению автора, недостаточны для полноценного выполнения налогами базовых и производных функций. Такое их позиционирование не подкреплено, например, системой ответственности работников государственных и налоговых органов, а потому нередки случаи нарушения заявленных принципов.

В дополнение к названным реализация налогового законодательства должна основываться еще на ряде важных принципов.

Во-первых, это принцип целеполагания, который должен быть учтен еще на этапе налогового планирования, предшествуя этапу построения принципиальной схемы налогов и сборов. Ведь именно от выбранных государством ориентиров будет зависеть организационная структура всей

системной совокупности видов обложения, каждого отдельного нормативного документа по конкретному налогу или сбору.

Во-вторых, принцип равнозначности всех налогов и сборов, требующий соразмерности эффективности каждого налогового канала, т. е. доли поступлений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета.

В-третьих, принцип дистанционного общения налогоплательщиков с работниками налоговых органов, подразумевающий использование единой компьютерной сети для отправления налоговых деклараций, извещений об уплате налогов, ненормативной переписки, а также для обработки данных по каждому налогоплательщику.

В-четвертых, принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, предполагающий не только сохранение их налоговой тайны работниками налоговых органов (включая в том числе сведения о нарушении налоговой дисциплины), но и установление грани наносимого налогоплательщику со стороны должностных лиц налоговых органов ущерба.

В-пятых, принцип самодостаточности налоговых доходов бюджетов, означающий, что экономически обоснованные бюджетные расходы всех уровней должны быть полностью покрыты за счет совокупности налоговых и неналоговых доходов в заранее установленном соотношении.

В-шестых, принцип гражданского равноправия налогоплательщиков и работников налоговых органов, предполагающий введение института налоговых правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов (с предусмотренными штрафными санкциями).

В-седьмых, принцип стабильности, предусматривающий не столько неизменность законодательства в целом на коротких временных интервалах, сколько стабильность институциональной основы обложения, не зависящей напрямую от конъюнктурных, политических трансформаций на макроуровне.

В-восьмых, принцип оптимальной множественности налогов и сборов, связанный с принципом равнозначности как одним из факторов, определяющим количество налогов и сборов в конкретной системе [2].

В-девятых, принцип соответствия налоговой и бюджетной классификации. Это предполагает:

а) соответствие наименований налогов и сборов согласно Закону РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об ос-

новах налоговой системы в Российской Федерации» и бюджету текущего года любого уровня;

б) соответствие деления доходов бюджета на неналоговые и налоговые в части последних перечню налогов и сборов.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-десятых, принцип свободного налогового представительства, означающий, что каждый налогоплательщик имеет право:

— уведомив налоговые органы, вести налоговое делопроизводство самостоятельно;

— поручить его ведение налоговому представителю на основе доверенности;

— часть налогов и сборов рассчитывать самостоятельно, а часть — поручить налоговому представителю;

— уплачивать все налоги в соответствии с расчетами налогового уведомления;

— часть налогов и сборов рассчитывать самостоятельно, а часть — на основе уведомлений налогового инспектора.

В свою очередь В. Парыгина предлагает выделять следующие основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:

1) принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание, т. е. быть экономически обоснованными в целях развития налоговой системы страны;

2) налоговые принципы должны быть закреплены в налоговом законодательстве, т. е. институционально закреплены;

3) в силу трансграничности налоговой науки дополнительным аргументом значимости того или иного принципа обложения может служить его «вписываемость» в налоговые правоотношения в странах, которые (как и Россия) идут по пути демократии и построения правового государства [15].

Для придания целостности и полноты системе принципов налогообложения (в том числе — по налогу на прибыль) с учетом современных реалий следует применять наиболее востребованные принципы налогообложения, которые в свою очередь должны быть установлены нормативно-правовыми актами самого высокого уровня. Это, с одной стороны, потребует обязательного их применения при установлении любого налогового платежа, а с другой — обеспечит возможность применения санкций при их игнорировании, вплоть до признания налога не подлежащим взиманию.

Автор считает, что сложность, полисубъект-ность, динамичность, нестабильность протекания экономических процессов на разных уровнях хозяйственной системы существенно затрудняют возможность применения в практике налогообложения даже основных принципов, которые были выделены мыслителями ХУШ-Х1Х вв. Поэтому целесообразно из всего многообразия выделить восемь императивных принципов, составляющих базовые условия построения эффективной системы налогообложения.

1. Принцип простоты и стабильности. Законодательство о налогах и сборах, налоговая система в целом обязаны быть максимально простыми для понимания и исполнения предъявляемых требований. Информации по налоговому законодательству следует быть минимальной и конкретизированной для того, чтобы налогоплательщики меньше отводили времени на ее изучение.

2. Принцип доступности. Вся документация и информация по налоговому законодательству должна быть в открытом доступе, могут предоставляться консультации.

3. Принцип определенности. Налоговое законодательство должно четко определять и разъяснять все законодательные положения, избегая многозначности толкований. Налогоплательщики имеют право точно знать, какие налоги, сборы, в какие сроки и в каком порядке они обязаны уплатить.

4. Принцип гармоничности, исходящий из необходимости «снятия» главного противоречия между отчуждением и присвоением, гармонизации базовых налоговых функций.

5. Принцип взимания и маркированности (транспарентности). Налогоплательщикам должна быть доступна и открыта информация о том, на какие цели используются налоги.

6. Принцип единства прав и обязанностей. Налогоплательщики обязаны выполнять налоговые обязательства вовремя и полностью, иметь возможность в законном порядке оспаривать те или иные нормы налогового законодательства.

7. Принцип оптимизации и минимизации. Оптимизация и минимизация — легитимные методы снижения налоговой нагрузки, не противоречащие нормам действующего законодательства. Любой налогоплательщик (физическое или юридическое лицо) должен иметь право на законные способы снижения налоговой нагрузки по любому налогу.

8. Принцип пересмотра и отмены. Налоговое законодательство должно пересматриваться по мере

необходимости, чтобы отвечать современным требованиям и быть проще для налогоплательщиков. Необходимы четкие ориентиры, позволяющие определить эффективность переоценки действующего налогового законодательства.

Названные принципы налогообложения основаны на обобщении положительного опыта РФ и зарубежных стран. Дальнейшая работа по совершенствованию налогового законодательства в соответствии с этими принципами позволит, по мнению автора, сконструировать высокоэффективную и устойчивую систему налогов и сборов, отвечающую объективной цели существования государства в целом и системы налогообложения.

Таким образом, налог — это особый вид финансовых отношений, возникающих между государством (как главным финансовым институтом) и экономическими субъектами по поводу прямого отчуждения на институционально-правовой основе в его пользу части их дохода, полученного в результате хозяйственной деятельности, и (или) части имущества, находящегося в их владении, пользовании, распоряжении.

Налогам исторически свойственен в силу априори возникающих отношений явного отчуждения и неявного присвоения противоречивый, конфликто-генный характер.

С позиций отношений «отчуждения-присвоения» основными характеристиками налогов являются:

— односторонне-принудительный характер, что предполагает обязательное и прямое отчуждение в пользу государства части имущества, дохода налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц);

— непрозрачность, немаркированность расходования подавляющей доли поступающих в бюджеты разных уровней налогов;

— неперсонифицированность и неочевидная эквивалентность, порождающая «синдром безвозмездности и безвозвратности» вследствие неявного, косвенного характера предоставляемых государством общественных благ и услуг (при низком уровне налоговой культуры) [9].

Вопрос узкой или чрезмерной классификации налоговых функций не столь принципиален, поскольку степень теоретической и практической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от совершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином историческом этапе. Выделяя в качес-

тве базовых функций налога две — фискальную и регулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация которых определяется их оптимальной комбинацией.

Гармоничная и одновременная, а не взаимоисключающая реализация базовых налоговых функций возможна:

— при достижении определенной резонансности часто противоречивых экономических интересов государства, суверенных товаропроизводителей и домохозяйств, поскольку любой налог как экономическое отношение отчуждения в конечном итоге выражает связь единичного и всеобщего в субъект-но-объектной структуре рыночного хозяйства;

— при ориентации на определенные принципы. В современных условиях в дополнение к существующим и общепризнанным может быть предложена система налоговых принципов, включающая следующие из них как требования императивного порядка: простота исчисления и стабильность, доступность, определенность, гармоничность, транспарентность, маркированность, единство прав и обязанностей, возможность корректировки, законность снижения налоговой нагрузки.

1. Алексеенко М. М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сея, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди и Д. С. Милля. Харьков: Университетская тип. 1870.

2. Боброва А. В. Концептуальная модель теории налогов // Финансы и кредит. 2005. № 23.

3. ЕвстигнеевЕ. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. СПб.: Питер. 2009.

4. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. М.: Экономистъ. 2008.

5. Кулишер И. М. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа. 1919.

6. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. М.: Дело: Вита-Пресс. 1996.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер. с англ. М.: Инфра-М. 2011.

8. Митрофанова И. А. Диверсификация функций и принципов современной системы налогообложения: теоретический подход // Налоги и налогообложение. 2006. № 9.

9. Митрофанова И. А. Инструменты модернизации механизма налогообложения прибыли

хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. 2012. № 1.

10. Митрофанова И. А. Трансформация принципов классификации налогов: история и современность // Налоги и финансовое право. 2007. № 7.

11. Нити Ф. Основные начала финансовой науки; пер. с итал. / под ред. А. Свирщевскова. М.: Издание М. и С. Сабашниковых. 1904.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

13. Носкова Ю. В. Развитие теории налогообложения в XVII-XX вв. // Финансы и кредит. 2009. № 1.

14. Основы экономической теории и практики: учеб. пособие / под ред. М. М. Загорулько, О. В. Инша-кова, В. Н. Овчинникова и др. Волгоград: ВГУ. 2008.

15. Парыгина А. В. Принципы налогообложения в России: система налоговых координат. URL: http://www. elitarium. ru/2008/12/10/principy_ nalogooblozhenija. html.

16. Перонко И. А., Тюпакова Н. Н. Принцип определенности в элементной структуре налога // Финансы и кредит. 2008. № 48.

17. Поляк Г. Б., Романов А. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана. 2007.

18. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Рос-

сийской Федерации за 2012 год. URL: http://www. r32.nalog. ru/statistic/pn32/stf32/.

19. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2009.

20. Рикардо Д. Сочинения: в 5 т.: пер. с англ. / под ред. М. Н. Смит. М.: Госполитиздат. 1955.

21. Сидорова Н. И. Метаморфозы практики и теории налогообложения // Вестник Калмыцкого университета. 2007. № 4.

22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов; пер. с англ. М.: Соцэкгиз. 1962.

23. Соболев М. Н. Очерки финансовой науки. М.: Пролетарий. 1925.

24. Таргулов Я. Финансовая наука. М. 1919.

25. ТургеневН. И. Опыт теории налогов. СПб.: тип. Н. Греча. 1818.

26. ФридманМ. И. Конспект лекций по науке о финансах. Налоги. Вып. 2. СПб. 1910.

27. Ходский Л. В. Основы государственного хозяйства: курс финансовой науки. СПб.: тип. Ю. Н. Эрлих. 1913.

28. Экономическая теория: хрестоматия. М.: Юристъ. 2000.

29. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: учебник. М.: Аспект Пресс. 1996.

Публикация годовой и квартальной Г [ отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru

Виды налоговых ставок

Налоговая ставка является обязательным элементом налога и представляет собой налоговые начисления определенной величины, высчитываемые на единицу налогооблагаемой базы. Упрощенно в некоторых случаях налоговую ставку можно представить как долю от стоимости объекта, облагаемого налогом, которую следует оплатить в пользу государства. Когда норма налогового обложения (налоговая ставка) выражается в процентах к сумме дохода налогоплательщика, используется термин налоговая квота. В Российской Федерации размеры налоговых ставок, а также способы их начисления и перечень случаев, в которых они используются, предусмотрены соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Основные виды налоговых ставок

Различают следующие виды норм налогового обложения:

  • Регрессивные ставки, возрастающие по мере снижения дохода и уменьшающиеся вместе с ростом базы налогообложения;
  • Прогрессивные ставки, увеличивающиеся при возрастании базы налогообложения;
  • Пропорциональные налоговые ставки (адвалорные) имеют одинаковый процент по отношению к налоговой базе и не дифференцируются в зависимости от ее величины;
  • Твердые налоговые ставки независимо от размеров базы налогообложения имеют абсолютную безусловную величину на единицу начисления налога.

Сравнивая налоговые ставки можно заметить, что регрессивные налоговые ставки более обременительны для юридических или физических лиц со скромными доходами, в то время как по лицам с большими доходами сильнее ударяют прогрессивные налоги.

Телеграм-бот Сравни Вклады знает обо всех бонусных предложениях и промокодах от банков. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

  • 1.1. Развитие теории налогообложения
  • 1.2. Принципы налогообложения
  • налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
  • ответственность за нарушеия законодательства о налогах и сборах

Глава 2. Налоговая система

  • Основные термины
  • 2.1. Элементы налога и способы взимания налога
  • 2.2 Классификация налогов
  • 2.3 Налоговый механизм и его элементы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *