Что такое смета доходов и расходов
Перейти к содержимому

Что такое смета доходов и расходов

  • автор:

Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов является одним из элементов финансового планирования (бюджетирования) на предприятиях. Смета доходов и расходов призвана систематизировать процесс распоряжения финансовыми средствами организации, а также лежит в основе управленческого учета. Правильно составленная смета играет ключевую роль при анализе фактических результатов работы предприятия за отчетный период.

  • Что такое смета доходов и расходов
  • Где применяется смета доходов и расходов
  • Структура сметы доходов и расходов
    • Пример составления сметы доходов и расходов
    • В бюджетных учреждениях
    • В некоммерческих организациях
    • Образец сметы доходов и расходов для НКО

    Что такое смета доходов и расходов

    Смета доходов и расходов – это один из финансовых инструментов, позволяющих структурировать все доходы и расходы предприятия в разрезе соответствующих статей. Наличие корректно составленной сметы значительно упрощает процесс контроля за расходами предприятия путем согласования запланированного расхода с утвержденной сметой (бюджетом). Кроме того, наличие утвержденной руководителем сметы позволяет обосновать понесенные в течении отчетного периода расходы перед собственниками и управленческим персоналом предприятия.

    Поскольку смета доходов и расходов входит в состав системы управленческого учета, то для каждого предприятия данная форма адаптирована под тот вид деятельности, который ведет организация.

    Смету (бюджет) следует относить к динамическим формам управленческого учета и контроля. Это означает, что на протяжении отчетного периода значения сметы могут и должны меняться. В таких случаях, как правило, первоначальные расчетные значения оставляют с пометкой «Бюджет», а скорректированные «Прогноз».

    Причин тому множество:

    • резкое колебание объемов производства;
    • заключение новых / расторжение забюджетированных контрактов с контрагентами;
    • внутренние и внешние экономические факторы;
    • прочее.

    Еще больше полезной информации по теме — в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

    Где применяется смета доходов и расходов

    Область применения сметы доходов и расходов зависит от того, какую цель преследует тот сотрудник, который взялся за ее анализ:

    1. Коммерческая служба в первую очередь смотрит на доходную часть документа, т.к. составлялась смета на основании планов продаж, разработанных именно коммерсантами. От выполнения плана продаж, как правило, зависят их личные бонусы по итогам работы.
    2. Управленческий аппарат более всего интересуют расходы и финансовый результат.
    3. HR-отдел отслеживает затраты на персонал, включая расходы на страхование и обучение.
    4. Финансовый отдел — самый ревностный ценитель сметы доходов и расходов, т.к. документ является основой для любого вида финансового анализа.

    Смета позволяет проводить план-фактный анализ отклонения фактических показателей от запланированных. Она служит для планирования постоянных издержек при составлении прогноза на будущие периоды. Использование сметы допустимо при составлении очередности платежей, что особенно полезно при ограниченном количестве свободных денежных средств на счетах предприятия.

    Структура сметы доходов и расходов

    Название документа «Смета доходов и расходов» говорит само за себя: структура сметы состоит из доходной части, расходной составляющей, и, как следствие, прогнозируемого финансового результата.

    Пример составления сметы доходов и расходов

    Доходная часть сметы формируется на основании прогнозируемых объемов производства и продаж. Данные предоставляет коммерческая служба. В зависимости от вида деятельности, который ведет организация, структура будет значительно отличаться. В рамках данной публикации мы рассмотрим смету доходов и расходов организации, которая ведет торговую деятельность, а также оказывает услуги. Важно, что объем услуг напрямую зависит от объема продаж самой продукции. смета доходов и расходов пример составленияСоставление расходной части происходит в тандеме с HR-отделом. В зависимости от запланированного объема производства / продаж рассчитывается количество персонала на планируемый период. Кроме ФОТ и социальных взносов, в смету закладываются расходы на питание, страхование и обучение сотрудников. Некоторые прогрессивные компании включают в смету и расходы на оплату спортивных залов или развлекательных мероприятий. Кроме того, закладываются расходы на корпоративные мероприятия.смета доходов и расходов пример составления расходной частиПосле того, как работа с другими отделами закончена, переходят к заполнению бюджета в части операционной деятельности.Как мы видим, расходы, расположенные в данной части сметы, целиком и полностью относятся к реализуемой продукции / услугам.

    смета доходов и расходов пример составления планирование прочих расходов

    Следующим шагом при составлении сметы доходов и расходов является планирование прочих расходов. Если финансовый контролер или экономист проработал несколько лет в штате данной компании, то планирование расходной части бюджета не представит для него сложностей. Как правило, используют фактические данные по результатам 7-9 месяцев работы в текущем периоде и прибавляют прогнозные данные до конца года.

    Немаловажной статьей сметы являются прочие доходы и расходы. Однако, как правило, при бюджетировании эти цифры не прогнозируются, но фактические данные активно используются при сопоставлении фактического результата с плановым.

    В нашем примере мы заложим сумму прочего дохода в виде процентов за размещение денежных средств на депозитных счетах, т.к. на момент составления сметы нам известна сумма, планируемая к размещению и примерный банковский процент за пользование денежными средствами. Курсовые разницы никогда не планируются.

    смета доходов и расходов пример составления планирование прочего дохода

    Налог на прибыль рассчитывается исходя из ставок, применяемых в организации. В нашем случае это стандартные 20%:

    Конечно, мы значительно упростили наш пример, разбив объем продаж равномерно в разрезе месяцев года. В реальной жизни так бывает редко. Равно как и часть расходов планируется на определенный месяц. Однако, используя приведенный пример, без труда можно составить смету доходов и расходов для вашей компании.

    Особенности составления сметы доходов и расходов в некоторых организациях

    Все, что мы рассмотрели в нашей публикации, до настоящего момента актуально для коммерческих / хозрасчетных организаций. Однако, в зависимости от формы организации предприятия, составление сметы доходов и расходов может иметь некоторые нюансы.

    В бюджетных учреждениях

    Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – это экономическая форма, в которой отражена информация о суммах полученных из бюджета средств и их расходовании в соответствии с целевым назначением. Экономист бюджетной организации отражает в смете все доходы бюджетной организации, получаемые как из бюджетов соответствующих уровней, так и из внебюджетных фондов и коммерческой деятельности.

    Распоряжение средствами, полученными из бюджетов различных уровней, подлежит обязательному утверждению вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Происходит это посредством представления сметы доходов и расходов по строго установленной форме в срок — не позднее 10 дней со дня получения уведомления о выделении бюджетных ассигнований. Форма сметы утверждается приказом соответствующего министерства.

    Представленную смету распорядитель бюджетных средств обязан утвердить в срок — не позднее пяти рабочих дней со дня представления.

    В срок, не более одного рабочего дня с момента утверждения, смета доходов и расходов передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет – иными словами в федеральное казначейство. Расходование бюджетных средств допустимо строго в соответствии с утвержденной сметой. Однако за бюджетными учреждениями сохранена возможность самостоятельного выбора в расходовании средств, полученных из внебюджетных фондов и от предпринимательской деятельности.

    Суть составления и утверждения сметы бюджетным учреждением заключается в том, что она регламентирует и конкретизирует права и обязанности организаций, получающих средства из бюджета по образованию и расходованию отпущенных денежных средств. В свою очередь, вышестоящие органы получают возможность строгого контроля над использованием средств налогоплательщиков в соответствии с их целевым назначением.

    Сметы бюджетных учреждений имеют свою классификацию:

    • индивидуальная – составляется отдельным бюджетным учреждением;
    • сводная – объединяет индивидуальные сметы учреждений, относящихся к одной сфере деятельности, группируя их по соответствующим министерствам, ведомствам и исполнительным органам власти;
    • централизованная – название говорит само за себя.

    Разительным отличием сметы бюджетного учреждения от сметы коммерческой организации является наличие в документе кодов бюджетной классификации, в соответствии с которыми и происходит расходование бюджетных ассигнований.

    Составление и расходование средств в соответствии со сметой происходит с применением нормативов расходования по каждой статье расходов. Данные нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов РФ принципа распределения средств, полученных от государства. Нормативы расходования бюджетных средств устанавливается компетентным органом на одну единицу, и, как правило, не соответствуют реальным потребностям бюджетного учреждения.

    В некоммерческих организациях

    Некоммерческие организации при получении целевых средств обязаны составлять смету доходов и расходов. Утверждение сметы, а также внесение в нее изменений осуществляется высшим органом управления организации. Строго определенных требований, закрепленных на законодательном уровне, при составлении сметы не предусмотрено (за исключением сметы доходов и расходов благотворительных организаций).

    При составлении сметы доходов и расходов некоммерческой организации, в нее должна быть включена информация о состоянии активов и пассивов, согласно данным бухгалтерского учета, а также данные о принадлежащем организации имуществе.

    Документом, в котором отражается получение целевых средств и их расходование, является именно смета.

    Смета доходов и расходов составляется на календарный параллельно с финансовым планом, утверждённым руководством некоммерческой организации.

    Образец сметы доходов и расходов для НКО

    Как мы уже сказали, в отличии от бюджетных учреждений, строго определенной формы сметы не существует. Обычно документ составляется в разрезе статей доходов и расходов, предусмотренных отчетом о прибылях и убытках.

    Предлагаем скачать наш образец сметы доходов и расходов для НКО.

    Подводим итоги

    Завершая публикацию, хочется выразить надежду, что информация, изложенная в статье, поможет вам при составлении бюджетного плана вашей организации.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Автор статьи

    Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право

    16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время — преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Челябинска.

    Что такое смета доходов и расходов?

    Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.

    Содержание статьи

    • Общее содержание сметного документа
    • Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО
    • Состав и оформление смет бюджетной организации
    • Специфика сметных расчётов ТСЖ

    Общее содержание сметного документа

    Составление сметы

    В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.

    Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.

    Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:

    • членских и/или вступительных взносов,
    • процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
    • взносов учредителей,
    • благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
    • целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
    • ассигнований из бюджетов различного уровня,
    • доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).

    Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.

    Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.

    Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.

    В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.

    Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).

    Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.

    Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

    Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.

    Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

    Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

    Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

    Образец

    Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

    Добровольные пожертвования

    • Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.
    • Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.
    • Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.
    • Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.
    • Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.
    • Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.
    • Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.

    Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

    Подсчет расходов

    • Зарплата работников НКО рассчитываются либо по тарифным ставкам, либо по другим системам начисления зарплат. Сюда же входят суммы доплат, надбавок, компенсаций. Эти расходы отражаются согласно существующему штатному расписанию и прилагаемым к нему расчётов. При этом учитываются персональные размеры зарплат, определённые квалификацией сотрудника, опытом и выслугой лет.
    • Начисления на зарплату проходят отдельной статьёй расходов, что объясняется требованиями формирования статистической и бухгалтерской отчётностей и разными адресатами получения расходуемых средств. В первом случае – это работники НКО, а во втором – бюджеты, в которые поступают начисления и, в том числе, – взносы в ФСС и единый социальный налог.
    • Коммунальные расходы рассчитываются на основании договоров на поставку коммунальных услуг и приложений к ним с указанием объёмов по месяцам и изменений расценок. Такой детализированный подход позволяет отразить в смете динамику увеличения и снижения расходов в течение года.
    • Административные расходы включают командировочные, оплату консультантов, информационных агентств, канцелярские расходы и др. Каждый вид затрат может быть рассчитан отдельно и независимо, а может приниматься по нормативам от введённой базы.
    • Хозяйственные расходы касаются оплаты эксплуатационных расходов на содержание зданий, уборку, ремонт основных средств. Поскольку ремонт относится к планово-предупредительной категории расходов, технические службы собирают пакет документов с характеристиками ремонтных работ, заранее определяя потребности в объёме средств и материально-производственных ресурсах. Хозяйствующим субъектам главой 25 Налогового кодекса рекомендуется устанавливать нормативы ремонтных расходов по размеру их начальной или восстановительной стоимости. Общий норматив хозяйственных расходов можно устанавливать по тому же принципу.
    • Целевые расходы синхронизируются с расчётов статьи целевых доходов. Поскольку в течение года доходные средства поступают неравномерно, задача составителей сметы, учесть это и выстроить равномерную систему целевого расходования на базе имеющихся данных.
    • Прочие расходы не дублируют статью непредвиденных расходов, которая идёт отдельным резервным фондом. К прочим расходам относятся предвиденные затраты, но те, которые не вошли в предыдущие категории.
    • Непредвиденные расходы могут не выделяться в смете вовсе, но эту статью обычно предусматривают, если в прошлые годы работы НКО были регулярные случаи незапланированных трат. Объём резерва из-за природы непредвиденных расходов установить сложно, поэтому, чаще всего, если он появляется, то «привязывается» к общей сумме расходов в качестве определённого процента или аналитически на основе статистики прежних периодов.

    В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

    Состав и оформление смет бюджетной организации

    В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

    • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
      • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
      • операций сектора госуправления,

      Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

      Образец сметы

      Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.

      В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:

      • Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
      • Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
      • Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.

      Пример №1

      В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.

      Пример №2

      Пример №3

      Специфика сметных расчётов ТСЖ

      Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ –

      • вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
      • обязательные платежи,
      • доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
      • субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
      • финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).

      В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:

      • расчёты с поставщиками коммунальных услуг (обеспечение электроэнергией и водой, её подогрев),
      • обслуживание имущества и содержание придомовых территорий,
      • модернизация и восстановление имущества,
      • потребности офиса,
      • налоги.

      Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и – как следствие – уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.

      Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.

      Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.

      Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам – перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.

      Рейтинг компаний-сметчиков

      НужнаСмета 90
      СметИнжиниринг 89
      Смета.РФ 88
      Смарт Инжинирс 88
      Центр содействия предпринимательству 87

      Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов

      Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов

      Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.

      Бланк необходимо разработать самостоятельно

      Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.

      В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.

      На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.

      • название товарищества/организации;
      • дата утверждения сметы и период, на который она составлена;
      • таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость.
      • итоговые цифры.

      Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов

      Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.

      Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.

      • площадь дома,
      • площадь общего имущества,
      • площадь и количество жилых и нежилых помещений.

      При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.

      Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами

      Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.

      Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.

      В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.

      В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт

      Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.

      Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:

      1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.

      2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.

      3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.

      4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.

      К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

      Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.

      Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.

      Смета должна содержать все направления расходования средств

      Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).

      В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:

      1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.

      2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.

      3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.

      4. Налоговые сборы и страховые взносы.

      5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.

      6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.

      7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.

      Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.

      В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год

      Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ

      Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.

      Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.

      Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:

      1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.

      2. Смета составляется на следующий отчётный период.

      3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.

      В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.

      Смета доходов и расходов некоммерческой организации

      Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

      • Бланк и образец
      • Онлайн просмотр
      • Бесплатная загрузка
      • Безопасно

      Что такое «некоммерческая организация»

      К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

      Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

      Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

      Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

      Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна

      Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

      Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

      Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

      Кто составляет смету

      Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

      В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
      Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

      Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

      Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

      Особенности составления сметы, общие моменты

      Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

      Итак, для начала общая информация.

      1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
      2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
      3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
      4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

      В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

      Образец документа

      В начале документа следует написать:

      • название некоммерческой организации;
      • дату составления сметы;
      • период, на который она рассчитана.

      Затем идет таблица:

      • сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
      • потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
      • далее таким же образом отражаются расходы;
      • в конце подводится итог.

      Смета доходов и расходов некоммерческой организации

      После составления сметы

      В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

      По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

      В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

      Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *