Что является целью системы управления комплаенс риском сбербанк
Перейти к содержимому

Что является целью системы управления комплаенс риском сбербанк

  • автор:

Управление рисками

Управление рисками и их минимизация (риск-менеджмент) традиционно являются приоритетными в деятельности ТКБ БАНК ПАО. Основным подходом к минимизации банковских рисков является определение их количественных параметров и выработка методов управления рисками. Советом директоров Банка принята «Стратегия управления рисками» и утверждена «Политика управления банковскими рисками».

«Стратегия управления рисками» базируется на соблюдении принципа безубыточности деятельности и направлена на обеспечение оптимального соотношения между прибыльностью и уровнем принимаемых на себя Банком рисков. В осуществлении «Стратегии управления рисками» используются следующие основные принципы:

  • Банк не рискует, если есть такая возможность;
  • Банк не рискует больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • Руководство Банка думает о последствиях риска и не рискует многим ради малого;
  • Банк не создает рисковых ситуаций ради получения сверхприбыли;
  • Банк держит риски под контролем;
  • Банк распределяет риски среди клиентов и участников и по видам деятельности (диверсифицирует риски);
  • Банк создает необходимые резервы для покрытия рисков;
  • Банк устанавливает постоянное наблюдение за изменением рисков.

Банк в своей деятельности выбирает из возможных вариантов рискового вложения капитала тот вариант, при котором:

  • получит наибольшую эффективность результата (выигрыш, доход, прибыль) при минимальном или приемлемом уровне риска (правило максимума выигрыша);
  • вероятность результата является приемлемой для инвестора (правило оптимальной вероятности результата).

Стратегической целью Банка является управление соотношением доходность/риск. Традиционный подход к управлению рисками основан на выполнении регулятивных требований Банка России. Для обеспечения высоких темпов роста развития Банка требуется рассмотрение рисков в связке с доходностью в соответствии с поставленными акционерами задачами.

Управление рисками в Банке является одним из направлений финансового менеджмента. Проведение Банком различных операций (кредитных, депозитных, расчетно-кассовых, валютных, инвестиционных и т.п.) влечет за собой безусловное появление широкого спектра рисков на различных объектах: финансовых инструментах, бизнес — процессах, видах деятельности.

Целью политики Банка по управлению рисками является организация четкого процесса по эффективному управлению рисками посредством установления границ, лимитных параметров для каждого типа рисков. В условиях тенденции снижения доходности большинства финансовых инструментов и, как следствие, снижения рентабельности, контроль за рисками является одним из основных источников поддержания рентабельности Банка на должном уровне. Эффективным способом минимизации рисков является их регулирование путем установления лимитов. В соответствии с «аппетитом на риск» (risk-appetite) Банком устанавливаются основные лимиты риска, а все основные решения по управлению активами и пассивами анализируются на предмет возможного нарушения установленных лимитов. Аппетит к риску – система количественных показателей, характеризующих уровень риска, который Банк готов на себя принять для обеспечения целевых показателей по достаточности капитала и доходности в соответствии со Стратегией развития и бизнес-планом Банка. Большинство показателей утверждены как лимиты, для точного отражения стратегии Банка в профиле рисков. Основной задачей системы установления лимитов является обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка, адекватной характеру и масштабам его бизнеса.

Аппетит Банка к риску закреплен в Карте рисков Банка, содержащей совокупный (интегральный) показатель риск-аппетита, показатель риск-аппетита в разрезе видов риска и их утвержденные значения. По каждому виду риска рассчитывается оценка уровня риска. Исполнительным органом Банка на основании Стратегии развития Банка утверждаются отдельные показатели риск-аппетита и их значения, методика расчета риск-аппетита по видам риска. Совершенствование системы управления рисками проводится в соответствии с бизнес-планом и Стратегией развития Банка.

Идентификацию, анализ, оценку рисков в части вероятности наступления рискового события, в части количественной оценки рисков, в части стресс-тестирования, выработку и оценку методов управления банковскими рисками осуществляет независимое структурное подразделение Банка — риск-подразделение. Управление рисками является не только функцией риск — менеджеров, оно также интегрируется во все бизнес-процессы Банка. Ответственность за реализацию конкретного рискового события несет подразделение, инициирующее и реализующее сделки по приобретению активов. Задачей риск — подразделения является ограничение суммарных возможных убытков Банка и реализация процедур снижения возникающих рисков.

При управлении банковскими рисками Банком учитываются рекомендации Банка России, Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию (Basel II), требования Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), нормативные документы Банка России (например, такие как: Письмо №76-Т, Инструкция №139-И, Положения: №254-П, №283-П, №387-П, №346-П, Указание №2005-У и другие).

Банк определяет следующие подходы, применяемые к оценке различных видов рисков, при расчете достаточности капитала в соответствии рекомендациями Базельского комитета (Basel II):

Вид риска Метод расчета
Кредитный риск Стандартизированный подход
Рыночный риск Стандартизированный подход
Операционный риск Базовый индикативный подход

Основными видами рисков, образующимися в деятельности Банка и анализируемые риск — подразделением, являются:

  • Кредитный риск
  • Рыночные риски (фондовый, валютный, процентный)
  • Риск потери ликвидности
  • Операционный риск
  • Правовой риск
  • Репутационный риск (риск потери деловой репутации)
  • Страновой риск
  • Региональный риск
  • Отраслевой риск
  • Стратегический риск
  • Экологический риск

Кредитный риск (Credit risk)

Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников Банка либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам. Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с Банком лиц (связанном кредитовании).

Минимизация риска — это принятие мер по поддержанию риска на уровне, не угрожающем интересам кредиторов и вкладчиков, устойчивости Банка. Важнейшим вопросом для Банка является оценка и регулирование рискованности кредитного портфеля, как одного из основных направлений эффективного управления кредитной деятельностью Банка, а главная цель процесса управления кредитным портфелем — обеспечение максимальной доходности при определенном уровне риска.

Кредитные операции, становясь приоритетным направлением деятельности Банка, являются и одними из самых рисковых, поэтому оценка рисков по кредитным операциям — важнейшая часть анализа финансовой устойчивости Банка. Банк придерживается консервативной кредитной политики, стараясь полностью покрывать свои риски. Банк предоставляет заемщикам кредитные продукты только после детальной оценки всех возможных рисков, связанных с деятельностью этих заемщиков. Банк производит диверсификацию кредитного портфеля по группам риска. Банк избегает кредитования заемщиков, связанного с высоким кредитным риском. Структура кредитного портфеля Банка по срокам размещения средств сбалансирована со сроками привлечения средств по пассивным операциям.

Банк избегает осуществлять кредитование заемщиков в случае:

  • высокого уровня рисков кредитных операций;
  • плохое финансовое положение заемщика;
  • неблагонадежности заемщика;
  • отсутствия источников возврата кредитных средств;
  • отсутствия перспективы дальнейшей работы с клиентом.

Исключение может быть допущено для высокодоходных операций, риск по которым минимизирован ликвидным обеспечением или наличием у заемщика стабильной кредитной истории. Решение по таким кредитам принимает Кредитный комитет в каждом отдельном случае.

Практика показывает, что создание системы оценки финансового состояния заемщиков (контрагентов) и установления лимитов на различные банковские операции является важнейшим условием конкурентоспособности Банка на рынке. Наличие такой системы не только позволяет защитить Банк от потерь, но также служит базой для нормального проведения всех активных операций, способствует росту доходов Банка и расширению числа надежных контрагентов.

Основные принципы, по которым формируется кредитный портфель Банка – принцип диверсификации кредитного портфеля по видам хозяйственной деятельности (сегментам экономики) и региональная диверсификация.

Основными методами управления кредитным риском являются:

  • оценка финансового состояния заемщиков, эмитентов ценных бумаг и банков-контрагентов, дальнейший мониторинг их финансового состояния;
  • резервирование;
  • лимитирование;
  • диверсификация портфеля ссуд и инвестиций Банка;
  • контроль за кредитами, выданными ранее;
  • мониторинг состояния залогов;
  • разграничение полномочий сотрудников;
  • установление предельных значений обязательных нормативов в соответствии с действующим законодательством и внутренними положениями Банка.

Для минимизации кредитного риска на рынке межбанковского кредитования (МБК) – риска контрагента (counterparty risk) и рынке ценных бумаг (РЦБ) риск — подразделением проводится анализ банков-контрагентов и эмитентов ценных бумаг с целью установления соответствующих лимитов. Данные лимиты утверждаются Лимитным комитетом.

Рыночные риски (Market risks)

Рыночные риски – риски возникновения у Банка финансовых потерь/убытков вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, процентных ставок, а также курсов иностранных валют и/или драгоценных металлов. Отличительным признаком рыночных рисков от иных банковских рисков является их зависимость от конъюнктуры рынка. Рыночные риски включают в себя фондовый, валютный и процентный риски. Рыночными рисками управляет Комитет по управлению рисками.

Целью управления рыночными рисками является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков и недополучения прибыли по вложениям Банка в финансовые инструменты, включая вложения в иностранную валюту и драгоценные металлы.

Инструментами регулирования рыночных рисков являются:

  • установление персональных лимитов открытых позиций на дилеров,
  • установление лимитов по финансовым инструментам,
  • установление лимитов допустимых потерь (stop-loss и stop-out) по торгуемым инструментам,
  • управление дисбалансами (GAP) для удержания риска в границах общей политики Банка.

В целях минимизации рыночных рисков в Банке проводится стресс-тестирование финансовых инструментов и портфеля в целом с использованием сценарного подхода, а также анализ чувствительности финансового результата к факторам риска, оценка волатильности и взаимосвязей факторов риска (кредитный, процентный, фондовый, валютный), оценка показателя Value at Risk (VaR) по финансовым инструментам и в целом по портфелю с использованием дельта-нормального метода.

Фондовый риск (Equity risk) — риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности — ценные бумаги торгового портфеля, в том числе закрепляющие права на участие в управлении, и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и с общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты. Основными методами управления фондовым риском, применяемыми в Банке являются:

  • оценка финансового состояния эмитента;
  • установление лимитов на эмитентов ценных бумаг;
  • установка лимитов на операции с ценными бумагами;
  • установление срока вложений в финансовые инструменты.

При измерении фондового риска оценивается степень изменения цены ценной бумаги в заданном периоде времени. При этом в расчет принимаются следующие факторы:

  • ретроспективные данные о колебаниях цен;
  • природа эмитента;
  • ликвидность рынка данной ценной бумаги;
  • рейтинги, которые известные рейтинговые агентства присвоили ценным бумагам, и их характеристика в качестве финансовых инструментов;
  • степень концентрации позиции Банка в ценных бумагах одного эмитента или в целом ряде его выпусков.

С целью контроля над торговыми операциями используются номинальные лимиты по видам финансовых инструментов, определяющие максимальный размер текущей позиции по ним на конец дня. Особое внимание Банк уделяет контролю над операциями с непокрытыми акциями и производными финансовыми инструментами, рассматривая их как потенциально несущие в себе существенный риск. Основными видами операций Банка с акциями являются операции РЕПО и торговля базисом между ценой спот и ценой фьючерс (арбитраж). Данные операции осуществляются в рамках открытых лимитов на соответствующих эмитентов.

Кроме того, устанавливается максимальное значение портфеля ценных бумаг. Данный вид лимитов учитывает необходимость соблюдения нормативов и корректируется в зависимости от отчетных показателей и стоящих перед Банком задач.

Валютный риск (Currency risk) — риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и/или драгоценных металлов по открытым Банком позициям в иностранных валютах и/или драгоценных металлах. Основной целью управления и контроля над валютным риском является:

  • минимизация потерь капитала Банка при формировании активов и пассивов с использованием иностранных валют;
  • недопущение несоблюдения Банком требований валютного законодательства РФ и органов валютного контроля при совершении операций с иностранной валютой и исполнении функций агента валютного контроля.

Банк осуществляет управление валютным риском через открытую валютную позицию, исходя из предполагаемого обесценения национальной или иностранной валюты и прочих макроэкономических индикаторов, что позволяет свести к минимуму убытки от значительных колебаний курсов национальной и иностранных валют. Лимиты определяются как для каждой валюты, так и для совокупности позиций во всех валютах. Лимит суммарной (совокупной) текущей открытой валютной позиции согласно требованиям Банка России установлен в процентах от собственного капитала Банка и не может превышать 20%. Лимиты текущих валютных позиций в разрезе отдельных валют не могут превышать 10% собственного капитала Банка.

Основными путями закрытия позиции являются продажа/покупка валюты на валютной бирже клиентам Банка в безналичной форме, либо в наличной – через операционные кассы и обменные пункты.

Процедуры управления валютным риском осуществляются поэтапно:

  • выявление риска – определяется открытая валютная позиция и степень её подверженности риску;
  • количественная оценка величины валютного риска;
  • лимитирование — установление ограничений на величину риска по той или иной валюте;
  • хеджирование — предлагает занятие противоположной позиции по отношению к первоначально существующей;
  • диверсификация — распределение активов и пассивов по различным компонентам, как на уровне инструментов, так и по их составляющим.

На основании проведенного анализа валютного риска:

  • устанавливается максимальная величина валютной позиции Банка (лимитирование валютной позиции),
  • устанавливается максимальная величина соотношения убытков от переоценки позиции (лимитирование потерь).

Процентный риск (Interest rate risk) — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам Банка.

Банк оценивает и управляет следующими видами процентных рисков:

  • риск изменения процентной ставки, который наступает при дисбалансе активов, обязательств и забалансовых статей с фиксированной процентной ставкой;
  • риск изменения кривой доходности, который вызван риском изменения процентных ставок на более короткие вложения по сравнению с более длинными или наоборот, не связанными с изменением общего уровня процентных ставок.

Управление процентным риском осуществляется по всем активам и обязательствам Банка, а также забалансовым счетам, которые связаны с возникновением процентного риска.

Для определения потенциальной величины процентного риска в Банке используется метод анализа разрыва процентных ставок (GAP-анализ). При GAP-анализе в качестве основного показателя, измеряющего процентный риск, используется степень несбалансированности между активами и пассивами, чувствительными к изменениям процентных ставок.

Процентная политика Банка строится на анализе спрэдов — разницы между средневзвешенными процентными ставками по активным и пассивным операциям. Спрэды рассчитываются отдельно по российским рублям и иностранной валюте.

Риск потери ликвидности (Liquidity risk)

Риск потери ликвидности — риск возникновения убытков вследствие неспособности Банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск потери ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств Банка (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами Банка) и/или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения Банком своих финансовых обязательств.

Риском потери ликвидности управляет Комитет по управлению рисками. Целью управления ликвидностью является обеспечение способности Банка своевременно и полно выполнять свои денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов. В процессе управления ликвидностью Банк руководствуется следующими основными принципами:

  • управление ликвидностью осуществляется ежедневно и непрерывно;
  • при принятии решений Банк разрешает конфликт между ликвидностью и доходностью в пользу ликвидности;
  • каждая сделка, влияющая на состояние ликвидности, должна быть принята в расчет риска ликвидности. При размещении активов в различные финансовые инструменты Банк строго учитывает срочность источника ресурсов и его объем.

Основным компонентом риска ликвидности, подлежащего регулированию, является мгновенная, текущая и долгосрочная ликвидность. Оперативное управление мгновенной и текущей ликвидностью осуществляется ежедневно посредством ведения текущих позиций Банка по корреспондентским счетам и перспективных платежных календарей. Казначейство Банка проводит операции на денежном рынке для поддержания текущей ликвидности и оптимизации денежных потоков. С целью управления риском ликвидности осуществляется ежедневная проверка ожидаемых будущих поступлений от операций с клиентами и банковских операций, входящих в процесс управления активами и пассивами.

В целях эффективного управления и обеспечения контроля над риском ликвидности в Банке проводятся следующие мероприятия:

  • на ежедневной основе осуществляется контроль за выполнением нормативов ликвидности, установленных Банком России;
  • на ежедневной основе осуществляется контроль за соответствием сроков привлечения и размещения денежных средств, как в разрезе головной организации Банка и в каждом филиале в отдельности, так и на консолидированной основе.

Кроме этого, в целях анализа риска потери ликвидности проводится анализ зависимости Банка от операций на межбанковском рынке, операций крупных клиентов, концентрации кредитных рисков. Для управления общей ликвидностью риск-подразделение анализирует разрывы в сроках погашения требований и обязательств. На постоянной основе осуществляет анализ риска потери ликвидности с учетом ограничений, накладываемых обязательными нормативами, установленными Банком России, и внутренними нормативами ликвидности.

Операционный риск (Operational risk)

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности Банка и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими Банка и иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых Банком информационных, технологических и других систем и их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Основным компонентом операционного риска, подлежащего регулированию, является совершение несанкционированных операций, ошибки в работе персонала, нарушения и сбои в работе компьютерных сетей и оборудования.

В целях минимизации операционного риска, а также исключения возможных убытков (потерь) в Банке на постоянной основе осуществляется выявление и сбор данных о внутренних и внешних факторах операционного риска. На основе полученной информации формируется аналитическая база данных о понесенных операционных убытках, где отражаются сведения о видах и размерах операционных убытков в разрезе направлений деятельности Банка, отдельных банковских операций и других сделок, обстоятельств их возникновения и выявления. Риск-подразделение Банка осуществляет анализ и дает оценку операционного риска. Банк производит оценку операционного риска в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II), а также оценку с использованием балльно-весового метода, сущность которого заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации. Применение балльно-весового метода оценки операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в его управлении. Банком устанавливается допустимый (нормальный) уровень операционного риска не выше 20%. Уровень операционного риска ниже допустимого (нормального) считается «низким», а уровень операционного риска выше допустимого уровня считается «высоким» уровнем, требующим применения мер по его минимизации. Операционным риском управляет Комитет по управлению рисками.

Целями управления и контроля над операционным риском являются минимизация информационных и финансовых потерь, связанных с отражением банковских операций на счетах бухгалтерского учета, а также адекватностью отражения учетной информации в различных формах отчетности, с эксплуатацией программного обеспечения, использованием в деятельности Банка технических средств и высокотехнологического оборудования при реализации банковских услуг. Управление данной категорией рисков осуществляется через принятие процедурных норм по операциям Банка и утверждения положений структурных подразделений, а также должностных инструкций сотрудников Банка с целью разграничения их функций и полномочий.

Одним из инструментов, позволяющих выявить операционные риски, является анализ административно-управленческих расходов на основе данных бухгалтерского или аналитического учета. Предметом данного анализа являются расходы, непосредственно связанные с операционными рисками (штрафы, пени и т.д.), а также операционные расходы (явные или вмененные), возникновение которых не может быть объяснено движениями рынков или кредитными событиями. Анализ расходов позволяет выявить источники операционных рисков, а также дать количественную или статистическую оценку.

Для минимизации операционного риска ТКБ БАНК ПАО применяет следующие основные инструменты:

  • разграничение доступа к информации;
  • разработка защиты от несанкционированного входа в информационную систему;
  • разработка защиты от выполнения несанкционированных операций средствами информационной системы;
  • организация контролирующих рабочих мест до исполнения документов;
  • автоматическое выполнение рутинных повторяющихся действий;
  • аудит (регистрация и мониторинг) действий пользователей.

Правовой риск (Legal risk)

Правовой риск — риск возникновения у Банка убытков вследствие:

  • несоблюдения Банком требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
  • допускаемых правовых ошибок при осуществлении своей деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
  • несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности Банка);
  • нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Отличительным признаком правового риска от иных банковских рисков является возможность избежать появления опасного для Банка уровня риска при полном соблюдении сторонами банковского процесса, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур Банка.

Управление правовым риском осуществляется в целях:

  • выявления, измерения и определения приемлемого уровня правового риска; постоянного наблюдения за правовым риском;
  • принятия мер по поддержанию правового риска на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости Банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;
  • соблюдения всеми работниками Банка нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов;
  • исключения вовлечения Банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору Банк рассматривает правовой риск как составную часть операционного риска. В целях минимизации правового риска на постоянной основе осуществляется выявление и сбор данных о факторах правового риска. На основе полученной информации формируется аналитическая база данных о понесенных убытках, где отражаются сведения о видах и размерах убытков по правовому риску. Правовым риском управляет Комитет по управлению рисками.

С целью управления и контроля за правовым риском в Банке проводятся следующие мероприятия:

  • разработаны внутренние правила согласования и визирования юридически значимой для Банка документации;
  • проводится разграничение полномочий сотрудников;
  • проводятся проверки соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов Банка действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов);
  • проводится правовой внутренний и документарный контроль;
  • разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров;
  • обязательное участие сотрудников Правового Департамента в процессе вывода на рынок новых банковских продуктов;
  • осуществляется мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений Банка через внутреннюю корпоративную сеть.

Репутационный риск (Reputation risk)

Репутационный риск — риск возникновения у Банка убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости Банка, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в целом. Репутация Банка – это общественная оценка его достоинств и недостатков, которая складывается под влиянием самых разных факторов. Деловая репутация складывается годами, а разрушить ее можно в один миг. Репутация лежит в основе выбора клиентом обслуживающего банка.

Составляющими частями деловой репутации Банка являются:

  • доверие к Банку;
  • репутация первых лиц Банка;
  • социальная позиция Банка;
  • качество сервиса;
  • отношение персонала к клиенту;
  • рекламная политика;
  • отношения с государством, авторитетными (социально значимыми) клиентами; география Банка (наличие региональных филиалов, близость и доступность офисов Банка);
  • возможность подтверждения международного признания.

Управление репутационным риском в Банке осуществляется на основе следующих мероприятий:

  • Банк имеет четкое видение своего будущего и своей позиции на рынке – у Банка имеется утвержденный Советом директоров «Стратегический план развития». Анализ выполнения запланированного показателя доли рынка, анализ финансовых и других причин падения доли рынка в регионах дает возможность руководству Банка своевременно принимать соответствующие решения.
  • Банком разработаны и осуществляются процедуры официального, последовательного и своевременного рассмотрения жалоб клиентов.
  • Банком разработаны стандарты и нормы обслуживания клиентов, всеми сотрудниками соблюдаются «Кодекс корпоративного управления» и «Кодекс корпоративной этики».
  • В Банке организована система управления основными банковскими рисками, в том числе текущий мониторинг операций клиентов, в целях контроля над противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, согласно требованиям Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Банк информационно открыт — периодически публикует свою финансовую отчетность, раскрывает всю необходимую информацию. Банк имеет свой постоянно обновляемый интернет-сайт, использует всевозможные интернет-ресурсы.
  • Банк проводит рекламные мероприятия (издание рекламной продукции и другие), анализирует влияние рекламно-информационной политики на его деловую репутацию.
  • Банк осуществляет спонсорские и благотворительные проекты, анализирует влияние рекламно-информационной политики на его деловую репутацию.
  • В Банке разработана система работы в кризисной ситуации.
  • Репутационным риском управляет Правление Банка.

Страновой риск (Country risk)

Страновой риск — риск возникновения у Банка убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

Возникновение странового риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами, которые не зависят от финансового положения контрагента (клиента) Банка. Страновой риск зависит от политико-экономической стабильности стран-клиентов, стран-контрагентов, импортёров или экспортёров, работающих с Банком. Одними из возможных способов оценки уровня странового риска является страновые рейтинги, присваиваемые ведущими международными и национальными рейтинговыми агентствами, такими как: «Moody’s Investors Service», «Standart & Poor`s Ratings Group», «Euromoney», «Национальное рейтинговое агентство».

Страновой риск не выделяется как самостоятельный вид риска для управления, но обязательно учитывается при принятии решений по совершению операций с контрагентами и клиентами, являющимися нерезидентами, будь то кредитные организации, корпоративные клиенты или физические лица.

Банк может устанавливать страновые лимиты, ограничивающие операции с контрагентами, являющимися резидентами других стран.

Региональный риск (Regional risk)

Региональный риск — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в определенном регионе. Данный вид рисков обусловлен уровнем социально-экономического развития конкретного региона с учетом различных политических, национальных, социальных, экономических факторов, а также с учетом налогового «климата» и зависимости от действий местной администрации.

Региональный риск существенно варьируется по экономическим районам России. Так как Банк имеет широкую филиальную сеть, то региональный риск непосредственно связан с его деятельностью. Филиалы Банка находятся в наиболее привлекательных для потенциальных инвесторов регионах, обеспечивающих относительную социальную стабильность, обладающих богатым ресурсным или конкурентоспособным производственным потенциалом. Региональный риск не выделяется как самостоятельный вид риска для управления, но обязательно учитывается при принятии решений по совершению операций с контрагентами и клиентами, открытии новых филиалов и обособленных структурных подразделений Банка. Риск-подразделение проводит постоянный анализ ситуации в регионах присутствия Банка, а также анализ региональной диверсификации кредитного портфеля, операций межбанковского кредитования и портфеля ценных бумаг в разрезе регионов ведения основного бизнеса эмитентов ценных бумаг.

Отраслевой риск (Sectoral risk)

Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. С работой предприятий различных отраслей экономики, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадии жизненного цикла конкретной отрасли и внутриотраслевая конкуренция. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

  • степень ценовой и неценовой конкуренции;
  • легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
  • наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
  • рыночная способность покупателей;
  • рыночная способность поставщиков;
  • политическое и социальное окружение.

Отраслевой риск не выделяется как самостоятельный вид риска для управления, но обязательно учитывается при принятии решений по совершению операций с контрагентами и клиентами, относящимся к каждой конкретной отрасли. Риск-подразделение Банка проводит постоянный анализ ситуации в отраслях экономики, а также анализ отраслевой диверсификации кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг.

При оценке отраслевых рисков учитываются:

  • общее состояние рынка;
  • тенденции в развитии конкуренции;
  • уровень государственной поддержки;
  • значимость предприятия в масштабах региона;
  • риск недобросовестной конкуренции.

Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке. При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами. Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг.

Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому при кредитовании клиентов необходимо учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности. Кредитование корпоративных заемщиков не может быть вполне надежным, если не принимать в расчет отраслевой компонент при построении модели кредитоспособности. Выраженная сезонность бизнеса в той или иной отрасли, короткие и длинные бизнес — циклы, — все это вполне отчетливо влияет на платежеспособность соответствующих компаний. Выявить и проанализировать отраслевые колебания можно, если рассматривать совокупность достаточно большого числа компаний выделенной отрасли.

Стратегический риск (Strategical risk)

Стратегический риск — риск возникновения у Банка убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития Банка (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности Банка, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых Банк может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности Банка.

Стратегическим риском управляет Совет Директоров и Правление Банка. Целью управления стратегическим риском является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков.

Согласно утвержденному стратегическому плану ТКБ БАНК ПАО стремится быть одним из самых экономически эффективных банков, обслуживающим малые и средние предприятия и связанные с ними рынки в Российской Федерации, в соответствии с международными стандартами, предоставляя разнообразные банковские услуги по всей стране, востребованные на развивающемся рынке, а также приносить значительные доходы его акционерам.

Экологический риск (Environmental risk)

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В Банке утверждена «Экологическая политика», разработанная в целях соблюдения экологических процедур при реализации совместных программ кредитования ЕБРР и ТКБ БАНК ПАО. В силу специфики своей деятельности, Банк не является источником поступления в окружающую среду вредных и загрязняющих веществ. Но, тем не менее, Банк стремится освещать свою деятельность в области политики по охране окружающей среды, участвовать в диалоге с заинтересованными сторонами, активно сотрудничать с научными и негосударственными организациями, участвующими в обеспечении охраны окружающей среды. Свое стремление обеспечить условия для дальнейшего сохранения окружающей среды Банк распространяет на своих клиентов и партнеров. Особое внимание уделяется клиентам – заемщикам по совместным программам кредитования с ЕБРР.

Экологический риск не выделяется как самостоятельный вид риска для управления, но обязательно учитывается при принятии решений по кредитованию клиентов.

Приложение

Российский Институт Директоров

Развитие корпоративного управления: профессионализм и ответственность

Профессиональный взгляд
на развитие корпоративного управления вашего бизнеса

  • РИД
    • О РИД
    • Интеллектуальная собственность РИД
    • Партнеры
    • Профессиональная команда РИД
    • Профессиональный досуг
    • Совет Партнерства
    • Члены РИД
    • Контакты
    • О Национальном реестре
    • Интеллектуальная собственность РИД — товарный знак НР ПКД
    • Почетный Председатель Национального реестра профессиональных корпоративных директоров
    • Коллегия Национального реестра профессиональных корпоративных директоров
    • Члены Национального реестра
    • Конгрессы
    • Национальное объединение корпоративных секретарей
    • Пресс-релизы НР
    • О НРКУ
    • Методика НРКУ
    • Рейтинговая шкала
    • Процедура присвоения
    • Результаты НРКУ
    • Исследования
    • Общая информация
    • Интеллектуальная собственность РИД — товарный знак PhICS — модель корпоративного управления
    • Подготовка годового отчета
    • Аудит корпоративного управления
    • Оценка совета директоров
    • Информационный бюллетень
    • Общая информация
    • Преподаватели
    • Учебный календарь
    • Пресс-релизы УКЦ
    • 28 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО«Россети Волга»
      подтверждение НРКУ
    • 15 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО «Россети Ленэнерго»
      подтверждние НРКУ
    • 12 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО АФК “Система”
      подтверждение НРКУ
    • 5 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ»
      подтверждение НРКУ
    • 5 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО «Аэрофлот»
      присвоение НРКУ
    • 4 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО “Россети”
      присвоение НРКУ
    • 27 декабря 2023, Пресс-релиз
      ПАО “Россети Центра и Приволжья”
      подтверждение НРКУ
    • 7 ноября 2023, Пресс-релиз
      ПАО «РусГидро»
      подтверждение НРКУ

    Фоторепортаж

    Новости

    19 декабря 2023 — Подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк

    Российский институт директоров подтвердил Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) ПАО Сбербанк на уровне НРКУ 8++ «Передовая практика корпоративного управления».

    При анализе практики корпоративного управления ПАО Сбербанк (далее также Банк, Сбербанк) эксперты приняли во внимание законодательно закрепленное право российских компаний не раскрывать определенный объем существенной информации[1] о своей деятельности в связи со сложившейся ситуацией, характеризующейся наличием высоких санкционных рисков.

    В то же время в Банке продолжает функционировать развитая система корпоративного управления, в течение анализируемого периода произошел ряд корпоративных событий.

    По итогам 2022 года была проведена самооценка эффективности деятельности Наблюдательного совета и его комитетов, ключевые выводы по итогам которой перечислены в Годовом отчете Банка за 2022 год.

    21 апреля 2023 года в форме заочного голосования было проведено Общее собрание акционеров ПАО Сбербанк по итогам 2022 года.

    В соответствии с повесткой дня собрания акционерами был утвержден годовой отчёт Сбербанка за 2022 год, в качестве аудитора Банка на 2023 год и первый квартал 2024 года выбрана аудиторская организация ООО «ЦАТР — аудиторские услуги» (прежнее наименование — ООО «Эрнст энд Янг»), а также утвержден Устав ПАО Сбербанк в новой редакции (в соответствии с законодательством дополнена компетенция Наблюдательного совета Банка, уточнены положения о контролере профессионального участника рынка ценных бумаг).

    Собрание утвердило рекомендации Наблюдательного совета о распределении чистой прибыли Сбербанка за 2022 год и выплате дивидендов по акциям. При этом в соответствии с Дивидендной политикой Сбербанка установлен равный размер дивиденда по обыкновенным и привилегированным акциям.

    Акционерами был избран новый состав Наблюдательного совета Сбербанка в количестве 14 человек: два исполнительных, четыре неисполнительных и восемь независимых директоров (из них две женщины).

    При этом два независимых директора признаны Наблюдательным советом Банка полностью соответствующими критериям независимости, определенными Правилами листинга Московской Биржи, а шесть директоров имеют формальные критерии связанности, определенные Правилами листинга Московской Биржи, но не оказывают, по мнению Наблюдательного совета Сбербанка, существенного влияния на их способность действовать добросовестно и разумно в интересах Банка и его акционеров.

    Председателем Наблюдательного совета был избран неисполнительный директор, при этом из числа независимых членов Наблюдательного совета определены Старший независимый директор, а также Куратор по вопросам ESG и устойчивого развития.

    После избрания нового состава Наблюдательного совета Банка были сформированы составы его Комитетов.

    В состав Комитета по аудиту вошли пять независимых директоров, в том числе Председатель Комитета, и один неисполнительный директор.

    В состав Комитета по кадрам и вознаграждениям вошли три независимых директора, а также один неисполнительный директор. Председатель Комитета – независимый директор.

    В целях реализации политик ESG Сбербанка в мае 2023 года Правлением Банка утверждена Энергетическая политика ПАО Сбербанк, определяющая цели, задачи и принципы деятельности Банка в части ответственного отношения к рациональному и экономному использованию топливно-энергетических ресурсов.

    В июне 2023 года Правление Банка утвердило Политику ответственного финансирования ПАО Сбербанк. Указанный документ закрепляет подходы в области ответственного финансирования корпоративных клиентов и повышает прозрачность деятельности Банка в данном направлении.

    Годовой отчет Сбербанка за 2022 год подготовлен в соответствии с:

    • стандартами Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative, GRI) Consolidated Set of the GRI Standards 2021 и Совета по стандартам учета в области устойчивого развития для компаний банковской отрасли (Sustainability Accounting Standards Board, SASB) SASB: Commercial Banks 201;
    • принципами Глобального договора ООН, Целями в области устойчивого развития, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году;
    • рекомендациями Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD); а также
    • принципами ответственной банковской деятельности Финансовой инициативы ЮНЕП (Principles for Responsible Banking UNEP FI).

    В частности, в Годовом отчете за 2022 год содержится, в том числе, информация о соотношении среднего размера вознаграждения персонала и топ-менеджмента Банка.

    Кроме того, Банк во второй раз провел независимое частичное заверение своей нефинансовой отчетности третьей стороной: привлек ООО «ЦАТР – аудиторские услуги» для проверки 13 существенных показателей деятельности в области устойчивого развития, собранных по ПАО Сбербанк и раскрытых в ESG-разделе Годового отчета за 2022 год.

    7 ноября Наблюдательный Совет Банка переизбрал на очередной срок Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк, а также утвердил Стратегию развития Банка до 2026 года.

    Эксперты отмечают, что Банк вернулся к раскрытию на своем корпоративном сайте Устава и внутренних документов, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности в сокращенном формате. Также возобновлено публичное раскрытие информации (сообщений о существенных фактах, отчета эмитента) через информационное агентство Интерфакс (с изъятием наиболее чувствительных данных).

    Кроме того, в практике корпоративного управления Сбербанка сохраняются следующие ключевые положительные моменты:

    • Сбербанк привлекает независимых оценщиков при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а требования такого привлечения закреплены внутренним документом;
    • Банк создает условия для использования акционерами электронных средств связи для направления требований о созыве Общего собрания акционеров, предложений о выдвижении кандидатов в органы управления общества и внесение предложений в повестку дня Общего собрания;
    • в Банке предусмотрена возможность для акционеров принимать участие в голосовании с помощью электронных средств;
    • в Сбербанке существует практика отбора внешних аудиторов по результатам открытого конкурса, утверждена Политика управления независимостью внешнего аудитора Банка;
    • в Банке создан и активно функционирует Комитет по взаимодействию с миноритарными акционерами;
    • в Банке действует Политика обеспечения преемственности членов Наблюдательного совета, составляется целевая «матрица компетенций»;
    • в Сбербанке разработана программа введения в должность вновь избранных членов Наблюдательного совета, регулярно организуются учебные сессии по повышению квалификации и получению дополнительных знаний для членов Наблюдательного совета;
    • большинство важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Наблюдательным советом Банка на очных заседаниях, а соответствующее требование закреплено внутренними документами Банка. В целом, Наблюдательный совет проводит достаточное число очных заседаний;
    • Наблюдательный совет активно осуществляет функцию стратегического управления Банком;
    • по ряду важных вопросов, помимо предусмотренных законодательством, решение Наблюдательным советом принимается большинством не менее чем в три четверти голосов;
    • Банк активно использует цифровые инструменты для обеспечения работы членов Наблюдательного совета;
    • в Сбербанке существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Наблюдательного совета и членов исполнительных органов, действует практика страхования их ответственности;
    • Комитеты Наблюдательного совета по аудиту и по кадрам и вознаграждениям проводят достаточное число очных заседаний;
    • Наблюдательным советом Банка утверждены внутренние документы, регулирующие вопросы вознаграждения и мотивации членов исполнительных органов Банка. При этом вознаграждение членов исполнительных органов зависит как от краткосрочных, так и от долгосрочных результатов деятельности Банка;
    • в Банке утвержден Регламент формирования и управления кадровым резервом и сформирован кадровый резерв на должности руководителей высшего и среднего уровней; Наблюдательный совет контролирует процесс управления кадровым резервом Банка;
    • Наблюдательный совет ежегодно проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
    • В Банке создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Служба внутреннего аудита, ее функции соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления, предусмотрена ее функциональная подотчетность Наблюдательному совету/Комитету по аудиту;
    • в Банке разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, а также создана Служба управления рисками – совокупность внутренних подразделений, отвечающих за выполнение ключевых функций по управлению рисками;
    • в Сбербанке идентифицируют и оценивают киберриски, Наблюдательный совет контролирует данный процесс;
    • в Банке создана отдельная должность Корпоративного секретаря, функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления.
    • в рамках Стратегии развития Сбербанка утверждена ESG-стратегия, определены стратегические цели по соответствующим трем направлениям стратегические цели по соответствующим трем направлениям;
    • Наблюдательный совет Банка должным образом вовлечен в управление ESG-вопросами, предварительно их рассматривает Комитет по стратегическому планированию и устойчивому развитию;
    • в Банке функционирует система управления ESG-рисками, интегрированная в общую систему управления рисками; Наблюдательный совет осуществляет контроль за ESG-рисками;
    • Банком разработана Климатическая стратегия, определены целевые показатели по сокращению углеродного следа, Наблюдательный совет осуществляет контроль за климатическими рисками;
    • в систему мотивации высшего менеджмента включены показатели, учитывающие ESG-факторы;
    • в Банке утверждена и размещена на сайте комплексная Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (Политика в области ESG и УР);
    • в Банке действует Политика по противодействию коррупции, функционирует «горячая линия», Наблюдательный совет рассматривает вопросы, касающиеся комплаенс-системы;
    • Банк реализует многочисленные корпоративные социальные проекты для сотрудников, населения по месту деятельности, а также благотворительные и спонсорские проекты;
    • Банк активно осуществляет разнообразные проекты в рамках экологической политики, развивает концепцию «зеленого офиса», разнообразные инструменты «зеленого финансирования»;
    • в Сбербанке действует Кодекс корпоративной социальной ответственности при осуществлении закупочной деятельности, Банк предъявляет к своим поставщикам экологические и этические требования.

    Что касается ключевых направлений в практике корпоративного управления Сбербанка, требующих дополнительной проработки, к ним эксперты, как и в прошлые периоды мониторинга, относят:

    • нерасширение полномочий Наблюдательного совета Банка в части принятия решений по существенным сделкам, а также ряда вопросов, касающихся подконтрольных организаций;
    • оказание внешним аудитором Банка консультационных услуг в существенном объеме;
    • непрозрачность системы ключевых показателей эффективности высшего менеджмента Банка.

    Таким образом, Национальный рейтинг корпоративного управления ПАО Сбербанк сохраняется на уровне НРКУ 8++ «Передовая прак­тика корпоративного управления».

    В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 8++ следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления и стандартов в области устойчивого развития. Риски заинтересованных сторон, связанные с качеством корпоративного управления и управлением устойчивым развитием, незначительны.

    ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов.

    Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы.

    Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.

    [1] Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 “Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона “Об акционерных обществах” и Федерального закона “О рынке ценных бумаг”; Решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022 «О
    требованиях к раскрытию кредитными организациями (головными кредитными организациями
    банковских групп) отчетности и информации в 2023 году».”.

    Дополнительная информация:
    Никитчанова Екатерина Владимировна
    Заместитель директора — руководитель Экспертного центра РИД
    +7(495) 502 9485
    nikitchanova@rid.ru

    Лихачева Наталья
    Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
    +7(495) 502 9485
    likhacheva@rid.ru

    Что является целью системы управления комплаенс риском сбербанк

    РАБОТА С БАНКОМ

    7 МИН

    Дата актуализации: 24 августа 2023

    Риски дробления бизнеса на несколько компаний

    Рассказываем, чем чревато для юридических лиц и предпринимателей искусственное дробление бизнеса.

    Разберём в качестве примера историю нашего клиента из Барнаула и укажем на ошибки (мы изменили имя и некоторые факты его истории).

    У Бориса была небольшая сеть ресторанов. Бизнес приносил неплохой доход и стабильно рос. В какой-то момент количество сотрудников и оборот компании приблизились к порогам для упрощёнки — это значило изменение системы налогообложения и повышение налоговой ставки. Как следствие, снижение маржинальности и потеря существенной части дохода.

    Чтобы не пришлось платить больше налогов, наш клиент зарегистрировал второе юрлицо, открыл счёт в том же банке, чтобы сэкономить на комиссиях, и часть денежных потоков пустил через него.

    Через 3 месяца к Борису пришла налоговая проверка, которая обнаружила и доказала, что дробление создано искусственно, чтобы уйти от налогов.

    Нашего клиента можно понять — у него большая компания, он хотел сократить расходы на налоги и, на его взгляд, ничего противозаконного не сделал. Но банк размышлял иначе: не увидев экономического смысла в однотипных операциях между юрлицами, он направил запрос и ограничил обслуживание. А налоговая доначислила налоги к уплате и выставила штрафы.

    Что такое дробление бизнеса

    Разберёмся, что это такое с точки зрения закона.

    Дробление бизнеса — это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. Цель — сэкономить на уплате налогов при спецрежиме и получить налоговые льготы. Так налоговая видит эту ситуацию.

    1. Снижение налоговой нагрузки компании на ОСН после появления новых партнёров, использующих спецрежимы или льготы.
    2. Перевод сотрудников в новые компании без изменения функций и рабочих мест.
    3. Взаимосвязанные виды деятельности, направленные на достижение общего результата.
    4. Общие поставщики и покупатели, помещения, сайты, контактные телефоны.

    Законодательство не запрещает создавать множество взаимозависимых компаний, даже задействованных в общем бизнес-процессе.

    Дробление допустимо, если оно сделано не формально и имеет деловую цель. Например, вы решили расширить бизнес и под новый вид деятельности открыли самостоятельное юридическое лицо.

    Ошибки при дроблении бизнеса

    Наш клиент мог избежать последствий, которые с ним произошли. Вот главные ошибки:

    • Единый производственный процесс для обеих компаний, подконтрольных одному предпринимателю.
    • Общее имущество для ведения хозяйственной деятельности.
    • Одинаковые адреса регистрации, IP-адреса сайтов, счета в одном банке.
    • Создание нового юридического лица незадолго до превышения лимита, прописанном в налоговом кодексе. Лимиты зависят от коэффициента-дефлятора, который меняется каждый год. Проверять можно на сайте ФНС.

    Как правильно раздробить бизнес

    Чтобы избежать штрафов и ограничений, соблюдайте простые правила:

    1. Арендуйте отдельные офисы для каждой компании.
    2. Покупайте обеим компаниям собственное оборудование и технику.
    3. Придерживайтесь той же налоговой нагрузки, которая была до дробления бизнеса.
    4. Нанимайте разных сотрудников. В каждой организации должен быть свой штат людей, которые не могут работать одновременно в двух компаниях.
    5. Оплачивайте налоги и хозяйственные расходы с расчётного счёта.
    6. Выбирайте разные ОКВЭД для компаний.

    Подробнее о правилах безопасного бизнеса и способах выстроить доверительные отношения с банком — в разделе «Как избежать ограничения операций по счёту».

    Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев можно через «Комплаенс-помощник».

    Что является целью системы управления комплаенс риском сбербанк

    Образовательная программа «Финансовая разведка, управление рисками и экономическая безопасность» разработана на основе профессиональных стандартов «Специалист по управлению рисками» и «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также с учетом требований работодателей. Организацией-партнером программы является Некоммерческое партнерство «Русское Общество Управления Рисками» (РусРиск).

    Главная цель программы состоит в подготовке специалистов, способных формировать стратегическую интегрированную систему управления рисками, поддерживать уровень рисков, обеспечивающего непрерывную экономически безопасную деятельность и устойчивое развитие организации и социально-экономических систем на различных уровнях управления, а также способных выявлять бизнес-процессы с учетом специфики секторов экономики, наиболее подверженных риску, признаки нехарактерные для обычных операций и сделок, работать с конфиденциальной информацией.

    Ключевые особенности программы – практико-ориентированность, широкое привлечение к образовательному процессу специалистов в управлении рисками и экономической безопасности, контрольной сферы, а также ведущих преподавателей Финуниверситета.

    Общественная аккредитация и признание

    Стратегические партнеры

    Профили программы
    Анализ рисков и экономическая безопасность
    Подробная информация о профиле

    Цель профиля – подготовка высококвалифицированных кадров для всех сфер экономики с целью определения событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон.
    Программа профиля имеет прикладной характер, позволяет студентам приобрести набор профессиональных знаний и освоить трудовые функции для эффективной профессиональной деятельности в сфере определения контекста, идентификации, анализа рисков и выработки мероприятий по воздействию на риск.

    • Ключевые дисциплины профиля
    • Карьера
    • Риск-ориентированный подход в системе корпоративного управления
    • Теория и методология анализа и прогнозирования рисков
    • Экономическая безопасность организаций
    • Комплаенс-контроль в деятельности организаций
    • Лабораторный практикум по проектированию систем управления рисками и экономической безопасности
    • Внутренний контроль и аудит в системе управления рисками организаций

    Основными потребителями специалистов на рынке труда по данному профилю подготовки являются: структурные подразделения, занимающиеся обеспечением экономической безопасности на макро- и микроуровнях; экономические, финансовые, маркетинговые и аналитические подразделения и службы организаций различных форм собственности, в т.ч. правоохранительные и иные контролирующие органы, финансово-кредитные организации, органы государственной и муниципальной власти, консалтинговые, юридические, аудиторские и девелоперские компании.
    Кроме того, специалисты данного профиля востребованы в аналитических подразделениях правоохранительных органов, осуществляющих экспертизу по экономико-правовым вопросам.

    Финансовая разведка
    Подробная информация о профиле

    Программа направлена на подготовку кадров для работы в специализированных подразделениях в финансово-кредитных организациях, специализированных структурных подразделениях по обеспечению экономической безопасности органов государственной власти всех уровней, муниципальных образований, крупных компаний и корпораций, и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и уровня капитализации, консалтинговых, аудиторских, страховых компаниях, инвестиционных и лизинговых компаниях, организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и в других секторах экономики, правоохранительных и иных контролирующих органах, экспертных учреждениях.

    • Ключевые дисциплины профиля
    • Карьера
    • Основы финансовых расследований
    • Система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в России и в мире
    • Основные направления организации деятельности финансовой разведки
    • Организация противодействия коррупции, мошенничеству и иным злоупотреблениям экономической направленности
    • Теория и методология анализа и прогнозирования рисков
    • Экономические экспертизы и специальные исследования в деятельности хозяйствующих субъектов

    Основными потребителями специалистов на рынке труда по данному профилю подготовки являются: структурные подразделения, занимающиеся обеспечением экономической безопасности на макро- и микроуровнях; экономические, финансовые, маркетинговые и аналитические подразделения и службы организаций различных форм собственности, в т.ч. правоохранительные и иные контролирующие органы, финансово-кредитные организации, органы государственной и муниципальной власти, консалтинговые, юридические, аудиторские и девелоперские компании. Кроме того, специалисты данного профиля востребованы в аналитических подразделениях правоохранительных органов, осуществляющих экспертизу по экономико-правовым вопросам.

    Руководители программы
    Игорь Александрович

    • Кандидат экономических наук, доцент
    • Руководитель Департамента экономической безопасности и управления рисками
    • Партнер, глава подразделения Forensic АО «Кэпт», член Международной Комплаенс Ассоциации (ICA). Занимается разработкой и внедрением систем противодействия мошенничеству и коррупции, комплаенс-систем в целях обеспечения соответствия российским и ведущим международным нормам, программ выявления случаев мошенничества и коррупции и порядка их расследования, оценкой рисков мошенничества и коррупции, разработкой конкретных мероприятий и процедур по их снижению, вопросами внедрения горячих линий, автоматизации контролей различного уровня, проведением обучения, организацией экспертного сопровождения арбитражного и уголовного процессов. Автор монографий и публикаций в периодической печати на тему обеспечения экономической безопасности, анализа рисков, противодействия коррупции и мошенничеству.

    Программа имеет прикладной характер, позволяет студентам приобрести набор профессиональных знаний, компетенций для эффективной профессиональной деятельности, позволяющих осуществлять управление процессами по своевременному выявлению и устранению причин и условий, способствующих ослаблению экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

    После окончания программы выпускники смогут

    Определять типологии отмывания денег, перечень предикатных преступлений в отношении ОД/ФТ, а также устанавливать степень уязвимости финансовых продуктов и услуг в отношении ОД/ФТ в профильном секторе

    Составлять прогнозы основных социально-экономических и финансовых показателей деятельности организаций в сфере анализа рисков и обеспечения экономической безопасности, определять пороговые значения состояния экономической безопасности на макро- и микроуровнях

    Разрабатывать варианты риск-ориентированных решений и обосновывать их выбор на основе реального состояния социально-экономической и финансовой эффективности систем экономической безопасности

    Анализировать услуги финансовых посредников, проводить финансовые расследования, опираясь на соответствующее международное и Законодательство Российской Федерации, в т.ч. регулирующее отношения в сфере ПОД/ФТ

    Использовать необходимое программное обеспечение для моделирования, анализа и оценки управления рисками в целях обеспечения экономической безопасности по всем бизнес-процессам организации

    Разрабатывать и вносить предложения по изменению в корпоративные нормативные акты, в части выполнения действий по управлению рисками, противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, определять их эффективность

    Дисциплины программы
    Риск-ориентированный подход в системе корпоративного управления

    Дисциплина раскрывает методологию идентификации, оценки и анализа рисков в деятельности организации, осуществления контроля и мониторинга управления рисками, определение владельцев рисков и ответственных за риск, позволяет использовать аппарат анализа и управления рисками в рамках хозяйствующих субъектов разных уровней, распределять полномочия и ответственность между ответственными за риски сотрудниками, обеспечивать должное нормативное регулирование системы управления рисками.

    Теория и методология анализа и прогнозирования рисков

    Дисциплина формирует знания в области теории и методологии анализа и прогнозирования рисков, в сфере документирования процесса управления рисками в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных бизнес-процессов, направлений разработки мер по воздействию на риск.

    Экономическая безопасность организаций

    Дисциплина позволяет узнать основы нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере предпринимательской деятельности и экономической безопасности, модели, методы и инструменты, используемые в российской и зарубежной практиках для построения систем экономической безопасности и комплаенс-контроля, сформировать умения по разработке систем обеспечения экономической безопасности организаций.

    Комплаенс-контроль в деятельности организаций

    Дисциплина направлена на формирование знаний и компетенций в сфере комплаенс-контроля организаций, среде нормативно-правового регулирования в России и зарубежом, основ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по направлениям комплаенс, основных приемов риск-ориентированного подхода при реализации комплаенс-функции в организации.

    Лабораторный практикум по проектированию систем управления рисками и экономической безопасности

    Дисциплина позволяет изучить основные направления регулирования деятельности организаций в целях обеспечения их безопасного функционирования и управления рисками в хозяйственной деятельности, проводить анализ современной экономики и ее регулирования в целях безопасного функционирования государственных, коммерческих, некоммерческих, общественных и других организаций, разрабатывать системы мер и предложений по обеспечению экономической безопасности.

    Внутренний контроль и аудит в системе управления рисками организаций

    Дисциплина ориентирована на формирование системного представления о современных методах организации и управления внутренним контролем и аудитом в системе управления рисками организации, а также на развитие практических навыков в области организации и управления внутренним контролем и аудитом.

    Основы финансовых расследований

    Дисциплина направлена на формирование у студентов основных знаний в области финансовых расследований и противодействия легализации незаконных доходов, умений разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию данной практики и развитие навыков работы с нормативно-правовыми источниками.

    Система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в России и в мире

    Дисциплина направлена на формирование знаний о механизме правового регулирования национальной системы противодействия отмыванию денег, специфике международной организации данной деятельности, а также теории и практики осуществления финансовых расследований выявленных злоупотреблений.

    Основные направления организации деятельности финансовой разведки

    Дисциплина позволяет сформировать знания в области теории и практики организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (финансового мониторинга) хозяйствующего субъекта с учетом его отраслевой специфики. Совокупность правовых, экономических и иных теоретических знаний, и практических навыков в указанной области экономической деятельности необходимы для эффективной работы специалиста-аналитика в организации.

    Организация противодействия коррупции, мошенничеству и иным злоупотреблениям экономической направленности

    Дисциплина направлена на формирование системного представления о современных подходах к организации противодействия коррупции на всех уровнях, мошенничества и иных экономических злоупотреблений, а также развитие практических навыков в данной области.

    Теория и методология анализа и прогнозирования рисков

    Дисциплина формирует знания в области теории и методологии анализа и прогнозирования рисков, в сфере документирования процесса управления рисками в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных бизнес-процессов, направлений разработки мер по воздействию на риск.

    Экономические экспертизы и специальные исследования в деятельности хозяйствующих субъектов

    Дисциплина направлена на приобретение студентами знаний о порядке и методиках производства экономических экспертиз и специальных исследований финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом, экспертной оценки финансовых результатов, их отражения в отчетности, кредитной, налоговой и других областей деятельности, критически влияющих на устойчивость субъекта экономики, а также на приобретение базовых практических умений и навыков для выполнения экономических экспертиз и исследований.

    Карьера и работа

    Профессиональная деятельность выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает работу в:

    • экспертно-аналитических службах (центры экономического анализа, государственный сектор, общественные организации);
    • финансовом секторе (банки, небанковские кредитные организации, микрофинансовые организации, операторы платежных систем, управляющие компании, инвестиционные фонды, депозитарии, клиринговые организации, организаторы торговли на финансовом рынке, регистраторы, страховые компании, фондовые биржи);
    • консалтинге, IT–индустрии;
    • реальном секторе экономики (промышленность, сельское хозяйство, связь и средства массовой информации, сервис и оказание услуг населению, строительство, здравоохранение, юриспруденция, международная торговля и др.);
    • научных и образовательных организациях.

    Выпускники Финансового университета при Правительстве РФ, работающие в сфере управления рисками, экономической безопасности и форензик:

    1. Лебедев Игорь Александрович, Партнер АО «Кэпт», руководитель отдела Форензик в России;
    2. Костальгин Дмитрий Сергеевич, Управляющий партнер юридической компании «Taxadvisor»;
    3. Жужома Михаил Юрьевич, Заместитель руководителя СБ Ренова;
    4. Ефимов Сергей Владимирович, управляющий партнер АНО «Финансовые расследования и судебные экспертизы»;
    5. Мурзина Полина Игоревна, руководитель департамента бизнес-этики и комплаенс Санофи Евразия;
    6. Мелешев Руслан Станиславович, Заместитель начальника управления экономических и строительно-технических экспертиз — начальник отдела финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз ЭКЦ МВД России;
    7. Ощепкова Юлия Игоревна, Директор проекта, Департамент финансовых расследований НБ «Траст»;
    8. Юдин Евгений Владимирович, Директор департамента внутреннего аудита ГК «Росводоканал»;
    9. Бурдикова Ирина Петровна, Директор АО «Кэпт», Отдел консультирования, Форензик;
    10. Тимофеев Евгений Александрович, Руководитель проектов АО «Альфа-Банк»;
    11. Рязанова Юлия Дмитриевна, Руководитель группы по методологии и рискам ИТ-проектов ООО «Норникель Спутник»;
    12. Горшков Евгений Андреевич, Руководитель проекта по рискам ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация»;
    13. Волконский Валентин Александрович, ведущий специалист Управления взаимодействия с органами власти и сценарного моделирования ПАО «ЛУКОЙЛ»;
    14. Головенкин Алексей Сергеевич, Ведущий специалист отдела по рискам Департамента по рискам и внутреннему контролю АО «ОДК»;
    15. Щербаков Андрей Николаевич, Руководитель группы анализа и методологии ООО «Солар Секьюрити» — компания группы ПАО «Ростелеком»;
    16. Богданова Мария Валерьевна, Старший аудитор Дирекции по внутреннему аудиту ООО «Корпоративный центр ИКС 5»;
    17. Шибаев Евгений Сергеевич, главный риск-менеджер (CRO) АО «Компания ТрансТелеКом», руководитель Центра риск-менеджмента внутреннего контроля.

    Организации, в которых можно пройти практику с последующим трудоустройством

    Уникальные преимущества программы

    Практико-ориентированный и проектный подходы с использованием инновационных образовательных технологий Программа реализуется в постоянном взаимодействии с представителями-работодателями, которые проводят как аудиторно, так и на своей базе мастер-классы, кейс-чемпионаты, ознакомительные экскурсии. Программа обучения составлена и актуализируется с учетом требований работодателей. Актуальная и востребованная специальность, которая позволит выпускникам работать по широкому спектру профессий, связанных с психологией и цифровыми технологиями.

    Программа реализуется в постоянном взаимодействии с представителями-работодателями, которые проводят как аудиторно, так и на своей базе мастер-классы, кейс-чемпионаты, ознакомительные экскурсии. Развита система стажировок и содействия трудоустройству.

    Упор на современные профессиональные IT-системы для сбора и аналитики финансово-экономической информации компаний, отдельных сегментов российских и мировых рынков.
    Студенты работают в Международной финансовой лаборатории BLOOMBERG, а также со всеми специализированными информационно-аналитическими системами, в том числе СПАРК, FIRA PRO, Thomson Reuters Eikon и др.

    Использование компетентностного подхода к процессу обучения Образовательная программа разработана на основе профессиональных стандартов «Специалист по управлению рисками» и «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), а также с учетом требований работодателей.

    Практика и трудоустройство выпускников Студенты проходят стажировки и практику в органах государственной исполнительной власти, ведущих производственных, консалтинговых, аудиторских, финансовых, научно-исследовательских организациях (Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации, X5 Retail Group, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, АО «Кэпт», АО «ДРТ», ПАО «Сбербанк», Газпромбанк и др.) 100% трудоустройство и высокий спрос на выпускников на рынке труда. Тесная связь с выпускниками и партнерами образовательной программы, активно участвующими в образовательном процессе и предоставляющими возможности для прохождения стажировок и практик.

    Активная научно-исследовательская деятельность Студентам предоставляется возможность принять участие в исследованиях, выполняемых по заказу органов государственной исполнительной власти и коммерческих организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *