Что такое учреждение с точки зрения права
Перейти к содержимому

Что такое учреждение с точки зрения права

  • автор:

Учреждение

Taxslov.ru Телеграм Вконтакте

— унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Комментарий

Учреждение — это одна из организационно-правовых форм, предусмотренных для некоммерческих организаций. Учреждение создается собственником.

В зависимости от собственника, учреждения бывают:

— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;

— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (см. Право оперативного управления).

Частное учреждение регулируется ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Налогообложение и бухгалтерский учет

На учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Частные учреждения ведут бухгалтерский учет на коммерческом плане счетов (см. План счетов бухгалтерского учета).

Государственные или муниципальные учреждения ведут бухгалтерский учет на так называемом бюджетном плане счетов.

Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности (частные учреждения — 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 41 «Товары» и т.д., бюджетные — на аналогичных счетах бюджетного учета). План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления. С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).

Нормативка

Гражданский кодекс РФ

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Статья 123.23. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Статья 9. Частные учреждения

1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Рубрики:

Советуем прочитать

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (например, фонды, учреждения). 22.05.2023

@TaxSlov.ru • Просто о сложном!

Сайт предназначен для общеобразовательных целей. При применении полученной информации к практическим ситуациям консультируйтесь со специалистами. Редакция и авторы TaxSlov.ru не несут ответственности за последствия применения опубликованных материалов!

Что такое учреждение с точки зрения права

В ходе деятельности учреждения учредитель в процессе своей реорганизации передал право собственности другому лицу без замены учредителя учреждения.
Как (решения и действия) осуществить замену учредителя в частном образовательном учреждении на собственника имущества? Кто должен принять решение о внесении изменений в устав: прежний или новый учредитель?

В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

Согласно п. 1 ст. 123.23 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. В силу п. 2 той же статьи при обозначенных в этой норме условиях собственник имущества частного учреждения субсидиарно отвечает по его обязательствам.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 2 ст. 123.23 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что применительно к учреждению понятия «учредитель» и «собственник имущества» по существу синонимичны. Переход права собственности на имущество частного учреждения к другому лицу влечет за собой утрату прежним собственником имущества правомочий учредителя этого учреждения независимо от внесения изменений в какие-либо документы.

Аналогичный вывод можно встретить в судебной практике. Так, в апелляционном определении СК по административным делам Новосибирского областного суда от 20.02.2018 по делу N 33а-1697/2018 отмечено, что в учреждениях права по управлению и контролю над деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное собственником учреждения за учреждением на праве оперативного управления. Выход лица из состава учреждения или его вход осуществляется посредством изменения собственника имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и, следовательно, в последующем собственник учреждения может не совпадать с лицом, принявшим решение о его создании (учредителем), сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Как следствие, в рассматриваемом случае переход права собственности на имущество учреждения к другому лицу может означать необходимость внесения изменений в документы (сведения), в которых отражено наличие статуса учредителя у лица, право собственности которого на имущество учреждения прекратилось.

Поскольку сведения об учредителе частного образовательного учреждения содержатся в уставе этого юридического лица (п. 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон N 273-ФЗ), при смене собственника имущества учреждения следует внести изменения в устав этой организации в части замены сведений об учредителе.

Изменения в уставе частного учреждения подлежат государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14, ст. 23 Закона N 7-ФЗ).

Для государственной регистрации изменений в уставе частного учреждения необходимо представить соответствующие документы в Минюст России (ст. 13.1, п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, пп. 1 п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (далее — Положение)).

Обратим внимание, что в соответствии с п. 1 приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Минюста России и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@).

Государственная регистрация частных учреждений из компетенции Минюста России не исключена (пп. 30.7 п. 7 Положения).

Следовательно, для государственной регистрации изменений в уставе частного учреждения должны быть представлены (п. 1.3 ст. 9, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ):

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной приказом N ММВ-7-6/25@; заявителем в этом случае является руководитель учреждения;

— решение о внесении изменений в устав учреждения;

— изменения, вносимые в устав учреждения или устав в новой редакции;

— документ об уплате государственной пошлины (ее размер составляет 800 рублей — пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 7-ФЗ изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда. Применительно к частному учреждению (в том числе образовательному) закон не определяет, кто является высшим органом управления этого юридического лица (смотрите также ст. 29 Закона N 7-ФЗ, ст. 26 Закона N 273-ФЗ). На наш взгляд, по смыслу п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ решение о внесении изменений в устав частного учреждения или об утверждении устава в новой редакции принимается учредителем (собственником имущества) учреждения. С учетом изложенного выше можно прийти к выводу о том, что, поскольку собственник имущества учреждения сменился, прежний учредитель утратил свои правомочия и уже не обладает никакими распорядительными функциями в отношении учреждения, как следствие, упомянутое решение должно быть принято новым собственником имущества.

Отметим также следующее. Как указано в п. 5.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@, далее — Требования), листы Г, Д, Е, Ж, З заявления формы N Р13001, помимо случая, предусмотренного пп. 5.7.6 Требований, заполняются в случае, если изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (за исключением акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью), связаны, в частности, с внесением сведений о новом участнике (участниках), прекращением участия в этом юридическом лице.

Однако учреждение является унитарным юридическим лицом, в котором его учредитель не приобретает права участия (членства) (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемой ситуации в заявлении формы N Р13001 листы Г «Сведения об участнике — российском юридическом лице» в отношении прежнего и нового учредителей заполнять не нужно.

Но в связи со сменой собственника имущества учреждения не заполняется и форма N Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» (смотрите п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ), так как согласно п. 7.12 Требований листы В, Г, Д, Е, Ж заявления заполняются только в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Обратим внимание, что с 25.11.2020 вступает в силу приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (далее — Приказ N ЕД-7-14/617@), которым утверждены новые формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению.

Согласно названному приказу для государственной регистрации изменений в уставе юридического лица, а также для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ при смене состава участников (учредителей) должно быть представлено заявление по форме N Р13014 (приложение N 4 к Приказу N ЕД-7-14/617@). В соответствии с п. 93 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 13 к Приказу N ЕД-7-14/617@), листы В, Г, Д, Е, Ж формы заявления заполняются в отношении, в частности, учредителя учреждения.

Таким образом, если в связи с изменениями в уставе, обусловленными реорганизацией учредителя — юридического лица, учреждение представит в уполномоченный орган документы для государственной регистрации таких изменений после 25.11.2020, в их числе необходимо будет представить заявление по форме N Р13014, заполнив в нем, в частности, лист В «Сведения об участнике/учредителе — юридическом лице» в отношении прежнего и нового собственников имущества учреждения.

Подчеркнем, что изложенные выводы являются нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, в которых рассматривались бы подобные ситуации, мы не обнаружили.

Понятие учреждения как некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / THE STATE (MUNICIPAL) INSTITUTIONS / LEGAL ENTITY / NON — PROFIT ORGANIZATION / THE LEGAL POSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробец Б. Н.

Проведен исторический анализ развития дефиниции понятия « юридическое лицо ». Описаны суждения российских ученых юристов о правовой природе юридических лиц. Исследовано правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробец Б. Н.

Субъекты предпринимательства в России и Казахстане по новому законодательству

Проблемы статуса частного образовательного учреждения в свете реформирования законодательства о вещных правах

Новеллы гражданского законодательства о юридических лицах
Проект гражданского кодекса РФ о юридических лицах
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF INSTITUTION AS NON — PROFIT ORGANIZATION

Carried out a historical analysis of the development of the definition of the concept of » legal entity «. Describes the opinions of Russian scientists lawyers of the legal nature of the legal entities. Examined the legal position of state and municipal institutions.

Текст научной работы на тему «Понятие учреждения как некоммерческой организации»

Б.Н. Коробец, канд.юр.наук, доц., зав. каф. юриспруденции, 8 (495) 632-29-97, korobetz@mail.ru (Россия, г. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана)

ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проведен исторический анализ развития дефиниции понятия «юридическое лицо». Описаны суждения российских ученых-юристов о правовой природе юридических лиц. Исследовано правовое положение государственных и муниципальных учреждений.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, юридическое лицо, некоммерческая организация, правовое положение.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее по тексту — ГК РФ) [1] в ст. 48 законодательно закрепил дефиницию понятия «юридическое лицо». Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо становится правоспособным и дееспособным, то есть может осуществлять свои функции и задачи деятельности посредством своих органов и представителей, лишь после совершения акта государственной регистрации о создании юридического лица. Еще Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 06 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» [2] был установлен порядок создания некоммерческих организаций, предусматривающий регистрацию уставов организаций в соответствии с законодательством союзной республики, на территории которой планируется местонахождение обществ и союзов. Ранее Пленум Верховного Суда РСФСР в своем разъяснении от 28 июня 1926 года «О правоспособности государственных учреждений в связи с вопросом об их участии в гражданском обороте в качестве фактических юридических лиц» пояснил о возможности признания отделов исходя из фактического участия в гражданском обороте фактическими юридическими лицами [3]. Для признания образования фактическим юридическим лицом требовалось принятие решения соответствующего органа власти.

На данный момент в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4] моментом создания юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в

государственный реестр юридических лиц. Таким образом, юридические лица образуются с помощью совершения государственного акта, которым и закрепляется объем правосубъектности лица в соответствии с его учредительными документами.

Интересен опыт зарубежных государств, изучив который можно сделать вывод, что далеко не во всех странах придерживаются механизма регистрации при образовании некоммерческих организаций по различным причинам (это длительные сроки, затруднительный порядок и т.п.). В странах common law, прежде всего в Британии, создание юридического лица не представляется необходимым для осуществления деятельности некоммерческих организаций. Например, контрактная и имущественная деятельность британских friendly societies ведется от лица их администраторов, что предполагает их полную гражданскую ответственность. Во всех западноевропейских странах регистрация некоммерческих организаций не может нести функции предварительного (превентивного) контроля их деятельности, которая ограничена, как в случае французского законодательства, самим определением ассоциации и невозможностью противоречия ее действий другим сферам права и конституционному строю [5].

Российские ученые-юристы имеют различные точки зрения на правовую природу юридического лица. В частности, Н.В. Козлова, придерживающаяся фикционной концепции, называет юридическое лицо искусственным субъектом права, приобретающим правосубъектность через волю его законных создателей (учредителей) [6]. Учреждение, по ее мнению, это организация, созданная его учредителем (иногда несколькими) для достижения целей некоммерческого характера, и которая имеет обособленное имущество для достижения поставленных задач. Среди признаков учреждения Н.В. Козлова выделяет: создание учреждения именно по воле учреждения; целевое использование учреждением имущества, переданного его учредителем; отсутствие между учредителем и третьими лицами отношений корпоративного характера; определенная деятельность учреждения и особый порядок прекращения деятельности учреждения [7].

Е.А. Суханов указывал на необходимость применения к юридическому лицу персонификации обособленного имущества, выступающем в товарном обороте самостоятельным участником с определенными правами и обязанностями [8]. Он считал, что «юридическое лицо как субъект гражданского права, по сути, представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персон» (субъекта). Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности

своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами» [9].

С.Н. Брату сь определял юридическое лицо социальным или коллективным образованием, являющимся самостоятельной целостной единицей. Такое юридическое лицо, по мнению С.Н. Братуся, действует от своего имени на основании учредительного документа — устава, а за свои долги несет самостоятельную имущественную ответственность. «Учреждение — это коллективный субъект (юридическое лицо), возникновение, цель и содержание деятельности которого, равно как и его прекращение, определены не волей лиц, обеспечивающих деятельность учреждения, а внешней по отношению к этому коллективу волей учредителя». Цель деятельности учреждения заключается в удовлетворении потребностей общества в различных социальных сферах [10].

Д.М. Генкин строго выступал за признание государственных бюджетных учреждений юридическими лицами [11].

Представляется, что наиболее полное определение юридического лица было дано С.Н. Братусем, который выделил основные признаки организации, нашедшие свое отражение в нормах действующего ГК РФ.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ учреждение является одной из организационно-правовых форм юридического лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждения: автономное, бюджетное, казенное).

Е.А. Суханов так высказался относительно участвующих в гражданских правоотношениях организаций — несобственников: «такая своеобразная организационная форма, как юридическое лицо-несобственник, несвойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики» [12]. Представляется невозможным согласиться с данным мнением, поскольку организационно-правовая форма юридического лица — учреждение призвана обеспечивать общественно-полезные цели, поставленные перед организацией ее учредителем — собственником имущества. Такое правовое положение связано с совершенствованием управленческой деятельности государства в различных сферах деятельности, и представляет собой один из способов развития социально-экономических сфер государства. Данный вывод подтверждается и опытом зарубежных стран континентального права.

Для определения правового положения государственных (муниципальных) учреждений необходимо рассмотреть классификацию юридических лиц по различным критериям с целью исключения смешения различных организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Например, п. 2 ст. 48 ГК РФ законодательно выделяет три группы юридических лиц в зависимости от уровня взаимоотношений юридического лица и его учредителей (участников): 1) учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении юридического лица; 2) учредители (участники) могут иметь вещные права на имущество юридического лица (право собственности и иное вещное право); 3) учредители (участники) не имеют имущественных прав в отношении юридического лица. Обозначая данную классификацию, необходимо отметить, что в конструкцию учреждения входит и право собственности учредителя на имущество, которое сохраняется при его передаче учреждению, и право оперативного управления на имущество, принадлежащее самому учреждению (ст. ст. 120, 296 ГК РФ).

Некоторые ученые предлагали классификацию юридических лиц по делению на лица публичного права и лица частного права в зависимости от способа их создания [13]. Например, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что «учреждения могут быть публичные и частные, в зависимости от назначения имущества. Учреждения вступают в юридические отношения как самостоятельные субъекты для удовлетворения нужд, которые испытываются ими при достижении поставленной для них цели. Термин «учреждение» известен русскому законодательству в смысле юридического лица, хотя он иногда применяется и к соединению лиц»

Для исследования правового положения государственных и муниципальных учреждений представляется важным деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, закрепленное в ст. 50 ГК РФ. Однако Концепция развития гражданского законодательства предлагает закрепление исчерпывающего перечня всех видов юридических лиц (в том числе некоммерческих организаций) с их разделением с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и иные юридические лица некорпоративного характера. К первым будут относиться хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и большинство некоммерческих организаций (союзы и ассоциации, некоммерческие партнерства), а ко вторым — унитарные предприятия, фонды и учреждения

В российской литературе многие цивилисты выделяют из юридических лиц корпорации и другие юридические лица, например, учреждения. Некоторые авторы именуют корпорацией именно союз (объединение) лиц как физических так и юридических, всегда

базирующийся на началах членства, в состав которого входят хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации [16].

Н.С. Суворов под корпорацией понимал юридическое лицо, созданное физическими лицами с единой для всей организации волей всех членов [17].

Н.В. Козлова выделила основные признаки корпорации. По ее мнению, корпорация — это союз физических и юридических лиц, в корпорации между ее участниками складываются корпоративные отношения и имеется ее внутренняя структура [18].

Таким образом, можно прогнозировать легальное закрепление в российском гражданском праве деление юридических лиц на корпорации и другие юридические лица некорпоративного характера в зависимости от их структуры управления, от способа формирования органов управления (например, в учреждении органы назначаются его учредителем), от наличия внутренних корпоративных отношений между их участниками.

В качестве критериев деления организаций на коммерческие и некоммерческие выступают цели деятельности юридического лица и возможность распределения прибыли между участниками. Так, коммерческие организации — это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками. Гражданский кодекс РФ относит к видам коммерческих организаций хозяйственные товарищества и общества: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Обратим внимание на то, что деятельность отдельных видов коммерческих организаций регламентируется специальными законами: такими как Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» [19], Федеральный закон «Об акционерных обществах» [20], Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» [21].

Некоммерческие организации в качестве основной цели деятельности не имеют извлечение прибыли и не распределяют, по общим правилам, полученную прибыль между участниками. В соответствии с параграфом 5 главы 4 ГК РФ с учетом организационно-правовых форм видами некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В тоже время принятый специальный закон «О некоммерческих организациях» [22] расширяет перечень разновидностей некоммерческих организаций и выделяет такие формы некоммерческих организаций как общины

коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственная корпорация, государственная компания, некоммерческие партнерства и автономная некоммерческая организация.

Особенности правового положения отдельных видов некоммерческих организаций также определяются специальными законами: Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [23], Федеральный закон «Об общественных объединениях» [24]. Особыми разновидностями некоммерческих организаций являются товарищества собственников жилья, регламентация деятельности которых предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации [25], товарные и фондовые биржи в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»[26], Федеральным законом «О товарных биржах и биржевой торговле [27].

В настоящее время в цивилистической литературе идет дискуссия относительно существования необоснованно расширенного перечня форм некоммерческих организаций, поскольку правовая природа некоторых из них практически идентична [28]. Например, правовой статус фонда соответствует статусу автономной некоммерческой организации, практически не отличаются об общественных организаций общества взаимного страхования, адвокатские бюро и палаты. Правовое положение бюджетного учреждения практически идентично правовому положению автономных учреждений. Существование такой правовой ситуации, по-видимому, связано с наличием еще одной классификации юридических лиц в организационно-правовой форме некоммерческих организаций по направленности их основной деятельности. «Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды (формы) нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности» [29]. В связи с чем видится необходимость в рассмотрении соотношения предусмотренных законодательством видов некоммерческих организаций в зависимости от их особенностей и отличительных признаков, что, в свою очередь, позволить избежать существование в праве и на практике идентичных по правовому статусу форм юридических лиц и установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» // СЗ СССР 1930. № 7. Ст. 76.

3 . Разъяснение Пленума Верховного Суда РСФСР от 28 июня 1926 года «О правоспособности государственных учреждений в связи с вопросом об их участии в гражданском обороте в качестве фактических юридических лиц» // Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. М., 1931. С. 52-55.

4 . Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях» // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

5 . Аналитический доклад: Структура, правовой контекст и функционирование некоммерческих организаций в современной Франции.

— «Русский Журнал», М., 2005.

6. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. — М., 2005.

7 . Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учебное пособие. — М., 2003. — С. 215-217.

8. Гражданское право: Учебник: В 4-х т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 230-232.

9. Суханов Е.А. Гражданское право: в 2х томах. Том I: Учебник — 2е издание, переработанное и дополненное — М.: Издательство «Бек», 1998 г. С. 93.

10. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950. С. 91, 9798.

11. Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. — 1939. — № 1. — С. 99.

12. Суханов Е.А. Гражданское право: в 2х томах. Том I: Учебник — 2е издание, переработанное и дополненное — М.: Издательство «Бек», 1998 г. С. 93.

13. Гражданское право. В 2 томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. — С. 180; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // В.Е. Чиркин. — М.: Норма, 2007. — С. 122-126.

14 . Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1914 г.). — М., 1998. С. 92.

1 5 . Концепция развития законодательства о юридических лицах. Подраздел 2. Общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.).

16 . Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. В 4 томах. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. редактор Е.А. Суханов. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — М., 2005. — С. 226.; Рожкова М.А. Средства и способы

защиты сторон коммерческого спора. — М., 2066. — С.337.; Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. — М., 1947. — С. 47-60.

1 7. Суворов С.Н. Об юридических лицах по римскому праву. — М., 2000. — С. 156, 169.; Степанов П.В. Корпорации в российском гражданском праве // Законодательство. — 1999. — № 4. — С. 11-15.

18 . Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учебное пособие. — М., 2003. — С. 213.

1 9. Федеральный закон от 2 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 785.

2 0 . Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. № 24., 29.12.1995.

21 . Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. Ст. 4746.

22 . Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

2 3. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. № 45. Ст. 4626.

24. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

2 5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года№ 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

2 6. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. № 17.22.04.1996. Ст. 1918.

27 . Федеральный закон от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле // Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. Ст.961.

28. Гражданское право. В 2 томах. Том 1: Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова. — С. 272; Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. — М.: Статут, 2000. — С. 41.

2 9. Концепция развития законодательства о юридических лицах. Подраздел 2. Общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию (одобрена решением Совета при Президенте РФ по

кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.).

CONCEPT OF INSTITUTION AS NON-PROFIT ORGANIZATION

Carried out a historical analysis of the development of the definition of the concept of «legal entity». Describes the opinions of Russian scientists-lawyers of the legal nature of the legal entities. Examined the legal position of state and municipal institutions.

Key words: the state (municipal) institutions, legal entity, non-profit organization, the legal position/

Правовое регулирование гражданско-правовых отношений в сфере образования

Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации

ТЕМА 7. Имущественные и личные неимущественные права образовательной организации

Вещные права государственных и муниципальных образовательных организаций на закрепленное за ними имущество.

Имущественные права на движимое и недвижимое имущество образовательных организаций.

Права бюджетных учреждений и автономных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, на особо ценное движимое имущество.

Права образовательной организации как учредителя хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.

Личные неимущественные права образовательной организации (право на лицензирование, деловую репутацию, авторские и патентные права).

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 123.21) государственные, автономные и муниципальные учреждения в сфере образования относятся к унитарным некоммерческим организациям (или унитарным юридическим лицам).

Государственное, муниципальное учреждение создает какое-либо одно публично-правовое образование – Российская Федерация или субъект Российской Федерации, или муниципальное образование. Учредитель является собственником имущества учреждения, которое принадлежит ему на праве оперативного управления (один из видов вещного права) и закрепляется на балансе образовательной организации. Государственная или муниципальная образовательная организация может быть бюджетной или автономной. Право на имущество, необходимое для ведения образовательной деятельности и всего образовательного процесса в целом, возникает у государственных и муниципальных организаций с момента его фактической передачи.

Закрепление и оформление принадлежности имущества субъектам гражданских прав есть вещное право. Наиболее широкое по объему правомочий вещное право – право собственности, которым обладает собственник имущества образовательной организации. Сама же образовательная организация обладает ограниченным вещным правом (в меньшем объеме по сравнению с правом собственности) – правом оперативного управления.

Чтобы понять, как приобретает и осуществляет та или иная образовательная организация свои вещные права, необходимо раскрыть содержание права собственности, так как ограниченные вещные права производны от права собственности как основного вещного права.

Понятие права собственности отсутствует в гражданском законодательстве, поэтому его содержание традиционно разъясняется на основании правовой доктрины (точки зрения ученых-юристов), которая заключается в триаде правомочий – правомочие владения, правомочие пользования, правомочие распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе возможность фактического обладания имуществом. Под правомочием пользования понимается основанная на законе возможность извлечения польза от обладания имуществом. Под правомочием распоряжения понимают возможность определения юридической судьбы имущества, то есть совершения с ним различных сделок.

Следовательно, исходя из юридической природы вещных прав, собственник имущества образовательной организации (Российская Федерация, или субъект Российской Федерации, или муниципальное образование) владеет, пользуется и распоряжается им и не утрачивает право собственности на имущество, передаваемое государственному или муниципальному бюджетному образовательному учреждению.

Образовательной организации имущество принадлежит на правах оперативного управления, то есть она осуществляет свои правомочия, ограниченные учредителем, на движимое и недвижимое имущество по строго целевому назначению на основании государственного или муниципального задания.

Правомочие владения предусматривает фактическое обладание движимым и недвижимым имуществом, находящимся у образовательной организации на балансе (офисное оборудование, лабораторное оборудование, спортивный инвентарь, нахождение обучающихся при проведении занятий в здании и др.).

Правомочие пользования выражается в использовании имущества образовательной организацией по назначению согласно уставным целям: проведение занятий в помещениях зданий; организация питания обучающихся, профессорско-преподавательского состава и других работников; оборудование медицинского кабинета и оказание медицинской помощи; осуществление хозяйственной деятельности и др.

Необходимо отметить, что правомочием распоряжения имуществом государственная или муниципальная бюджетная образовательная организация не обладает, так как она лишена возможности отчуждать любое имущество, закрепленное собственником у нее на балансе, или совершать с имуществом другие гражданско-правовые сделки.

Имущество государственных и муниципальных бюджетных учреждений (как образовательных организаций) состоит из недвижимого имущества, движимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Все имущество бюджетного учреждения можно классифицировать:

  • 1) на имущество, принадлежащее собственнику и переданное на правах оперативного управления;
  • 2) имущество, приобретаемое за счет выделенных из бюджета собственником денежных средств (также принадлежит учредителю);
  • 3) иное имущество, которое может быть приобретено за счет собственных доходов от осуществления уставной деятельности или за счет пожертвований, находится в собственности образовательной организации.

Государственные, муниципальные образовательные бюджетные учреждения могут также получить имущество за счет пожертвований. При образовательных организациях создаются юридические лица в виде фондов, которые учреждаются как некоммерческие организации для: обеспечения деятельности образовательной организации; улучшения материально-технической базы; организации и улучшения труда педагогических работников. Например, такие фонды в настоящее время создают родители для улучшения ведения образовательной деятельности общеобразовательной организации или могут создать сами обу­чающиеся образовательной организации высшего образования, его работники и т.п. Эти фонды действуют в интересах образовательных организаций, их действия направлены на достижение ее целей.

Государственная или муниципальная образовательная организация согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ может осуществлять правомочия владения и пользования недвижимым имуществом, принадлежащим собственнику, к которому относятся: земельные участки, здания, сооружения (общежития, клинические базы и др.), объекты незавершенного строительства, то есть то, что прочно связано с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Это недвижимое имущество не подлежит приватизации, то есть передаче в собственность образовательной организации, так как оно принадлежит ей на правах оперативного управления и носит ограниченный характер. Также, согласно этой статье ГК РФ, образовательной организации может принадлежать такое недвижимое имущество, как: морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда; законодательство относит их тоже к недвижимому имуществу ввиду государственной регистрации прав на него. Следовательно, все перечисленное имущество принадлежит собственнику (учредителю) – какому-либо публично-правовому образованию.

Необходимо отметить, что все остальное имущество относится к движимому имуществу (лабораторное и офисное оборудование, автомототранспортные средства, мебель, компьютеры, инструменты и др.). В основном приобретается за счет денежных средств учредителя. Вышеперечисленным имуществом государственные и муниципальные бюджетные учреждения для осуществления образовательной деятельности без согласия собственника (государственного или муниципального образования) распоряжаться не вправе; а также тем, которое относится к особо ценному движимому имуществу и находится на балансе бюджетного учреждения, без него осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено или невозможно.

Впервые понятие особо ценного движимого имущества было закреплено в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г., и указана только возможность существования особо ценного движимого имущества, не разъясняя критерии его оценки, что впоследствии было уточнено в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

В частности, к такому имуществу образовательной организации как бюджетного учреждения можно отнести:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных бюджетных учреждений – от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации – от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных бюджетных учреждений – от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Перечень особо ценного движимого имущества устанавливают в соответствии с законодательством государственные органы субъектов Российской Федерации или органы местного само­управления, осуществляющие полномочия собственника (учредителя) бюджетного учреждения, учитывая вид деятельности и цель создания образовательной организации.

Например, муниципалитет внутригородского муниципального образования Гагаринское в г. Москве от 22 июня 2011 г. № 063 определил перечень особо ценного движимого имущества всех бюджетных учреждений (в том числе и образовательных организаций), которое используется в соответствии с основными видами деятельности. К этому имуществу было отнесено:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб.;
  • движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • иное имущество, без которого осуществление основного вида деятельности (образовательного) будет существенно затруднено или невозможно.

Также, например, согласно Постановлению Государственного комитета по культуре и туризму Рязанской области от 30 мая 2011 г. № 12 утвержден перечень особо ценного движимого имущества областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры», в который было включено: легковой автомобиль; автобусы; компьютеры; музыкальные инструменты – кабинетный рояль, пианино, гитара, электрогитара, баяны, балалайка. То есть имущество, без которого осуществление основного вида деятельности этого музыкального колледжа будет существенно затруднено.

Бюджетные образовательные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 30 августа 2010 г. № 423 утвержден порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основному виду деятельности государственных бюджетных учреждений , оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания. Размер платы устанавливается на основании:

  • 1) установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации цен на платные образовательные услуги;
  • 2) размера расчетных затрат на оказание образовательной организацией платных услуг по основному виду деятельности и размера затрат на содержание имущества бюджетного учреждения;
  • 3) анализа существующих рыночных предложений на аналогичные (образовательные) услуги и уровня цен на них.

Для физических и юридических лиц определена плата за образовательные услуги, относящиеся к основным видам дея­тельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в его пределах согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 20 декабря 2010 г. № 1898. В соответствии с этим подзаконным актом:

  1. Бюджетные учреждения самостоятельно утверждают размер платных образовательных услуг.
  2. Образовательные бюджетные учреждения обязаны своевременно предоставить необходимую информацию о предоставлении платных услуг, размере и порядке оплаты при их оказании.
  3. Размер платы устанавливается с учетом затрат, необходимых для их предоставления, конъюнктуры отношений в сфере образования, качества предоставляемых платных образовательных услуг.
  4. Размер платы при предоставлении платных образовательных услуг не может быть меньше таких же услуг, выполняемых на основании государственного задания. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения также вправе осуществлять иные виды деятельности, направленные на извлечение дохода, которые должны соответствовать основному виду – образовательной деятельности и должны быть подробно разъяснены в уставе. Например, в зависимости от типа образовательных организаций могут оказываться следующие услуги: по копированию и тиражированию докумен­тов, книг и др.; по продаже учебной литературы, различных изданий, канцелярских принадлежностей, холстов и кистей (для художественно-графических отделений); по организации дополнительного питания обучающихся; по присмотру и уходу за детьми (комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня) и др. Необходимо отметить, что ответственность по обязательствам бюджетного учреждения собственник имущества не несет: бюджетная образовательная организация отвечает по обязательствам всем имуществом, закрепленным за ней собственником, а также и тем, которое она приобрела за счет собственных доходов. В настоящее время в Российской Федерации в сфере образования получает распространение такая организационно-правовая форма (вид юридического лица) как автономное учреждение – после принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Многие общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования приобретают такой статус для осуществления своего основного вида деятельности. Например, все федеральные университеты в России имеют статус автономных учреждений, многие общеобразовательные организации вносят изменения в свои уставы и приобретают статус автономных учреждений и т.д. Как уже ранее указывалось, автономное учреждение создает только одно публично-правовое образование для оказания услуг в различных социальных сферах, в том числе и в сфере образования. Его имущество состоит из движимого, особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, принадлежащего автономному учреждению на правах оперативного управления. Образовательное автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которое передал ему на баланс собственник или которое приобретено за счет средств собственника. Это имущество подлежит обособленному учету. Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу такие же, как и для государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Остальным имуществом – движимым и недвижимым – автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Необходимо сказать, что земельные участки, необходимые автономному учреждению как образовательной организации для выполнения своих уставных задач, не принадлежат ему на праве собственности, а передаются на правах постоянного (бессрочного) пользования (вид ограниченного вещного права). Если в состав особо ценного движимого имущества входят объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России, культурные ценности, то использование этого имущества ограничено федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Доходы образовательного автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, они используются для достижения его уставных целей: приобретения любого имущества, увеличения оплаты труда педагогическим и другим работникам, выплаты стипендий обучающимся и др. Собственник (учредитель) имущества образовательного автономного учреждения не имеет право на доходы этой организации от осуществления образовательной деятельности. Автономное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, может оказывать платные услуги, кроме установленных государственным или муниципальным заданием, и самостоятельно устанавливать размер оплаты. Учредитель (публично-правовое образование) не вправе регулировать цены на такие образовательные услуги. При этом образовательное автономное учреждение само распоряжается полученными доходами от предоставления платных образовательных услуг. Собственник имущества образовательного автономного учреждения не отвечает по его обязательствам, а оно не несет ответственность по обязательствам собственника имущества (пуб­лично-правового образования). В случае ликвидации такой образовательного автономного учреждения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителю. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения, а также автономные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, могут создавать юридические лица для достижения своих уставных целей. Однако, бюджетные учреждения вправе создавать только другие организации и наделять их имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) с согласия собственника. Образовательные автономные учреждения могут создавать коммерческие и некоммерческие организации любой организационно-правовой формы. Имущество автономного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, может быть вкладом в капитал другого юридического лица с согласия учредителя (собственника имущества), за исключением: памятников истории и культуры; культурных ценностей; документов, относящихся к Музейному фонду РФ, Архивному фонду РФ, Национальному библиотечному фонду. Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 103) закрепил право государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования без согласия собственника имущества, уведомляя органы исполнительной власти, быть учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств (то есть коммерческих корпоративных организаций). Деятельность хозяйственных обществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью) и хозяйственных партнерств заключается в практическом внедрении (применении) результатов интеллектуальной деятельности: программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий инте­гральных микросхем, ноу-хау (секретов производства) и др. Указанные объекты интеллектуальных прав вносятся в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ, подлежат оценке независимым оценщиком, если их стоимость превышает 500 тыс. руб. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе распоряжаться такими долями (в виде интеллектуальных прав) только с согласия соответствующих собственников. Руководители (ректор, директор, президент) осуществляют права участников создаваемых хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств (корпораций) от имени этих образовательных организаций. Доходы, получаемые от распоряжения вкладами, в капиталах таких корпораций принадлежат учредителям – образовательным бюджетным учреждениям или автономным учреж­дениям. В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» образовательные бюджетные учреждения, созданные государственными академиями наук, вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ (корпораций), учредителями которых являются эти бюджетные учреждения. Однако распоряжаться такой частью уставного капитала корпораций образовательные организации вправе с предварительного согласия их собственника. При этом права участников хозяйственных обществ от имени государственных образовательных бюджетных учреждений осуществляют их руководители (ректор, президент, директор). Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ (корпораций), часть прибыли, полученной от их предпринимательской деятельности, поступают на счет образовательной бюджетной организации и учитываются на отдельном балансе. Указанные доходы (прибыль) используются на выплату вознаграждения авторам (патентообладателям) и для осуществления образовательной деятельности этих бюджетных учреждений. Все государственные и муниципальные образовательные организации (бюджетные и автономные учреждения), кроме прав на имущество, обладают и личными неимущественными правами, а именно: правом на наименование, место нахождения, на деловую репутацию, лицензирование; авторскими и патентными правами. Наименование образовательной организации служит необходимым средством индивидуализации, что позволяет отличить одно учреждение в сфере образования от другого. Как указывалось ранее, в наименовании образовательной организации указывают ее тип, организационно-правовую форму, ее собственника. Место нахождения имеет большое значение для решения материальных и процессуальных вопросов. Местом нахождения образовательной организации признается место ее регистрации. Поскольку образовательная организация может быть истцом и ответчиком в суде, то ее местонахождение определяет подсудность (например, споры разрешаются по месту нахождения ответчика). Наименование и место нахождения образовательной организации должно быть обязательно указано в ее уставе. Образовательная организация может обладать авторскими и (или) патентными правами. Авторские права включают имущественные права и личные неимущественные права (право доступа) на результаты интеллектуальной деятельности (научные произведения, произведения литературы, искусства). Если наименование образовательной организации будет указано на экземпляре произведения, то она считается его автором. Патентное право может возникать у образовательной организации на изобретение, полезную модель или промышленный образец, ноу-хау, фирменное наименование (созданного хозяйственного общества). Гражданский кодекс РФ устанавливает форму документа правовой охраны патентного права – патент, выдаваемый государственным органом (Роспатентом) и удостоверяющий право на результат интеллектуальный деятельности. Например, в связи с развитием инновационной деятельности в России многие образовательные организации создают новые виды продукции, технологии (в лабораториях, отделениях, центрах), тем самым приобретая патентные права. Образовательная организация обладает таким нематериальным благом как деловая репутация. Ранее в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. было разъяснено, что если в отношении юридического лица распространялись сведения, порочащие его деловую репутацию, то любая организация вправе ее защищать. Под распространением понимается опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевизионным программам, упоминание в публичных выступлениях, заявлениях и сообщения в иной форме. Если возникают такие юридические факты, то образовательная организация вправе защищать свое нарушенное право, обращаясь с иском (заявлением) в суд. При этом доказывать правдивость порочащих сведений должен тот, кто их распространил. Порядок их опровержения устанавливается судом, помимо этого образовательная организация может потребовать компенсацию морального вреда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *