Что такое признак компании в анкете контрагента
Перейти к содержимому

Что такое признак компании в анкете контрагента

  • автор:

Идентификация контрагента

Согласно статье 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Это требование касается, например, наименования банков, НИИ, фондов.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Отличия просто наименования от фирменного наименования законодательно не выявлены, кроме условия о том, что фирменным наименованием обладает коммерческая организация.

Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, или иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Юридическое лицо подлежит регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Местонахождение юридического лица или адрес необходим для связи с юридическим лицом. В качестве последствий государственной регистрации юридического лица по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа юридическому лицу присваивается государственный регистрационный номер.

Государственный регистрационный номер присваивается каждой записи, внесенной в реестр, с указанием даты ее внесения. При первом представлении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или при создании организации юридическому лицу присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Согласно постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц», государственный регистрационный номер записи состоит из 13 цифр, расположенных в следующей последовательности:

где С (1-й знак) — признак отнесения государственного регистрационного номера записи:

  • к основному государственному регистрационному номеру (ОГРН);
  • к иному государственному регистрационному номеру записи;

ГГ (со 2-го по 3-й знак) — две последние цифры года внесения записи в государственный реестр;

КК (4-й, 5-й знаки) — порядковый номер субъекта Российской Федерации по перечню субъектов Российской Федерации, установленному статьей 65 Конституции РФ;

ХХХХХХХ (с 6-го по 12-й знак) — номер записи, внесенной в государственный реестр в течение года;

Ч (13-й знак) — контрольное число: младший разряд остатка от деления предыдущего 12-значного числа на 11.

Налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок с момента государственной регистрации встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения для осуществления налогового контроля (ст. 82, 83, 84, 116 НК РФ). Последствием постановки юридического лица на учет в налоговых органах является присвоение организации единого по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Не так давно был утвержден новый порядок присвоения ИНН (подробности читайте в этом номере во вкладке комментариев «720 часов» ). Напомним только, что статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Так, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Вызывает сомнение возможность заключения каких-либо сделок без ИНН, однако если все-таки нечто подобное произойдет, то может последовать налоговая проверка и контрагента.

В случае если для осуществления запланированной операции необходима специальная правоспособность, нелишним представляется проверка наличия лицензии. Причем, согласно статье 14 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 23.12.03), информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 руб. Срок лицензии не может быть менее пяти лет, конкретные сроки действия лицензий для каждого конкретного вида деятельности определяются Правительством РФ, а также специальными нормативными актами.

Интересно отметить, что лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия (ст. 13 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.12.03)).

Учредительные документы и полномочия

Юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов. К учредительным документам относятся учредительный договор и устав. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица они либо присутствуют оба, либо только устав или только учредительный договор (ст. 52 ГК РФ). Устав (учредительный договор) – основной документ юридического лица, который закрепляет договоренности, достигнутые учредителями, а также содержит информацию о полномочиях органов юридического лица и подписи представителей.

Кстати, важно проверять полномочия лица, ставящего подпись под договором. Так, на основании устава хозяйственных обществ подпись под договором может поставить единоличный исполнительный органа юридического лица (например, генеральный директор). Если речь идет о крупной сделке, то надо убедиться в соблюдении процедуры заключения крупных сделок. Уставом могут быть предусмотрены полномочия нескольких лиц, занимающих определенные должности в организации, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности, на основании устава.

Если в уставе четко не определено, что вот это конкретное лицо вправе действовать от имени общества без доверенности, то лучше подстраховаться и потребовать доверенность. Конечно, сама доверенность должна отвечать определенным требованиям, установленным в главе 10 ГК РФ «Представительство. Доверенность»: неистекший срок действия, дата ее выдачи, данные доверенного лица. Как правило, такие доверенности не требуют нотариального удостоверения.

Неприятности

Что же будет, если, несмотря на все предосторожности, договор окажется подписанным неуполномоченным лицом? Последствия зависят от дальнейших действий контрагента. Так, если договор был подписан неуполномоченным лицом, то все права и обязанности, следующие из этого соглашения, лицо создало для себя лично (ст. 183 ГК РФ).

Однако если представляемое лицо прямо одобрит данную сделку, то такое последующее одобрение создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения. Свидетельством такого одобрения могут служить действия и документы (письма, расписки, акты и т. п.).

Увы, но часто случается так: в суде выясняется, что подпись под договором не принадлежит уполномоченному лицу. Результаты экспертизы показывают, что сделка подписана неуполномоченным лицом и, следовательно, для юридического лица не породила никаких правовых последствий. И вообще установить подписавшее лицо уже нет никакой возможности. Для предотвращения таких сюрпризов можно посоветовать только соблюдать все вышеуказанные меры предосторожности, а также смелее использовать способы обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия и т. д.).

Ответственность уполномоченного

Мы разобрались с неприятностями, связанными с подписанием документов неуполномоченным лицом. Что же касается лица уполномоченного, то важно помнить, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Руководитель организации несет материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 277 ТК РФ). Кроме того, в некоторых случаях возможно наступление уголовной ответственности. Так, согласно статье 201 УК РФ, использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло за собой причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, может быть наказано:

  • штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительными работами на срок от одного года до двух лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до трех лет.

Уголовное законодательство также предусматривает ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Под ним понимается незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такого рода «благотворительность» может повлечь за собой:

  • штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
  • ограничение свободы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

Напоследок

Договор, как известно, может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 434 ГК РФ). Договор также может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ).

С практической точки зрения оптимальным способом заключения договора является обмен документами посредством почтовой связи. Следует только сохранить конверты и реестры отправлений с адресом отправителя, причем обязательны оттиски отделения связи о времени отправления. Использование заказного уведомления позволит удостовериться в наличии или отсутствии по указанному адресу отправителя.

Использование более «продвинутых» способов связи (факса, электронной почты и т. д.) показывает, что несомненно, более быстры и удобны. Однако на практике в большинстве случаев они подходят для отношений между хорошо знакомыми и надежными партнерами. Требуется немалая доля изобретательности и технической грамотности, чтобы доказывать наличие таких сообщений.

Так, для идентификации стороны необходимо знать номер телефона (факса). Для получения этой информации нужно делать запрос в организации, предоставляющие связь и номер линии контрагенту. Тут может выясниться, что номера телефонной и факсовой линии зарегистрированы на третьих лиц, например арендодателей помещений, в которых контрагент снимает офис. Они сдают в аренду как помещения, так и телефонные линии к нему, и на запросы, сделанные частными лицами, могут вообще не отвечать. В случае возникновения разбирательства придется просить суд об истребовании доказательств (ст. 66 АПК РФ, ст. 57 ГПК РФ).

Доказать получение информации по электронной почте является еще более затруднительным. Закон не требует регистрировать адрес электронной почты. Без помощи суда доказать принадлежность определенного адреса электронной почты конкретному лицу сложно: появляется необходимость запроса к держателю почтового домена о выдаче этой информации. Если без этого не обойтись, то лучше прописать в договоре контактные адреса электронной почты и особо оговорить, что эти адреса используются для получения необходимой информации.

Что такое признак компании в анкете контрагента

Центр развития профессиональных компетенций Компетентность – Эффективность – Результативность
Контакты:
+7 499 450-60-55
+7 925-450-70-65
klient@centercom.org
Личный кабинет

Идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

Эта программа – самая важная. Если вы не знаете с кем работаете, если у вас нет первичных сведений о клиенте, это порождает нарушение, неисполнение законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Вся работа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ так или иначе упирается в программу идентификацию клиентов.

  • Главная
  • Статьи экспертов
  • Идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

Идентификация – это совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Мероприятия, проводимые в рамках идентификации:

  1. Установление сведений, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца клиента.
  2. Проверка наличия/отсутствия в отношении указанных лиц сведений об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму.
  3. Проверка принадлежности указанных лиц к публичным должностным лицам.
  4. Выявление клиентов, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации группы ФАТФ.
  5. Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
  6. Обновление сведений о клиенте, представителе клиента, о выгодоприобретателе, о бенефициарном владельце клиента.

Также надо помнить, что идентификация не ограничивается первичными сведениями о юридических и физических лицах, таких как:

СВЕДЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).

3. Дата рождения.

4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

5. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания, и дата окончания срока пребывания.

6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

7. ИНН налогоплательщика (при его наличии).

8. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

9. Сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).

10. В целях более подробного изучения физического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать место рождения.

11. Сведения о представителе физического лица (в случае его наличия) дату и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

12. Сведения о степени (уровне) Риска, включая обоснование оценки Риска.

13. Результаты проверки на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, дата проверки.

14. Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

15. Дата начала отношений с клиентом (дата заключения первого договора на проведение операции с денежными средствами или иным имуществом).

16. Дата заполнения анкеты.

17. Дата обновления анкеты.

18. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.

19. Подпись лица, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должности), или фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность лица, заполнившего анкету клиента в форме электронного документа.

20. Иные сведения (по усмотрению организации).

СВЕДЕНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1. Наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется).

2. Организационно-правовая форма.

3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации — для нерезидента.

4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента — регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию.

5. Адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица — уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии).

6. Номера контактных телефонов и факсов.

7. В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

8. Сведения о степени (уровне) Риска, включая обоснование оценки Риска.

9. Результаты проверки на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, дата проверки.

10. Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

11. Дата начала отношений с клиентом (дата заключения первого договора на проведение операции с денежными средствами или иным имуществом).

12. Дата заполнения анкеты.

13. Дата обновления анкеты.

14. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.

15. Подпись лица, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должности), или фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность лица, заполнившего анкету клиента в форме электронного документа.

16. Иные сведения (по усмотрению организации).

СВЕДЕНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).

3. Дата рождения.

4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

5. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания, и дата окончания срока пребывания.

6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

7. ИНН налогоплательщика (при его наличии).

8. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

9. Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); дата государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; наименование и адрес регистрирующего органа.

10. Почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов.

11. Сведения о степени (уровне) Риска, включая обоснование оценки Риска.

12. Результаты проверки на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, дата проверки.

Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

13. Дата начала отношений с клиентом (дата заключения первого договора на проведение операции с денежными средствами или иным имуществом).

14. Дата заполнения анкеты.

15. Дата обновления анкеты.

16. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.

17. Подпись лица, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должности), или фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность лица, заполнившего анкету клиента в форме электронного документа.

18. Иные сведения (по усмотрению организации).

Это – минимум, который у вас должен быть. Для проверки клиентов рекомендуется использовать сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.

Фиксирование сведений можно осуществлять как на бумажных носителях, так и в электронной форме. Лучше это делать в формате АНКЕТЫ. По мнению Росфинмониторинг – это самый удобный способ фиксирования информации, невозможно что-то упустить или забыть. Идентификации подлежат все клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели, бенефициарные владельцы клиентов, все, кто участвует в сделке.

Термины и понятия

Клиент – это физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица*, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом*

*в ред. №424-ФЗ от 30.12.2015, вступил в силу с 10.01.2016

(Иностранная структура без образования юридического лица – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства(территории) без образования юр. лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода(прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей

Федеральный закон от 30.12.2015 N 424-ФЗ, вступил в силу с 10.01.2016)

Представитель Клиента – это лицо, действующее от имени и в интересах или за счёт Клиента, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Выгодоприобретатель – это лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. Выгодоприобретатель – это физическое лицо или юридическое, которое получает выгоду от определённой сделки, на основании договора с клиентом.

Бенефициарный владелец* – это физическое лицо, которое в конечном итоге прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо. Бенефициарный владелец получает выгоду от самой деятельности клиента.

(Постановлением правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах. Если бенефициарный владелец не установлен, им будет единоличный исполнительный орган. Общая проблема: если организацией владеет другая организация или государство, и таких владельцев в данной организации нет).

* Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ

Бенефициарный владелец – это любимый персонаж, «притча во язызах», с которым больше всего возникает проблем. Именно на него направлено повышенное внимание надзорных органов. Не будет у вас анкеты на бенефициарного владельца, информации о нём, это повлечёт за собой нарушение с последующим наказанием.

С 28.12.2016 году вступили в силу изменения в 115-1ФЗ, статья 6.1: «Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений…» (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Юридическое лицо обязано:

  1. Регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  2. Хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее пяти лет со дня получения такой информации.
  3. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица, или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.
  4. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица, или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.
  5. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа или налоговых органов.
  6. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчётности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Это касается как вас, так и ваших клиентов. Чтобы запросить у клиента эту информацию, достаточно сослаться на ст.6.1 115-ФЗ. Клиент обязан вам дать эту информацию, вы обязаны её проверить или установить всеми доступными средствами. К сожалению, сейчас нет реестра бенефициарных владельцев, но он может появиться в ближайшем будущем. Если клиент не предоставил вам данную информацию, это — повод отказать вам ему в совершении операции. С точке зрения ФАТФ, с точки зрения оценки рисков крайне важно знать, а кто реально владеет компанией, в интересах кого совершатся операции. В зависимости от этого можно оценить самого клиента. Если в бенефициарах находится известный преступник, соответственно, деньги там будут по логике не совсем законные. Оценка риска такой компании будет самая высокая.

Если вы устанавливаете, что бенефициарным владельцем вашего клиента является близкий родственник публичного должностного лица (ПДЛ), это такой же аргумент для повышения уровня риска компании. Высокие коррупционные риски в нашей стране присутствуют, поэтому вы обязаны выявлять среди ваших клиентов ПДЛ и его ближайших родственников, потому что у ПДЛ есть возможность прямого или косвенного контроля над расходованием государственных / общественных / международных средств и связанная с этим опасность злоупотребления этими средствами путём их использования в личных целях, или присвоения. Должностное положение указанных лиц позволяет им: оказывать услуги в обмен на взятки, использовать счета подконтрольных частных компаний, фондов, иных некоммерческих организаций, членов семьи и близких соратников для сокрытия фактов правонарушений.

Публичные должностные лица (ПДЛ) — это физические лица, относящиеся к следующим категориям:

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) — любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность (а также в течение одного года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия. Обычно в их число включают:

  • глав государств (в том числе правящие королевские династии);
  • министров, заместителей министров;
  • высших правительственных чиновников;
  • должностных лиц высшей судебной инстанции, решения которых не обжалуются;
  • государственных прокуроров, заместителей государственного прокурора;
  • высших военных чиновников;
  • руководителей и членов советов директоров национальных банков;
  • послов;
  • руководителей государственных корпораций;
  • членов парламента или иного законодательного органа;
  • кроме того, лиц, облеченных общественным доверием, в частности: руководителей, заместителей руководителей международных организаций, членов международных судов, членов Европарламента, и т.п.

2. Должностное лицо публичной международной организации (МПДЛ) — физическое лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией, являющееся членом высших органов управления организации, коллегиальных исполнительных органов организации (в том числе правления, советов), единоличным исполнительным органом организации (в том числе директором, президентом), либо его заместителем. Определение не распространяется на руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории.

Сайты по идентификации клиентов:

  • Factiva Public Figures and Associates, Dow Jones, News Corporation (www.factiva.com)
  • Side Safe Watch (www.alliance.ru)
  • LexisNexis (www.global.lexisnexis.com.ru)
  • Norkom (www.norkom.com)
  • Tracesmart Corporate (www.tracesmartcorporate.co.uk)
  • WorldCompliance (www.worldcompliance.com)
  • Complinet (www.complinet.com)
  • World-Check (www.world-check.com) и др.

3. Публичное должностное лицо Российской Федерации (РПДЛ) — физическое лицо, замещающее (занимающее) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенную в перечни должностей, определяемые Президентом РФ.

В целях выявления при приёме на обслуживание РПДЛ использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, таких как:

  • Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), презентация http://www.factiva.com/en/cp/collateral/files/djac_brochure_ru.pdf
  • Информационное агентство ЗАО “Интерфакс” (система СПАРК, “Центр раскрытия корпоративной информации”), http://www.e-disclosure.ru
  • ЗАО “СКРИН”,а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях

4. Лицо, связанное с ПДЛ – физическое лицо, относящееся к следующим категориям:

  • родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки);
  • полнородные и не полнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные; супруг или супруга.

Практика показывает, что ПДЛ, как правило, не светиться, а вот родственники у него могут быть очень «талантливыми».

А также Представитель ПДЛ — лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, являющегося ПДЛ, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания.

Это один из важнейших аспектов, на который надо обращать повышенное внимание.

ОЦЕНКА И ПРИСВОЕНИЕ КЛИЕНТУ СТЕПЕНИ (УРОВНЯ) РИСКА

Это очень важный момент. От этого зависит, что вы дальше делаете с этим клиентом. С точки зрения риск-ориентированного подхода, у вас меняется подход к клиенту.

Цель риск-ориентированного подхода:

  • Более эффективное выполнение требований законодательства по ПОД/ФТ;
  • Более действенное и эффективное распределение ресурсов.

Риск-ориентированный подход в области ПОД/ФТ подразумевает выявление, оценка и понимание рисков ОД/ФТ и применение соразмерных таким рискам мер ПОД/ФТ для целей их эффективной и результативной минимизации.

Усиленные меры должны приниматься при повышенных рисках и упрощенные меры могут приниматься при пониженных рисках. Поэтому обычно избирают 2-уровнюю шкалу: низкий и высокий, реже – 3-уровнюю: низкий, средний и высокий. Чем выше степень риска, тем больше внимания вы уделяете этому клиенту, операциям, которые он проводит.

Основные принципы риск-ориентированного подхода:

  • Возможные дополнительные меры для деятельности, представляющей высокий риск;
  • Возможные исключения для деятельности, представляющий низкий риск.

Объём мер ПОД/ФТ на основе оценке рисков:

  • Усиленные меры должны применяться при повышенных рисках;
  • Упрощённые меры могут применяться при пониженных рисках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА:

1. Риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца:

1.1. Идентифицируется по уровню «высокий» в следующих случаях:

  • являются РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц;
  • наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации, являются недостоверными;
  • ранее принятое в отношении клиента решение об отказе в выполнении его распоряжения о совершении операции;
  • отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности клиента — юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица в открытых источниках информации;
  • указание в качестве адреса юридического лица адреса, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц (используется ресурс «Адреса массовой регистрации);
  • наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской (финансовой) отчётности с нулевыми показателями за последние четыре отчетных периода в случае, когда вам известно о совершении клиентом операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом;
  • включение клиента и (или) бенефициарного владельца клиента в Перечень;
  • принятие в отношении клиента и (или) бенефициарного владельца клиента межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
  • отсутствие органа или представителя клиента – юридического лица по адресу такого клиента – юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.

1.2. В иных случаях риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца идентифицируется по уровню «низкий».

2. Страновой риск:

2.1. Наличие информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место нахождения или место жительства), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация контрагента клиента (место нахождения или место жительства), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего клиента, свидетельствующей о том, что:

а) в отношении этого иностранного государства (территории) применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией (например, применение Российской Федерацией мер в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН);

б) в отношении этого иностранного государства (территории) применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»;

в) государство (территория) включено (включена) в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), который определяется и опубликовывается уполномоченным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2003 № 173 (Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика);

г) государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям), финансирующим или поддерживающим террористическую;

д) государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям) с повышенным уровнем коррупции и (или) другой преступной деятельности;

е) государство или территория является государством (территорией), о которых из международных источников известно, что в (на) них незаконно производятся или ими (через них) переправляются наркотические вещества, а также государства или территории, разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств или территорий, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях).

Используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет.

2.2. В иных случаях «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций» идентифицируется по уровню «низкий».

3. Риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.

3.1. Риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций, идентифицируется по уровню «высокий» в следующих случаях:

  • деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (например, казино, букмекерских контор), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме;
  • деятельность микрофинансовых организаций;
  • деятельность ломбардов;
  • деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, транспортных средств, предметов роскоши;
  • деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий;
  • деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и (или) оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;
  • туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность);
  • деятельность клиента, связанная с благотворительностью;
  • деятельность клиента, связанная с видами нерегулируемой некоммерческой деятельности;
  • деятельность клиента, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, торговли горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях);
  • деятельность клиента, связанная с производством оружия, или посредническая деятельность клиента по реализации оружия;
  • операции с резидентами государств (территорий), указанных в пунктах 2 и 3 приложения 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года №1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)»;
  • совершение клиентом операций, являющихся операциями повышенной степени (уровня) риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, либо сделок, содержащих признаки, по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган;
  • деятельность кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

3.2. В иных случаях «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций» идентифицируется по уровню «низкий».

Фактором (критерием уровня риска), влияющим на оценку, является экспертное мнение Специального должностного лица (или Ответственного сотрудника). При формировании экспертного мнения принимаются во внимание результаты типологических исследований, статистические материалы, мнения и рекомендации экспертов надзорных и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций и профессиональных ассоциаций, публикации в научной и отраслевой литературе и иные материалы, посвященные выявлению наиболее характерных способов и методов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Оценка (пересмотр) уровня риска услуги осуществляется на основании мотивированного суждения, сформированного в процессе анализа всей имеющейся информации в отношении услуги, включая основные параметры и порядок их представления, информацию о выявленных фактах использования услуги в целях ПОД/ФТ, а также любую иную информацию, имеющуюся в распоряжении Специального должностного лица (или Ответственного сотрудника).

Порядок присвоения степени (уровня) риска клиента:

  1. Риск клиента идентифицируется как «высокий» в случае, когда хотя бы одна из категорий риска, указанных в настоящей Программе, идентифицирована по уровню «высокий»;
  2. Риск клиента идентифицируется как «низкий» в случае, когда ни одна из категорий риска, указанных в настоящей Программе, не имеет уровень «высокий».

Порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента:

Пересмотр уровня риска клиента осуществляется при изменении хотя бы одной категории риска (в следующем порядке и сроки):

1. Риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца:

  • пересматривается в день обновления информации о клиенте и (или) бенефициарном владельце не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
  • в отношении клиентов, которым установлен «высокий» уровень риска, обновление сведений о клиенте осуществляется по мере представления сведений клиентом, его представителем, но не реже одного раза в полгода, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений), либо в день получения новой версии Перечня или принятия в отношении клиента и (или) бенефициарного владельца клиента межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

2. Страновой риск пересматривается в день выявления в деятельности клиента операций с контрагентами стран, отнесёнными к уровням риска «высокий», либо в день изменения указанных перечней государств и территорий.

3. Риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций пересматривается в день выявления в деятельности клиента операций, указанных в настоящей программе, в качестве факторов отнесения к высокому уровню риска, либо в день принятия Ответственным сотрудником соответствующего решения, основанного на результатах углубленной проверки клиента.

Оценка (пересмотр) уровня риска услуги осуществляется на основании мотивированного суждения Специального должностного лица (или Ответственного сотрудника), сформированного в процессе анализа всей имеющейся информации в отношении услуги, включая основные параметры и порядок их представления, информацию о выявленных фактах использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также любую иную информацию, имеющуюся в распоряжении.

Пересмотр уровня риска осуществляется в следующих случаях:

  • если в процессе осуществления внутреннего контроля установлены факты неоднократного использования услуги в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма;
  • если в процессе осуществления внутреннего контроля появились основания, достаточные для пересмотра уровня риска в сторону понижения (например, изменились параметры или порядок предоставления услуги, что послужило препятствием для их использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и т.п.).

Мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за степенью (уровнем) риска клиента

Включать клиентов, которым установлен высокий уровень риска, в оперативный список и не реже одного раза в квартал предоставлять отчёт о проведении мероприятий по снижению уровня риска и их результатах.

Не реже одного раза в квартал приводить систему оценки в соответствие с текущей рыночной практикой и изменениями в типологиях осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Ольга Стеценко, эксперт в сфре ПОД/ФТ/ФРОМУ

Как провести идентификацию клиента по 115‑ФЗ в Контур.Призме

Идентификация — совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарах и подтверждению достоверности этих данных. Понятие дается в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов».

Все организации — субъекты 115-ФЗ в рамках финансового мониторинга обязаны проводить идентификацию согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ. Именно с этой процедуры начинается взаимодействие компании с клиентом.

Идентификацию проводят еще до принятия клиента на обслуживание. При этом неважно, собирается ли он совершить разовую операцию или остаться на длительное время, — идентифицировать нужно всех.

Порядок идентификации определяется правилами внутреннего контроля каждой организации. Этой процедуре отводится отдельная программа в ПВК.

Обратите внимание, что идентификации подлежат только клиенты компании, а не контрагенты.

Порядок идентификации клиента

Требования к идентификации для субъектов 115-ФЗ регулируются следующими законодательными документами:

  • Положение ЦБ РФ от 15.10.2015 № 499-П — для кредитных организаций;
  • Положение ЦБ РФ от 12.12.2014 № 444-П — для некредитных организаций;
  • Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100 — для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, и субъектов закона из ст. 7.1.

При этом этапы идентификации схожи во всех организациях. Разберем каждый из них.

1. Собрать данных о клиенте и проверить их достоверность

Если на обслуживание поступает клиент — физическое лицо, о нем собирают следующую информацию (пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ):

  • ФИО;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность, или данные документов, которые подтверждают право иностранца находиться в России;
  • адрес регистрации или места пребывания;
  • ИНН.

Для индивидуального предпринимателя дополнительно устанавливают ОГРНИП и место госрегистрации.

В перечень информации, которую собирают для идентификации клиента — юридического лица, входят:

  • название;
  • организационно-правовая форма;
  • ИНН или код иностранной организации;
  • сведения о лицензиях на право вести деятельность, которая подлежит лицензированию;
  • адрес сайта.

Точный перечень идентификационных данных можно посмотреть в положениях ЦБ РФ и в приказе Росфинмониторинга, о которых мы писали в начале статьи.

Чтобы установить достоверность информации о потенциальном клиенте, у него запрашивают оригиналы или заверенные копии документов. Они могут быть как в бумажном, так и в электронном виде. Если документ составлен на иностранном языке, клиенту нужно перевести его на русский язык и заверить у нотариуса.

Еще можно провести идентификацию клиента-физлица удаленно — без запроса оригиналов документов. Для этого у него должна быть учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Если от лица клиента в организацию обращается представитель, его также нужно идентифицировать.

Быстро провести обязательную идентификацию позволяет Контур.Призма. Сервис собирает необходимые данные о клиенте на одном экране — достаточно ввести его реквизиты в сервис.

Идентификация

В Контур.Призме можно идентифицировать как юридических, так и физических лиц. Критерии идентификации постоянно обновляются в соответствии с требованиями законодательства.

Идентификация, оценка риска, сверка по перечням

Определить бенефициаров и выгодоприобретателей

В процессе идентификации устанавливают бенефициарных владельцев клиента (пп. 2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). Информацию о них можно запросить у самого клиента. Если ему бенефициары неизвестны, придется выявить эти данные самостоятельно.

Если же бенефициара определить не удалось, им можно признать руководителя организации. Подробнее об этом читайте в статье.

О бенефициарах собирают ту же информацию, что и о клиентах. При этом закон разрешает не идентифицировать бенефициарных владельцев определенных клиентов. К ним относятся органы госвласти; компании, в которых больше половины долей принадлежит государству; международные организации и другие.

Еще определяют выгодоприобретателя по конкретной операции или сделке, которую клиент собирается провести. Например, Иван Иванов проводит операцию по договору поручения от ООО «Ромашка». В этом случае выгоду от нее получает не сам Иванов, а организация. «Ромашка» будет выгодоприобретателем. Поэтому организацию также нужно идентифицировать.

2. Проверить клиентов по перечням и выявить особый статус

Выделяют категорию клиентов, у которых сразу же после принятия на обслуживание нужно заморозить счета или имущество. Поэтому в ходе идентификации нужно проверить, не внесен ли клиент в следующие списки:

  • Перечень организаций и людей, причастных к экстремистской или террористической деятельности. В него попадают, например, люди, которых приговорили к уголовному наказанию за терроризм, а также организации, которые суд ликвидировал за экстремизм (п. 2.1 ст. 6 115-ФЗ).
  • Перечень ООН, в который включают физических и юридических лиц, связанных распространением оружия массового уничтожения и террористической деятельностью.
  • Список Межведомственной комиссии о замораживании денег или имущества. Комиссия принимает такое решение, когда человек или организация не включены в перечень террористов, но есть подозрения, что они причастны к преступной деятельности.
  • Решения судов о приостановке операций. Если у Росфинмониторинга есть информация о причастности человека или компании к незаконной деятельности, он может попросить суд приостановить операции такого клиента (ст. 8 115-ФЗ).

Так, Контур.Призма автоматически сверяет клиента по перечням и показывает совпадения.

Идентификация

Еще есть клиенты, операциям и сделкам которых нужно уделять повышенное внимание. Так, в ходе идентификации выясняют, не является ли клиент публичным должностным лицом или его родственником. Их операции более рискованные, чем обычных клиентов (п. 1 ст. 7.3 115-ФЗ). Подробнее о работе с публичными должностными лицами читайте в отдельной статье.

Также фиксируют информацию о клиентах — гражданах Ирана и КНДР, владельцах счетов в банках этих стран и организаций, зарегистрированных там. Повышенное внимание к таким клиентам связано с тем, что Иран и КНДР не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Проверка клиентов по перечням в один клик

3. Оценить степени риска

Затем оценивают степень риска клиента (пп. 3.1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ). Всего их три: высокий, средний, низкий. Чем выше уровень риска, тем больше вероятность, что клиент проведет подозрительную операцию.

Чтобы определить группу риска клиента, анализируют факты в его деятельности. Требования к оценке риска указаны в нормативных документах по ПОД/ФТ. Так, организации, поднадзорные Росфимониторингу, учитывают (п. 15.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667):

  • результаты национальной оценки рисков совершения преступных операций;
  • характер и виды деятельности потенциального клиента, характер его продуктов и услуг;
  • типологии легализации преступных доходов;
  • рекомендации Росфинмониторинга;
  • рекомендации ФАТФ по операциям, видам и условиям деятельности клиентов с повышенными рисками незаконных действий.

В Контур.Призме можно настроить модель проверки клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля. Сервис за секунды проведет проверку и определит итоговый балл риска.

4. Подготовить анкету

Всю информацию, которую собирают в процессе идентификации, вносят в анкету клиента. К ней прикладывают документы, которые предоставил клиент. В анкете указывают идентификационные данные, результаты сверки с перечнями, степень риска — полный список данных указан в положении ЦБ РФ и приказе Росфинмониторинга. Еще в анкете фиксируют, какой сотрудник заполнил ее и кто принял клиента на обслуживание.

В результате идентификации Контур.Призма автоматически составляет анкету клиента по формату регулятора. Ее можно хранить в сервисе бессрочно и скачать в любой момент.

Анкета клиента

Информацию в анкете нужно периодически обновлять: у клиентов с низкой степенью риска — раз в три года, у остальных — раз в год. Если обнаружите недостоверные сведения, обновите их в течение семи дней (пп. 3 п. 1 ст. 7 115-ФЗ).

Все документы, которыми организация обменивается с клиентом в процессе идентификации, формируют в досье. Оно хранится на протяжении всего времени обслуживания и еще пять лет после того, как сотрудничество прекратилось.

Идентификация, оценка риска, сверка по перечням

Упрощенная идентификация

В законе описаны случаи, когда идентифицировать клиента можно упрощенно. Для этого одновременно должны выполняться три условия (п. 1.11 ст. 7 115-ФЗ):

  • операция не подлежит обязательному контролю, а клиент не причастен к экстремизму и терроризму;
  • нет подозрений, что клиент совершает подозрительную операцию;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, клиент не уклоняется от обязательного контроля.

Вот некоторые операции клиента, когда можно ограничиться упрощенной идентификацией:

  • перевод денег по поручению клиента без открытия счета;
  • размен крупных купюр на мелкие или замена поврежденных купюр и монет на сумму не более 100 тысяч рублей;
  • почтовый перевод до 15 тысяч рублей;
  • потребительский кредит до 15 тысяч рублей;
  • покупка или продажа валюты на сумму не более 100 тысяч рублей и другие операции — полный перечень указан в п. 1.11 ст. 7 115-ФЗ.

Обратите внимание, что упрощенная идентификация проводится только в отношении клиентов — физических лиц.

При упрощенной идентификации можно установить только ФИО и реквизиты документа, удостоверяющего личность клиента (ст. 3 115-ФЗ). Для российских граждан это паспорт, дипломатический или служебный паспорт, свидетельство о рождении ребенка до 14 лет, временное удостоверение личности, выданное на время оформления паспорта. При этом не нужно собирать всю информацию, необходимую при полной идентификации, формировать анкету и хранить ее.

В каких случаях идентификация не требуется

Операции физлиц на небольшие суммы не требуют идентификации вообще (пункты с 1.1-1 до 1.4-5 ст. 7 115-ФЗ). К таким операциям относятся:

  • платежи в размере до 15 тысяч рублей;
  • уплата страховой премии в сумме до 15 тысяч рублей, а по ОСАГО и СНТ — до 40 тысяч рублей;
  • покупка или продажа валюты на сумму до 40 тысяч рублей;
  • размен крупных купюр на мелкие или замена поврежденных купюр и монет на сумму до 40 тысяч рублей;
  • покупка ювелирных изделий и драгоценностей на сумму до 40 тысяч рублей;
  • выигрыш в лотерею не более 15 тысяч рублей;
  • заключение договора с оператором финансовой платформы для сделок, не требующих идентификации;
  • перевод денег в банке без открытия счета компаниям и ИП за покупку товаров на сумму до 15 тысяч рублей;
  • перевод до 15 тысяч рублей госорганам и их учреждениям. Например, оплата штрафа или госпошлины.

Также идентификация не проводится, когда клиент открывает лицевой счет в реестре владельцев ценных бумаг без документов. При этом неважно, кто клиент — человек или организация.

Идентификация — ключевой этап в работе с клиентом в рамках финансового мониторинга. Поэтому важно грамотно соблюсти все требования, чтобы избежать ошибок и штрафов.

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Что такое признак компании в анкете контрагента

14. В целях Федерального закона N 115-ФЗ идентификацией считается совокупность мероприятий по установлению определенных этим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

Бенефициарным владельцем является физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

15. Обслуживающее лицо обязано до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, установив следующие сведения:

в отношении физического лица — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

16. Идентификация клиента также включает следующие мероприятия:

определение принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ , либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

См. пункт 3 настоящего письма.

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — степень (уровень) риска);

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

17. При идентификации клиентов целесообразно предусматривать использование анкетирования, т.е. составление документа, содержащего сведения о клиенте обслуживающего лица и деятельности клиента, а также сведения о выгодоприобретателе.

17.1. Анкету клиента следует оформлять в случаях, если:

фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у обслуживающего лица сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе полностью совпадают с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности ;

Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27.

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции у обслуживающего лица возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ ;

См. п. 27 настоящего письма.

обслуживающее лицо оценивает степень риска как повышенную.

17.2. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа. Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника обслуживающего лица, ответственного за работу с клиентом. Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

18. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Согласно Глоссарию к рекомендациям ФАТФ иностранные публичные должностные лица — это лица, которым доверены или были доверены значительные публичные функции другой страной, например, главы государств или правительств, видные политики, старшие правительственные, судебные или военные сотрудники, старшие руководители государственных корпораций, видные деятели политических партий.

19. В рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок обслуживающее лицо оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

19.1. Обслуживающее лицо оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, самостоятельно включенных обслуживающим лицом в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций ФАТФ.

19.2. Обслуживающее лицо оценивает степень (уровень) риска при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных обслуживающим лицом в правилах внутреннего контроля.

19.3. Для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением обслуживающее лицо осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

19.4. Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, обслуживающее лицо уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

19.5. Результаты оценки степени (уровня) риска не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

20. Обслуживающее лицо должно обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовые операции», а также если у него возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

21. Пересмотр степени (уровня) риска и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные обслуживающим лицом в правилах внутреннего контроля.

22. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска, установлены Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. N 59.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *