Что является средством для ближнего опознавания
Перейти к содержимому

Что является средством для ближнего опознавания

  • автор:

Tехнология RFID, метки, ридеры и ее применение

16.01.2014 Аббревиатура RFID расшифровывается как Radio Frequency Identification (в переводе с английского: радиочастотная идентификация). RFID (метод радиочастотной идентификации) – технология, которая для автоматической идентификации объектов использует радиоволны. Она может распознавать не только живые существа, но и неодушевленные предметы, к примеру, транспортные средства, контейнеры, одежду и многое другое. Другим примером Auto-ID являются штрих коды или биометрические методы (сканирование сетчатки глаза, использование отпечатков пальцев), а также система оптического распознавания символов и идентификация голоса. Технология RFID широко применялась еще во времена Великой Отечественной войны. Тогда на самолетах только появились первые системы опознавания, которые позволяли распознавать и отличать свои воздушные войска от войск противника. После окончания войны технология больше не имела коммерческого успеха, но за последние годы все круто изменилось. Ею заинтересовались транспортные и логистические компании, что вывело стандарт на новый уровень.

Где используется технология RFID?

Решения на основе RFID можно использовать:

  • В сфере розничной торговли: для контроля за перемещением товара между складом и магазином, предотвращения краж, удобства проведения инвентаризации.
  • В отрасли производства и продажи меховых изделий: для обязательной маркировки шуб и меховых изделий контрольным идентификационным знаком.
  • В складских и логистических комплексах: для отслеживания перемещения товаров, увеличения скорости приемки и отгрузки, снижения влияния человеческого фактора.
  • На производствах: для контроля за персоналом и транспортом, обеспечения безопасности и предотвращения нештатных ситуаций, учета сырья.
  • В системах контроля доступа и платежных системах: для реализации бесконтактного автоматического доступа, оплаты услуг с помощью терминалов.

Применение технологии RFID:

  • приложения контроля доступа;
  • приложения контроля и учета рабочего времени;
  • идентификация транспортных средств;
  • автоматизация производства;
  • автоматизация складской обработки.

Принцип работы RFID

Основа работы технологии: взаимодействие RFID-метки (RFID-тега) и RFID-считывателя (RFID-ридера). RFID-метка – миниатюрный чип, который хранит уникальный номер тега и информацию и обладает возможностью для передачи данных RFID-ридеру. Как только RFID-метка попадает в зону действия RFID-ридера, ридер фиксирует факт передачи данных, считывает информацию с метки и передает ее в учетную систему, которая анализирует данные по заранее заданным алгоритмам.

При этом между RFID-меткой и RFID-ридером может быть расстояние до 300 метров (системы, работающие на расстоянии от 5 до 300 метров относят к системам дальней идентификации, от 20 см до 5 м – идентификации средней дальности, до 20 см – системы ближней идентификации).

Преимущества технологии RFID

  • Большое расстояние считывания
  • Независимость от ориентации метки и ридера
  • Скорость и точность идентификации
  • Возможность работы через материалы, пропускающие радиоволны, нет необходимости в прямой видимости
  • Возможность считывания метки с двигающегося объекта
  • Возможность хранения дополнительной информации на метке и ее перезаписи
  • Сложность подделки RFID-меток
  • Одновременное чтение нескольких меток (при наличии антиколлизионной фунции)
  • Устойчивость к воздействиям окружающей среды, длительный срок эксплуатации

Система RFID состоит из:

  • RFID-Считыватель;
  • RFID-Метка;
  • Программное обеспечение.

Считыватель занимается генерированием и распространением электромагнитных волн в окружающее пространство. Данный сигнал принимается RFID-меткой, которая создает обратный сигнал, улавливающийся антенной считывающего устройства, затем полученная информация расшифровывается и обрабатывается электронным блоком. Объект, оснащенный RFID-меткой, идентифицируется с помощью уникального цифрового кода, который хранится в памяти электронной метки. К примеру, можно в считанные секунды получить индивидуальные данные пользователя или идентификационный номер того или иного товара.

Система RFID

RFID-метки: классификация

Источник питания

Основная используемая классификация RFID-меток основана на источнике питания – согласно ей, теги делятся на пассивные, активные и полупассивные.

Пассивные RFID-метки не имеют собственного источника питания и используют для работы энергию поля считывателя. В зависимости от архитектуры RFID-метки и типа ридера, пассивные теги работают только на небольшом расстоянии — до 8 метров, но при этом отличаются компактностью и доступной ценой.

Именно пассивные низкочастотные RFID-метки наиболее часто встречаются нам на товарах в магазинах – над повышением компактности тегов и снижением их стоимости работают представители ведущих мировых торговых сетей.

Активные RFID-метки оснащены собственным источником питания, поэтому могут получить дополнительные функции, работают на большем расстоянии и менее требовательны к считывателю. К их недостаткам, по сравнению с пассивными метками, можно отнести большой размер и ограниченное время работы источника питания (правда, на сегодняшний день речь идет о сроке жизни батареи до 10 лет), однако они незаменимы там, где необходим большой радиус работы (до 300 метров).

Активные RFID-метки по праву считаются более надежными, они могут передавать сигнал даже через воду или металл, а также их можно оснастить встроенными сенсорами для оценки температуры, влажности, уровня освещенности и других параметров окружающей среды. Таким образом, RFID-метки могут помочь отслеживать, к примеру, соблюдение условий хранения определенных категорий товаров.

Полупассивные RFID-метки работают по тому же принципу, что и пассивные, но оснащены батареей для питания чипа. Можно сказать, что такое решение является компромиссным в плане стоимости, размера и характеристик RFID-меток.

Исполнение

По исполнению RFID-метки могут представлять собой пластиковые карты, брелоки, корпусные метки, а также самоклеящиеся этикетки из бумаги или термопластика. Существует также формат «невидимой» этикетки, которая фактически вшивается в упаковку товара непосредственно на этапе производства.

Тип памяти

По типу памяти RFID-метки делятся на предназначенные только для идентификации (RO, Read Only), разработанные для считывания блока информации (WORM, Write Once Read Many) и перезаписываемые (RW, Read and Write).

RO RFID-метки используются исключительно для идентификации – данные уникального идентификатора записываются при изготовлении тега, поэтому скопировать их и подделать метку практически невозможно.

WORM RFID-метки позволяют однократно записать какие-либо данные, которые впоследствии можно будет многократно считывать и использовать. Это позволяет пользователю при получении дополнить метку своей информацией, которая затем будет использоваться при считывании.

RW RFID-метки содержат блок памяти, который позволяет многократно записывать и считывать информацию. Идентификатор RFID-метки при этом остается неизменным.

Рабочая частота

Классификация RFID-меток по рабочей частоте выглядит следующим образом:

  • Метки диапазона LF (125—134 кГц)

Характеризуются доступными ценами и определенными физическими характеристиками, которые позволяют использовать такие RFID-метки для чипирования животных. Обычно это – пассивные системы, которые работают только на маленьких расстояниях.

  • Метки диапазона HF (13,56 МГц)

RFID-метки такой частоты используются в основном для идентификации личности, в платежных системах, для решения простых бизнес-задач (например, для идентификации продукции на складе). Большинство RFID-систем, работающих на частоте 13,56 МГц, работает в соответствии со стандартом ISO 14443 (A/B) – именно на этом стандарте работает, к примеру, система оплаты проезда в общественном транспорте Парижа.

К недостаткам RFID-систем описанного диапазона можно отнести отсутствие достойного уровня безопасности, а также возможные проблемы со считыванием на большом расстоянии, в условиях высокой влажности, через металлические проводники.

  • Метки диапазона UHF (860—960 МГц)

Разработанные специально для работы с товарами на складах и в логистических системах, RFID-метки этого диапазона изначально не имели собственного уникального идентификатора. Предполагалось, что в качестве него будет использоваться EPC-номер товара, однако это не позволило бы контролировать подлинность метки, поэтому развитие систем на базе UHF-диапазона позволило усовершенствовать систему.

При этом к особенностям RFID-меток указанного диапазона относится высокая дальность и скорость работы и наличие антиколлизионных механизмов. Сегодня стоимость RFID-меток диапазона UHF является минимальной, однако цена прочего оборудования для работки в обозначенном диапазоне достаточно велика.

К отдельной категории UHF RFID-меток можно отнести теги ближнего поля. Используя магнитное поле антенны, технически они не относятся к радиометкам и могут считываться при высокой влажности и в присутствии металла. Массовое применение меток ближнего поля ожидается, например, в работе с фармацевтическими товарами, нуждающимися в контроле подлинности и строгом учете.

Разновидности RFID меток

Электронные метки бывают активными и пассивными. Активные идентификаторы снабжены собственным источником питания, дальность считывания таких устройств не зависит от энергии ридера. Пассивные метки не имеют своего источника питания, потому питаются от энергии электромагнитного сигнала, который распространяет считыватель. Дальность идентификации данных меток напрямую зависит от энергии, которую излучает ридер.

Каждый из этих видов устройств характеризуется своими преимуществами и недостатками. Пассивные метки хороши своим большим сроком эксплуатации, а также дешевизной в сравнении со своим активным аналогом. К тому же, пассивные идентифицирующие устройства не нуждаются в замене элементов питания. Недостатком устройства является необходимость в использовании более мощных считывателей.

Активные идентифицирующие устройства характеризуются высокой дальностью считывания информации в отличие от пассивных меток, а также возможностью распознавать и считывать данные при движении электронной метки на высокой скорости относительно считывающего устройства. Недостатком активных меток является высокая цена и громоздкость.

Типы RFID-идентификаторов в зависимости от рабочей частоты:

  • (ВЧ) Высокочастотные RFID-метки, работающие на частоте 13,56 МГц;
  • (УВЧ) Ультравысокочастотные RFID-метки, работающие в диапазоне частот 860-960 МГц. Данный диапазон используется в России, в Европе RFID-метки работают в диапазоне 863-868 МГц.

Способы записи информации на идентификатор (метку):

  • ReadOnly-устройства — идентификаторы, на которые можно записать информацию лишь единожды, дальнейшее изменение или удаление информации невозможно;
  • WORM-устройства — RFID-метки, которые позволяют однократно записывать и многократно считывать данные. Изначально в памяти устройства не хранится никакой информации, все необходимые данные вносит пользователь, но после записи перезаписать или удалить информацию невозможно;
  • R/W-устройства – идентификаторы, которые позволяют многократно считывать и записывать информацию. Это наиболее прогрессивная группа устройств, так как подобные метки позволяют перезаписывать и удалять ненужную информацию.

Технология RFID широко используется в производстве, розничной торговле, системах управления и контроля доступом, системах защиты от подделки документов и других областях. Она позволяет экономить время и сводит к минимуму использование ручного труда.

Особенности

Несмотря на достаточно высокую стоимость использования RFID-систем, их внедрение целесообразно везде, где важен высокий уровень безопасности и быстрая идентификация объектов. При этом особое внимание следует уделить выбору конкретного решения, который будет зависеть от множества факторов:

  • Расстояние между RFID-метками и ридерами
  • Наличие экранирующих поверхностей (например, металлических)
  • Необходимость одновременного считывания данных с нескольких меток (защиты от коллизий)
  • Необходимость защищенного исполнения меток, скрытого размещения меток
  • Высокие требования к безопасности меток
  • Хранение и перезапись данных
  • Простота интеграции с используемой инфраструктурой

Что является средством для ближнего опознавания

    • Политика
    • ВМФ
    • Украина
    • ВМС США
    • ВМС Европы
    • ВМС Азии
    • Другие ВМС
    • Пиратство
    • Происшествия
    • Соцобеспечение
    • Курьезы
    • 23 февраля
    • Арабский мир
    • 9 мая
    • День ВМФ
    • Структура ВМФ
      • Структура ВМФ
      • Балтийский флот
      • Черноморский флот
      • Тихоокеанский флот
      • Северный флот
      • Каспийская флотилия
      • Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
      • Подводные лодки
      • Надводные корабли
      • Офицер
        • Командир корабля, командир части
        • Помощники командира
        • Командир БЧ оружия
        • Командир БЧ связи/управления
        • Командир электромеханической БЧ
        • Корабельный врач
        • Командир группы, инженер
        • Штурман
        • Старшина команды
        • Техник
        • Специалист
        • Младший командир — старшина, сержант
        • Хронология трех веков Российского Флота
        • Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
        • Регулярный военный флот Петра Великого
        • Русский флот в послепетровский период
        • Русский парусный флот в XIX в.
        • Паровой броненосный и миноносный флот
        • Подводные лодки в Российском императорском флоте
        • Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
        • Становление советского флота
        • Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
        • История родов сил ВМФ
          • Надводные силы
          • Подводные силы
          • Морская авиация
          • Береговые войска
          • Наука и Флот — исторический обзор
          • Наука и современность
          • Тактика и оперативное искусство
          • Научные проблемы кораблестроения и их решение
          • Научные проблемы корабельной энергетики
          • Оружие кораблей ВМФ
          • Радиоэлектронное вооружение
          • Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
          • Навигация и океанография
          • Флотские ученые
          • Военно-морская академия
          • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
          • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
          • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
          • Военно-морской инженерный институт
          • Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
          • Военно-Медицинская академия
          • Военный университет МО РФ
          • Нахимовское училище
          • Ломоносовский морской колледж ВМФ
          • Морской кадетский корпус
          • Балтийский военно-морской институт
          • Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
          • Кадетская Россия: школы и корпуса
          • Издания с материалами о ВМФ
          • Литература
            • Рекомендуем прочесть
            • Книжная полка
              • Справочники, словари, руководства, указатели
              • Исследования, документалистика
              • Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
              • Мемуары
              • Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
              • Одна «Булава» — хорошо.
              • Международное морское право
              • Законы
              • Указы и постановления
              • Корабельные уставы
              • Кодексы
              • Стандарты, правила
              • Каталог бизнес-организаций
              • Каталог товаров и услуг
              • Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
              • О кают-компании
              • Поэтический иллюминатор
              • Вернисаж
              • Анекдоты, флотские байки, пословицы
              • История одной жизни
              • «Море зовет» и «На побывке»
              • Песни — душа поет о море
              • Ностальгия
              • Computer & mobile
              • Ссылки

              Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия

              Кран-манипуляторы для военных

              Пятерка кран-манипуляторов
              закроет все потребности
              военных

              РЭО Ан-26

              БОРТОВАЯ НАВИГАЦИОННО-ПОСАДОЧНАЯ АППАРАТУРА

              «КУРС МП-2»

              Навигационно-посадочная аппаратура «Курс МП-2» предназначена для обеспечения полетов по сигналам всенаправленных наземных радиомаяков VOR международной системы ближней навигации, для выполнения предпосадочных маневров и заходов на посадку по сигналам посадочных радиомаяков международной системы ILS и систем типа СП, применяемых в России.

              Общие сведения о системах VOR, ILS, СП-50

              Система навигации VOR

              Международная навигационная система VOR является системой всенаправленных ра­диомаяков, работающих в диапазоне частот 108,00- 117,95 МГц. Совместная работа радиомаяков VOR с бор­товой навигационной аппаратурой обеспечи­вает летчику непрерывное указание азимута самолета, т. е. угла между направлением на магнитный север и линией, проведенной от самолета к месту установки радиомаяка, от­считываемого от направления на магнитный север по часовой стрелке. Определение ази­мута обеспечивается в любой точке положения самолета в пределах зоны действия радио­маяка.

              Кроме того, система VOR позволяет осуще­ствлять полет по заранее заданному азимуту.

              Для опознания радиомаяков VOR несущая частота манипулируется кодом Морзе.

              Система посадки ILS

              Международная система ILS является си­стемой инструментальной посадки самолетов. Наземное оборудование включает в себя кур­совой, глиссадный и маркерный радиомаяки.

              Курсовой радиомаяк работает в диапазоне частот 108,10 — 111,90 МГц.

              Для опознавания курсового радиомаяка си­стемы ILS несущая частота манипулируется кодом Морзе.

              Глиссадный радиомаяк работает в диапазо­не частот 329,3-335,0 МГц. Принцип работы глиссадного радиомаяка аналогичен принципу работы курсового радиомаяка, за исключением того, что диаграмма направленности имеет ха­рактеристику направленности в вертикальной плоскости, а не в горизонтальной.

              Маркерные радиомаяки работают на частоте 75 МГц и располагаются вдоль продолжения оси взлетно-посадочной полосы со стороны захода самолета на посадку. По международ­ным стандартам устанавливаются два или три маркерных радиомаяка. При установке трех радиомаяков несущая частота ближнего к ВПП маркера модулируется частотой 3000 Гц, среднего маркера — частотой 1300 Гц и даль­него маркера — частотой 400 Гц. Глубина мо­дуляции составляет 95±4%.

              Для опознавания маркерных радиомаяков, помимо разных частот модуляции, применяет­ся различная манипуляция модулирующих частот:

              ближний маркер — 6 точек в секунду не­прерывно;

              средний маркер — непрерывная последова­тельность чередующихся точек и тире, причем тире чередуются со скоростью 2 тире/сек., а точки — со скоростью 6 точек/сек.;

              дальний маркер — 2 тире в секунду непре­рывно.

              Маркерные радиомаяки располагаются сле­дующим образом. Ближний маркер располагается на расстоянии 75м ±8м от начала взлетно-посадочной полосы; средний маркер — на расстоянии 1050м ± 150м от начала взлетно-посадочной полосы; дальний маркер — на расстоянии 7400м ± 300м от начала взлет­но-посадочной полосы. В некоторых случаях ближний маркер может отсутствовать.

              Система посадки СП-50

              Радиотехнический комплекс оборудования систем СП-50 предназначен для обеспечения инструментальной посадки самолетов. Назем­ное оборудование состоит из курсового маяка, работающего в диапазоне частот 108,3 — 110,3 МГц; глиссадного маяка, работающего в диапазоне частот 332,6 — 335,0 МГц; и двух маркерных маяков, работающих на частоте 75 МГц.

              В глиссадном радиомаяке структура поля, положение диаграмм направленности в про­странстве аналогичны глиссадному маяку си­стемы ILS. Отличие состоит в том, что верхний лепесток диаграммы направленности промодулирован частотой 150 Гц, а нижний — частотой 90 Гц, и маяки работают на одной из трех ча­стот 332,6 МГц, 333,8 МГц и 335,0 МГц.

              В системе СП-50 в отличие от системы ILS, используются два маркерных радиомаяка — дальний и средний.

              Маркерные радиомаяки работают на частоте 75 МГц. Модулирующие частоты обоих маркер­ных маяков 3000Гц. Манипуляция несущей частоты радиомаяков производится таким об­разом, как в системе ILS. На самолете аппа­ратура приема и преобразования сигналов курсовых, глиссадных и маркерных маяков и методы индикации общие для систем ILS и СП-50.

              Аппаратура «Курс МП-2» является радиотехническим средством, состоящим из УКВ-радиоприемников и устройств обработки информации и преобразования ее в сигналы:

              — бокового положения самолета в горизонтальной плоскости относительно оси ВПП;

              — продольного положения самолета относительно плоскости, проходящей под углом глиссады снижения (положение самолета в вертикальной плоскости);

              — бокового положения самолета относительно линии заданного пути (ЛЗП);

              — магнитного азимута радиомаяка VOR;

              — индикации пролета маркерных радиомаяков (МРМ);

              — опознавания работающих курсовых радиомаяков (КРМ) VOR и ILS.

              Аппаратура «Курс МП-2» состоит из двух одинаковых полукомплектов и системы управ­ления, обеспечивающей независимое управле­ние каждым полукомплектом.

              В зависимости от сложившейся обстановки и выполняемых задач экипаж самолета может включить каждый полукомплект в режим на­вигации или посадки и работать по одному или двум маякам системы VOR. При работе обоих полукомплектов в режиме посадки к вычислителю подключается один полукомп­лект, а второй находится в горячем резерве, то есть, включен и поставлен в режим посадки.

              В случае выхода из строя первого полукомп­лекта автоматически подключится второй. Ре­зервирование каналов, отрабатывающих ин­формацию о боковом и продольном положении самолета, независимое. При выполнении тактических задач аппара­тура «Курс МП-2» выдает следующие сигналы индикации:

              1. Сигналы, характеризующие положение самолета относительно заданной линии пути в горизонтальной и вертикальной плоскости (ЛК и АГ соответственно);

              1. Сигналы, характеризующие работоспо­собность аппаратуры и вход самолета в зону действия маяка;
              2. Текущий азимут самолета на маяк VOR;
              3. Курсовой угол относительно маяка VOR;
                1. Сигналы, характеризующие пролет само­летом маяка VOR;
                2. Сигналы, характеризующие пролет само­летом маркерных маяков (маршрутных и посадочных).

                Состав аппаратуры (фото 137-141):

                1. БУП-3 блок усилителей полупроводниковый – для усиления сигналов, непосредственно управляющих стрелками и шкалой магнитного курса ИКУ-1А;

                2. индикатор курсовых углов ИКУ-1А;

                3. селектор систем (режимов) – блок СС (СР); (может отсутствовать).

                4. СК (СРК) селектор курса (селектор радиокурса) – для установки заданной линии пути в режиме навигации и световой индикации движения самолета на маяк или от маяка. Дополнительно обеспечивает:

                — дистанционную передачу потребителям данных о заданном путевом угле и движения самолета на маяк или от маяка;

                — выдачу сигнала «готовность ЗПУ».

                5. УМ — блок управления — для дис­танционного управления курсовым и глиссадным

                приемниками, автоматиче­ского включения режима навигации или посадки. Блок позволяет:

                — установить любую из двухсот рабочих частот КРП-200П;

                — в зависимости от выбранной частоты курсового приемника в диапазоне 108,1―111,9 МГц установить одну из двадцати частот ГРП-20ПМ;

                — в зависимости от выбранной рабочей частоты КРП-200П включать канал посадки, либо канал навигации. Сигнал «+27В включение посадки» выдается в диапазоне 108,1―111,9 МГц при установке целых нечетных десятых долей МГц, т.е. 10, 30, 50, 70, 90. На всех остальных частотах выдается сигнал «+27В включение VOR».

                6. ПП — блок переключения питания – для переключения питания двигателей отработки КУР-ов прибора ИКУ-1А в зависимости от выбранного режима индикации VOR или АРК. Питание двигателей отработки КУР-ов прибора ИКУ-1А должно происходить в режиме VOR от курсовой системы, а в режиме АРК – от трансформатора, находящегося в бл. РК «Курс МП-2». Управление переключением питания производится сигналом +27В, выдаваемым с прибора ИКУ-1А в режиме АРК.

                7. блок К — блок коммутации – для подключения курсовых, глиссадных каналов и бленкерных цепей аппаратуры «Курс МП-2» к системе директорного управления (СДУ) «Привод АНЭ». Кроме того, блок коммутации в режиме посадки обеспечивает автоматическое подключение к индикаторным устройствам соответствующего канала (курсового или глиссадного) II полукомплекта при выходе из строя данного канала в I полукомплекте.

                8. ГРП-20ПМ – двадцатиканальный глиссадный радиоприемник – для усиления и преобразования ВЧ сигналов глиссадных радиомаяков СП-50 и ILS в сигналы постоянного тока, управляющие горизонтальными стрелками КППМ, указывающих положение самолета относительно равносигнальной зоны.

                Основные технические данные:

                Рабочий диапазон: 329,3―335,0 МГц;

                Количество каналов: 20;

                Интервал между каналами: 300 кГц;

                Питающие напряжения: ~115В±5% 400Гц, и +27В±10%;

                Переключение каналов – дистанционное, с помощью блока управления; производится одновременно с перестройкой приемника КРП-200П.;

                9. УН-2П — навигационное устройство – для преобразования сигналов, поступающих с приемника КРП-200П в сигналы углового отклонения стрелок УШ и ИКУ-1А и в сигналы постоянного тока, выдаваемые на вычислители директорной системы и КППМ;

                10. КРП-200П – двухсотканальный курсовой радиоприемник – для усиления и преобразования ВЧ сигналов, принимаемых антенной от радиомаяков VOR, курсовых маяков систем ILS и СП-50. Выходные НЧ сигналы содержат информацию о местоположении самолета относительно маяка или ВПП, а также сигналы опознавания маяка.

                Основные технические данные:

                Рабочий диапазон: 108,0―117,95 МГц;

                Количество каналов: 200;

                Интервал между каналами: 50,0 кГц;

                Питающие напряжения: ~115В±5% 400Гц, и +27В±10%;

                11. МРП-3ПМ – трехканальный маркерный радиоприемник – для приема и усиления сигналов маркерных радиомаяков и преобразования этих сигналов в световую, звуковую и тональную индикацию момента пролета самолета над маркерным радиомаяком.

                Основные технические данные:

                Несущая частота: 75 МГц;

                Частота модуляции: первого канала – 3000 Гц, второго канала – 1300 Гц, третьего канала – 400 Гц;

                Чувствительность приемника имеет два значения при соответствующем переключении режимов:

                Режим «посадка» — 1 мВ ± 40%, Режим «маршрут» — не хуже 150 мкВ.;

                Питающие напряжения: ~115В±5% 400Гц, и +27В±10%;

                12. БСГ — блок сигналов готовности – для выработки сигналов, свидетельствующих о нормальной работе аппаратуры «Курс МП-2» и выдаче их на бленкеры КППМ;

                13. УБМ — блок установки электрического баланса и контроля нуля – для контроля установки (совмещения) электрических нулей фазовых детекторов канала СП-50 с нулевым положением индикаторных приборов.

                14. амортизационная рама с распределительной коробкой – для:

                — электрического соединения блоков, входящих в моноблок;

                — связи их с блоками управления и коммутации, а также с антенно-фидерной системой (АФС);

                — обеспечения необходимого демпфирования сигналов отклонения по курсу и глиссаде в зависимости от режима работы в навигации или в посадке;

                — обеспечение коммутации режимов посадки ILS или СП-50;

                — выработки напряжения питания 36В 400Гц для двигателей отработки КУРов блока РМИ-1А в режиме АРК;

                15. ФНЧ фильтр нижних частот – для подавления ВЧ помех на входе курсовых приемников;

                16. ВО-009М и 17. ВО-010 — делители мощности — для согласования входных сопротивлений курсовых и глиссадных приемников соответственно, со своими антеннами.

                В состав аппаратуры установленной на самолете, входят комплекты № 1 и 2, работающие независимо, которыми управляют командир ВС и второй пилот. Управление каждым комплектом осуществляется со своего блока управления (БУ, УМ) и селектора курса (СК) (фото 139).

                Общими блоками для обоих комплектов, с которых осуществляется управление аппаратурой, является селектор систем (СС), а также блок установки электробаланса и контроля нуля СП.

                Индикация сигналов аппаратуры осуществляется указателями ИКУ-1А (фото 140) КВС и второго пилота и указателем УШДБ-2 штурмана (фото 142), а также командно-пилотажными и навигационно-пилотажными приборами (комбинированными пилотажно-посадочными приборами -фото 143), системы директорного управления «Привод АНЭ», совместная работа с которой рассмотрена ниже.

                Примечание. Второй пилот имеет возможность отключить свой КППМ и подключить КППМ штурмана переключателем «Стрелки полож. КППМ. Штурман — на себя». При этом на КППМ штурмана будут индицироваться те же сигналы, что и на КППМ второго пилота.

                При работе аппаратуры с радиомаяками VOR индикация осуществляется:

                -на ИКУ-1А и УШДБ—сигналов азимута радиомаяка (стрелками «1»—от комплекта № 1, стрелками «2»—от комплекта №2);

                — на КППМ — сигналов отклонения от ЛЗП и готовности курса.

                При работе аппаратуры с посадочными радиомаяками систем ILS или типа СП на приборах КППМ осуществляется индикация следующих сигналов:

                -готовности курса; -готовности глиссады;

                -отклонения от равносигнальной зоны курса;

                -отклонения от равносигнальной зоны глиссады снижения.

                Рис. 23. Ориентировка по прибору ИКУ-1А.

                Положение самолета относительно магнит­ного меридиана и двух наземных радиостан­ций и соответствующие показания прибора ИКУ-1А приведены на рис. 23.

                Лицевую часть индикатора курсовых углов ИКУ-1А составляют следующие элементы:

                подвижная шкала магнитного курса с ценой делений 5° и оцифровкой через 30°,

                неподвижная шкала курсовых углов с ценой деления 10° и оцифровкой через 30°,

                стрелка I «КУРа» (узкая),

                стрелка II «КУРа» (широкая),

                рукоятка системы I «КУРа» для переклю­чения на работу системы от соответствующей аппаратуры («Курс МП-2», АРК-11 №1) с нанесенной на ней отметкой узкой стрелки,

                рукоятка системы II «КУРа» для пере­ключения на работу системы от соответствую­щей аппаратуры («Курс МП-2», АРК-11 №2) с нанесенной на ней отметкой в виде широкой стрелки.

                Магнитный курс самолета отсчитывается по подвижной шкале относительно нулевого ин­декса шкалы курсовых углов.

                Азимут I или II стационарной радиостанции отсчитывается по шкале магнитного курса в виде угла между нулевой отметкой шкалы и стрелкой соответственно I или II «КУРа».

                Ориентировка самолета относительно двух наземных радиостанций производится с по­мощью стрелок соответственно I или II «КУРов» относительно неподвижной шкалы курсовых углов.

                Показания прибора, изображенного на рис. 23, следующие:

                — магнитный курс 30°, — азимут I радиостанции 75°, — азимут II радиостанции 345°,

                — курсовой угол I радиостанции 45°, — курсовой угол II радиостанции 315°,

                положение самолета относительно I ра­диостанции «радиостанция находится справа, впереди самолета».

                МРП комплектов № 1 и 2 обеспечивают тональную (в телефоны пилотов) и световую (на светосигнальные табло «Дальний», «Средний» и «Маркер») сигнализацию о пролете МРМ. При этом, комплект № 1 обеспечивает сигнализацию КВС, а комплект № 2 — второму пилоту. Сигнализация в телефонах пилотов не зависит от положения органов управления на абонентских аппаратах СПУ. Сигнализация срабатывает при пролете дальнего или маршрутного, среднего и ближнего МРМ, загорается соответствующее светосигнальное табло («Дальний», «Средний», «Маркер») и в телефоны пилотов подается тональный сигнал 400,1300 и 3000 Гц соответственно. В режиме VOR чувствительность МРП устанавливается максимальной («маршрут»).

                В режиме работы «СП-50» загораются только светосигнальные табло «Маркер», но при этом серии тире, а при пролете ближнего— в виде серии точек.

                ВНИМАНИЕ: I ПРИ ПОЛЕТЕ В РЕЖИМЕ VOR НА ЧАСТОТЕ 117,95 МГц, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ АППАРАТУРЫ ОТСТРОЙКА РАДИОСТАНЦИЙ СОСТАВЛЯЕТ 0,6 МГц ДЛЯ УКВ-1 И 1,5 МГц ДЛЯ УКВ-2.

                2. ПРИ РАБОТЕ КВ-РАДИОПЕРЕДАТЧИКА И КУРСОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА АППАРАТУРЫ НА КРАТНЫХ ИЛИ БЛИЗКИХ К КРАТНЫМ ЧАСТОТАХ (Δf≤20кГц) ВОЗМОЖНО ВЫПАДЕНИЕ БЛЕНКЕРОВ И КОЛЕБАНИЕ КУРСОВЫХ СТРЕЛОК.

                Для исключения помех работе аппаратуры от радиостанции на частотах, совпадающих и в полосе отстройки, не рекомендуется включать радиостанцию на передачу при заходе на посадку.

                Проверка работоспособности аппаратуры

                1. Убедиться, что органы управления аппаратурой находятся в исходном положении:

                — автоматы защиты «Курс МП №1 (Курс-МП№2) и «Сигнализ. Курс МП» на щите АЗС — в включенном положении;

                — выключатели «Курс МП № 1—Откл» и «Курс МП №2—Откл» на верхнем пульте пилотов — в положении «Откл»;

                — переключатели «Индикация. Прослушивание VOR1—АРК1» и «Индикация. Прослушивание VOR2—АРК2» на верхнем пульте пилотов и верхнем

                пульте штурмана — в положении «VOR1» и «VOR2»;

                — переключатель «Стрелки полож. КППМ. Штурман — На себя» на правом пульте пилотов — в положении «Штурман»;

                — переключатель «Маркер Марш.—Посадка» — в положении «Посадка»;

                — переключатели «СПУ—Радио» и радиосвязей на абонентских аппаратах СПУ пилотов и штурмана — в положении «Радио» и «РК1» (на абонентском аппарате СПУ КВС), «РК2» (на абонентских аппаратах СПУ второго пилота и штурмана).

                2. Включить выключатели «Курс МП № 1 — Откл» и «Курс МП №2 — Откл». Дать возможность прогреться аппаратуре в течение 5мин.

                3. Подключить гарнитуры к абонентским аппаратам СПУ пилотов и штурмана.

                4. Установить на БУ № 1 и 2 частоту, соответствующую частоте работающего радиомаяка VOR аэродрома вылета, при этом загорятся, светосигнализаторы «VOR» на верхнем пульте пилотов.

                При нахождении самолета в зоне действия радиомаяка VOR на КППМ КВС и штурмана закроются бленкеры «К», стрелки положения курса отклонятся в стороны, стрелки на ИКУ-1А и УШДБ укажут азимут, а в телефонах пилотов и штурмана прослушиваются позывные сигналы радиомаяка.

                5. Отрегулировать требуемую громкость прослушивания ручкой «Громкость» — «Общая»

                на своем абонентском аппарате СПУ.

                6. Установить переключатель «Стрелки полож. КППМ. Штурман — На себя» в положение «На себя», при этом на КППМ второго пилота закроется бленкер «К», а стрелка положения курса отклонится в сторону.

                7. Отключить электропитание комплекта № 2 выключателем «Курс МП № 2 — Откл».

                8. Установить переключатели радиосвязей на абонентских аппаратах СПУ второго пилота и штурмана в положение «РК1».

                9. Установить переключатель «ILS — СП-50» в положение «ILS» («СП-50»), при этом на верхнем пульте пилотов загорятся светосигнализаторы «ILS» («СП-50»).

                10.Установить на БУ № 1 и 2 частоту, соответствующую частоте работающего радиомаяка ILS (СП).

                При нахождении самолета в зоне действия наземных радиомаяков ILS (СП) на КППМ закроются бленкеры «К» и «Г», стрелки положения глиссады отклонятся вверх, а стрелки положения курса — в сторону расположения равносигнальной зоны КРМ, в телефонах будут прослушиваться позывные сигналы КРМ (только при работе с наземным радиомаяком ILS).

                11. Включить электропитание комплекта №2 выключателем « Курс МП №2 — Откл» и отключить электропитание комплекта № 1 выключателем «Курс МП № 1 — Откл».

                12. Установить переключатель радиосвязей на абонентских аппаратах СПУ пилотов и штурмана в положение «РК2».

                13. Установить на БУ №2 частоту, соответствующую частоте работающего радиомаяка ILS (СП) и выполнить операции п.10.

                14. Проверить в режиме «СП-50» при выполнении работ, указанных в пп. 10-13, и в случае необходимости установить баланс курсового канала комплектов № 1 и 2, для чего нажать ручки «Баланс СП-50 I» и «Баланс СП-50. II» на блоке установки электробаланса и контроля нуля СП. При этом бленкеры «К» на КППМ должны открыться, а стрелки положения курса установиться в пределах нулевых индексов. Если стрелки положения сдвинуты, то поворотом ручек установить их на нулевые индексы. Выключить электропитание комплектов №1 и №2.

                Общие сведения о системе директорного управления (СДУ)

                «Привод АНЭ» (АНЭ-1)

                Система директорного управления (СДУ) «Привод» упрощает пилотирование путем обобщения навигационно-пилотажной информации о положении самолета в пространстве и формирования управляющих сигналов, индицируемых на директорных приборах.

                а) по сигналам автономных и радиотехнических средств навигации и посадки:

                — полет по заданному курсу;

                — полет на заданной высоте;

                — привод одиночного самолета в район аэродрома и выполнение предпосадочного маневра;

                — заход на посадку по курсу и глиссаде;

                б) инструментальную посадку по стрелкам положения на визуальных приборах СДУ;

                г) наглядную информацию на визуальных приборах о работоспособности СДУ и радиотехнических средств.

                Рис. 24. КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР (КПП):

                1 — стрелка отклонения от заданной линии пути; 2 — корректор стрелки 1; 3 — бленкер канала тангажа; 4 — командная стрел­ка тангажа; 5 — стрелка отклонения от равносигнальной зоны глиссады при посадке и отклонения от заданной высоты полета; 6 — нулевой индекс стрелки 5; 7 — корректор стрелки 5; 8 — кнопка- лампа арретирования гироагрегата; 9 — коррек­тор стрелки 18; 10 — указатель скольжения; 11 — нулевой индекс стрелки 1-; 12 — бленкер канала крена; 13 — подвижная шкала тангажа; 14 — корректор стрелки 4; 15 — нулевой ин­декс стрелок 4 и 18; 16 — подвижный символ самолета (указа­тель крена); 17 — неподвижная шкала крена; 18 — командная стрелка крена; 19 — ручка установки шкалы тангажа.

                Рис.25. НАВИГАЦИОННО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР (КППМ)

                1 — неподвижный индекс курса; 2 — неподвижная шкала курсо­вого угла радиостанции; 3 — стрелка заданного курса; 4 — под­вижная шкала курса; 5 — индекс для выполнения маневра «Ко­робочка»; 6 — корректор стрелки 12; 7 — бленкер глиссады; 8 — противоположный конец стрелки ЗК; 9 — индекс обратного курса; 10 — стрелка курсового угла радиостанции; 11 — блен­кер курса; 12 — стрелка положения глиссады; 13 — индекс для выполнения маневра «Коробочка»; 14 — нулевой индекс стре­лок 12 и 15; 15 — стрелка положения курса; 16 — противополож­ный конец стрелки КУР; 17 — ручка установки заданного курса; 18 — корректор стрелки 15.

                Пульт – для выбора режима полета, контроля СДУ и переключения полярности сигнала зоны курсового маяка при изменении направления полета «На маяк» или «От маяка».

                Выбор режима полета осуществляется поворотом переключателя бокового канала (ЗК, НАВИГАЦИЯ, ЗАХОД) и установкой переключателя продольного канала (КВ, ГЛИССАДА).

                Контроль СДУ «Привод» осуществляется нажатием кнопки-лампы «КОНТРОЛЬ». Неисправность каналов курса или тангажа вычислителя СДУ индицируется загоранием соответствующей лампы на пульте.

                Режимы полета

                Управление самолетом осуществляется через элероны и руль высоты по командам, выдаваемым КПП. В каждом выбранном режиме полета команды формируются вычислителем СДУ. Системой директорного управления «Привод» обеспечиваются следующие режимы полета:

                Используются сигналы от систем

                Управляющий сигнал (команда)

                ЗРК «Стрела-10»

                12. Средства обнаружения воздушных целей ЗРК «Стрела-10»

                1. Общая характеристика средств обнаружения и опознавания воздушных целей

                Результат стрельбы ЗРК «Стрела-10» зависит от своевременного обнаружения цели, так как время пребывания цели в зоне пуска обычно не превышает десятка секунд.

                Задача раннего обнаружения воздушных целей в ЗРК «Стрела-10» решается с помощью средств обнаружения, целеуказания и опознавания, в состав которых входят:

                — пассивный радиопеленгатор (ПРП) 9С16;

                — наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) 1РЛ246-10;

                — аппаратура приема и реализации целеуказаний;

                — танковая навигационная аппаратура ТНА-3;

                2. Пассивный радиопеленгатор

                Пассивный радиопеленгатор (ПРП) 9С16 предназначен для обнаружения и пеленгования по азимуту воздушных целей, имеющих на борту включенные радиотехнические средства — бомбоприцелы, бортовые РЛС, радиовысотомеры.

                В зенитном ракетном взводе «Стрела-10» ПРП установлен только на машине командира взвода 9А35.

                — обнаружение воздушной цели с любого направления и определение ее азимута;

                — точное наведение ПУ на цель по азимуту;

                — визуальную, световую и звуковую индикацию принимаемого от цели сигнала;

                — амплитудную и азимутальную селекцию воздушных целей;

                — выдачу командиром БМ целеуказания оператору.

                — сектор одновременного обзора по азимуту — 360°; по углу места — от 0 до 40°;

                — максимальная ошибка пеленгования по азимуту – не более 5°;

                — потребляемая мощность — до 350 Вт;

                — время непрерывной работы — 24 часа.

                — система обнаружения 1Ж1;

                — система пеленгования 1Ж2.

                Система обнаружения (СО) 1Ж1 предназначена для обнаружения воздушных целей с включенными импульсными РЛС в секторе 360° при угле места от 0 до 40° и определения азимута цели.

                Состав системы обнаружения:

                — четыре антенных устройства 1Ж1-1, размещенных снаружи корпуса БМ под углом 90° относительно друг друга (спереди, слева, сзади, справа);

                — блок обработки сигналов 1Ж1-9 — на правом борту БМ;

                — блок управления 1Ж1-6 – перед командиром БМ;

                — индикатор 1Ж1-7 – рядом с блоком управления;

                — блок питания 1Ж1-8 — в кормовой части БМ.

                Антенное устройство предназначено для приема и детектирования сигналов самолетных РЛС (рис.1). Все элементы антенного устройства выполнены в металлическом корпусе с радиопрозрачными вставками в передней части.

                Рис. 1. Антенные устройства системы обнаружения ПРП

                Блок обработки сигналов предназначен для формирования диаграмм направленности приемных каналов и усиления принятых сигналов.

                Блок управления (рис.2) служит для включения системы обнаружения и управления ее работой в различных режимах.

                Индикатор (рис.3) предназначен для визуальной индикации сигналов, принятых системой обнаружения и определения азимута воздушных целей.

                Рис. 2. Блок управления системы обнаружения ПРП

                Рис. 3. Индикатор системы обнаружения ПРП

                Блок питания предназначен для выработки питающих напряжений, необходимых для работы системы обнаружения.

                Система пеленгования (СП) 1Ж2 предназначена для точного наведения ПУ по азимуту на воздушную цель — источник импульсных сигналов РЛС.

                Состав системы пеленгования:

                — антенное устройство 1Ж2-1, размещено слева на башне ПУ;

                — блок обработки сигналов 1Ж2-5- под антенным устройством;

                — блок управления 1Ж2-3 — слева от оператора;

                — схема индикации — в верхней части указателя азимута и в поле зрения визира.

                Антенное устройство предназначено для приема сигналов самолетных РЛС. Аналогично антенному устройству 1Ж1-1 системы обнаружения.

                Блок обработки сигналов (рис.4) предназначен для усиления и обработки сигналов, принятых антенным устройством.

                Рис. 4. Антенное устройство системы пеленгования ПРП

                Блок управления (рис.5) служит для управления работой системы пеленгования.

                Рис. 5. Блок управления системы пеленгования

                Схема индикации предназначена для определения направления на цель. На указателе азимута это две подсвеченные стрелки, направленные вправо и влево, и центральный круг (рис.6); в поле зрения визира – две подсвеченные стрелки, направленные вправо и влево (рис.7).

                Рис. 6. Указатель азимута

                Рис. 7. Поле зрения оптического визира

                Принцип работы ПРП.

                В режиме поиска система обнаружения осуществляет прием сигналов от всех РЛС (в том числе и наземных) в секторе 360° по азимуту и 40° по углу места.

                На экране индикатора высвечиваются радиальные развертки, направленные от центра экрана в сторону источников излучения.

                Сигнал от наземной РЛС, так как ее местоположение не изменяется, имеет постоянные азимут и длину развертки. Длина же развертки от воздушной цели по мере ее приближения увеличивается. Если параметр цели не равен 0, то изменяется и азимут развертки (рис.8). По этим признакам командир выделяет сигналы oт самолетных РЛС и определяет цели, имеющие наибольшую вероятность входа в зону поражения. После этого, совмещая подвижный визир с разверткой, направленной на выбранную цель, командир определяет азимут цели и по средствам связи выдает ЦУ оператору.

                Рис.8. Виды сигналов на экране ПРП.

                Получив ЦУ, оператор разворачивает ПУ по указанному азимуту. При попадании сигнала цели в диаграмму направленности антенного устройства системы пеленгования на схемах индикации высвечиваются стрелки, указывающие, в какую сторону необходимо довернуть ПУ, чтобы навести ее точно на цель. Оператор поворачивает ПУ в указанную сторону. При точном наведении ПУ на цель на указателе азимута высвечивается центральный круг, а в визирном устройстве – загораются обе стрелки.

                После этого оператор осуществляет визуальный поиск цели через стекло. При обнаружении цели оператор нажатием кнопки БОРТ отключает систему пеленгования.

                В ПРП предусмотрен режим селекции целей по азимуту. Экран индикатора разделен на четыре одинаковых сектора. При включении режима СЕЛЕКЦИЯ, можно выбрать для работы один или несколько секторов. На индикаторе будут отображаться только те цели, которые находятся в выбранном секторе.

                3. Наземный радиолокационный запросчик

                Наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) 1РЛ246-10 предназначен для определения по принципу «свой–чужой» государственной принадлежности воздушных целей.

                — взаимодействие с радиолокационными ответчиками систем «Кремний-2», «Кремний-2M» и «Пароль»;

                — опознавание воздушных целей на дальности до 14400 м при высоте полета до 5000 м ;

                — работу в режимах общего и контрольного опознавания;

                — разрешающую способность по дальности 3600 м , по азимуту — не более 250;

                — световую и звуковую индикацию ответного сигнала;

                — блокировку цепи пуска ракет при наличии ответного сигнала.

                — приемопередатчик 1Л1 – размещен на люльке;

                — антенна 10ЛА – на люльке;

                — пульт управления 1ЛУ (слева от оператора) со световым табло (перед оператором слева на визирном устройстве).

                Приемопередатчик 1Л1 предназначен для выработки запросных сигналов, усиления, дешифрации и анализа ответных сигналов, а также формирования сигналов дальности до отвечающей цели (рис.9).

                Антенна 10ЛА предназначена для излучения запросных импульсов в заданном направлении и приема ответных сигналов.

                Рис. 9. Размещение элементов НРЗ

                Пульт управления (рис.10) со световым табло (рис.11) предназначены для управления режимами работы НРЗ и индикации дальности до отвечающей цели.

                Рис. 10. Пульт управления НРЗ

                Рис. 11. Световое табло

                Принцип действия системы радиолокационного опознавания.

                В систему радиолокационного опознавания входят запросчики и ответчики. И те, и другие могут устанавливаться на наземных и надводных объектах. НРЗ 1РЛ246-10 взаимодействует с радиолокационными ответчиками, установленными на самолетах и вертолетах, принадлежащих ВС стран СНГ.

                Радиолокационные запросчики и ответчики взаимодействуют по принципу обмена кодированной информацией между собой. Инициатива обмена принадлежит запросчику.

                При подготовке к боевой работе оператор на пульте управления устанавливает переключателем номер действующего кода.

                После наведения ПУ на опознаваемый воздушный объект оператор нажимает кнопку РАБОТА на пульте управления и включает НРЗ в режим общего опознавания (для этого необходимо нажать поочередно кнопки БОРТ и СЛЕЖЕНИЕ-ПУСК до первого упора).

                При этом в передатчике формируется запросный сигнал, который через антенну излучается в направлении воздушной цели. Радиолокационный ответчик на самолете при поступлении запросного сигнала вырабатывает ответный сигнал. Этот сигнал принимается антенной НР3 и поступает в приемник, где усиливается и дешифруется, т.е. сравнивается с действующим кодом.

                При совпадении ответного сигнала с установленным кодом, НРЗ вырабатывает сигнал общего опознавания. При этом в головных телефонах оператора появляется звуковой сигнал, в аппаратуре запуска размыкается цепь пуска ракеты, на световом табло высвечивается светодиод на дальности, с которой пришел ответный сигнал. Если светится светодиод 4, значит дальность до цели лежит в пределах от 0 до 4 км . Светодиоду 7 соответствует дальность 4- 7 км , светодиоду 11 соответствует дальность 7- 11 км и светодиоду 15 — дальность от 11 км до 15 км .

                При исправности приемопередатчика на световом табло высвечивается светодиод ИСПР (исправен).

                Чтобы убедиться в достоверности ответного сигнала оператор включает режим контрольного опознавания, для чего нажимает кнопку IК или IIК на пульте управления, при этом изменяется структура запросного сигнала и ответчик не вырабатывает ответного сигнала.

                Таким образом, ответчик воздушного объекта, принадлежащего ВС СНГ, должен вырабатывать ответный сигнал только на сигнал запроса общего опознавания.

                Если воздушный объект не отвечает на запрос в режиме общего и контрольного опознавания, делается вывод о том, что этот объект — воздушный противник.

                Если объект отвечает в режиме общего и контрольного опознавания, то этот объект также воздушный противник, ставящий помеху средствам опознавания.

                В состав средств обнаружения, целеуказания и опознавания на ЗРК «Стрела-10» входят:

                пассивный радиопеленгатор (ПРП); аппаратура оценки зоны (АОЗ); аппаратура запуска (АЗ); аппаратура приема целеуказаний (АПЦ).
                пассивный радиопеленгатор (ПРП); наземный радиолокационный запросчик; аппаратура приема (АПЦ) и реализации (АРЦ) целеуказаний.
                активный радиопеленгатор (АРП); пассивный радиолокационный запросчик; аппаратура реализации (АРЦ) целеуказаний; аппаратура оценки зоны (АОЗ).
                визир грубой наводки; оптический визир; танковая навигационная аппаратура (ТНА-3); наземный радиолокационный запросчик (НРЗ).

                Система обнаружения на ЗРК «Стрела-10» предназначена для:

                Обнаружения и опознавания воздушных целей с включенными импульсными РЛС и определения дальности до цели.
                Опознавания воздушных целей с включенными импульсными РЛС и определения угла места цели.
                Определения и выработки дирекционного угла при движении БМ, а также текущих координат БМ.
                Обнаружения воздушных целей с включенными импульсными РЛС и определения азимута цели.

                Наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) на ЗРК «Стрела-10» обеспечивает:

                Опознавание воздушных целей на дальности до 14200 м на высотах до 3000 м.
                Опознавание воздушных целей на дальности до 14300 м на высотах до 4000 м.
                Опознавание воздушных целей на дальности до 14400 м на высотах до 5000 м.
                Опознавание воздушных целей на дальности до 14500 м на высотах до 6000 м.

                Пассивный радиопеленгатор на ЗРК «Стрела-10» обеспечивает обнаружение ВЦ с любого направления, при угле места:

                От 0 до 20º и определение дальности до цели.
                От 0 до 30º и определение высоты цели.
                От 0 до 40º и определение азимута цели.
                От 0 до 50º и определение угла места.

                Наземный радиолокационный запросчик 1РЛ246-10 (НРЗ) на ЗРК «Стрела-10» предназначен для:

                Запроса дальности до цели и текущих координат (азимута и угла места).
                Определения по принципу «свой – чужой» государственной принадлежности воздушных целей.
                Точного наведения пусковой установки (ПУ) по азимуту на цель – источник сигналов РТС.
                Точного измерения текущих координат цели (Х, У, Н) и автоматического наведения ПУ на цель.

                Наземный радиолокационный запросчик (НРЗ) на ЗРК «Стрела-10» обеспечивает:

                Разрешающую способность по дальности 2600 м, по азимуту — не более 150 м.
                Разрешающую способность по дальности 3600 м, по азимуту — не более 250 м.
                Разрешающую способность по дальности 4600 м, по азимуту — не более 350 м.
                Разрешающую способность по дальности 5000 м, по азимуту — не более 450 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *