Что является причинами возникновения синдрома профессионального выгорания
Перейти к содержимому

Что является причинами возникновения синдрома профессионального выгорания

  • автор:

Синдром профессионального выгорания

Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким

Чем сильнее у медицинского работника выражен синдром эмоционального выгорания, тем выше вероятность допустить серьезную медицинскую ошибку, несмотря на все принятые меры безопасности.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи-онкологи и средний медицинский персонал отделений онкологии – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з\п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Попробуйте отнестись сознательно к ситуации «границы»: ведь вы в это время переходите незримый рубеж между вашей частной жизнью и жизнью профессиональной. Постарайтесь осознать этот момент по пути на службу и заново вернитесь к этой мысли, возвращаясь домой. Скажите себе, что работа – это не вся ваша жизнь, и там вы выполняете определенные обязанности и решаете важные задачи, но уходя с работы, вы не должны нести с собой в душе весь груз тех же проблем.

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

  • фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
  • возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
  • запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);
  • прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
  • глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8–800–100–0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Цитируется по: Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»

Copyright © 2008 | | E-mail: | Конфиденциальность

При копировании материалов
ссылка на сайт обязательна.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Рахимов Марат Ильшатович, Шамгуллин Альфред Зирякович

В статье исследуются психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено авторским подходам к классификации причины эмоционального выгорания. Анализ мнений о природе профессионального выгорания показывает, что развитие дезадаптационного феномена в труде берет свое начало с разочарования, которое возникает из-за переживаний несоответствия вложенных усилий и полученного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Рахимов Марат Ильшатович, Шамгуллин Альфред Зирякович

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ

Экспериментальное исследование синдрома психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Исследование ценностно-смысловых ориентаций учителей к профессиональной деятельности с учетом педагогического стажа работы

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REASONS FOR DEVELOPMENT OF EMOTIONAL BURNOUT IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article examines the psychological reasons for the development of emotional burnout in professional activity. Special attention is paid to the author’s approaches to the classification of the causes of burnout. An analysis of opinions on the nature of professional burnout shows that the development of a maladaptive phenomenon in work originates from disappointment, which arises from the experience of a discrepancy between the invested efforts and the result obtained.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6) Подбор. В игре обучающимся необходимо на скорость подобрать верные термины к определениям. Так как игра остаточно динамична и не занимает много времени, учитель может передать управление мышью нескольким ученикам по очереди.

7) Гравитация. В игре обучающимся нужно дать правильные ответы на скорость, чтобы спасти планету от ударов астероидов. Так как игра требует значительного времени, целесообразно оставить её для самостоятельной работы обучающихся.

8) Live. Для проведения игры требуется участие преподавателя. Игра прекрасно подходит для отработки лексических единиц на онлайн-уроке. Учителю необходимо выбрать одиночный или групповой режим игры. Затем нужно определить, какие сочетания вопросов и ответов будут показаны обучающимся. Далее на экране появятся различные опции для подключения игроков. Это возможно при помощи наведения смартфона на QR код, введения уникального кода игры в приложении или при переходе по ссылке, которую высылает преподаватель (к примеру, в чат ZOOM). С нашей точки зрения, последний способ является наиболее удобным. Далее у учеников на экране появляется викторина, где необходимо выбрать верный вариант ответа из четырех предложенных. На экране учителя отображается ход игры, а также результаты. При условии, что все обучающиеся используют смартфоны, учитель может вывести экран через демонстрацию экрана, чтобы усилить соревновательный эффект. Если же обучающиеся играют на персональном компьютере и не видят демонстрацию экрана, то целесообразно показать лишь результаты игры.

Выводы. Итак, все вышеперечисленные приложения могут быть легко применены на дистанционном или очном уроке с целью закрепления лексических единиц.

Преимущества подобных обучающих приложений многочисленны. Назовем лишь некоторые из них:

1. Приложения могут служить веселой разминкой, являясь довольно простыми в использовании. Достаточно всего раз показать обучающимся принцип работы приложения, чтобы в дальнейшем успешно применять его на уроках.

2. Смартфон становится помощником учителя, а не надоедливым устройством, отвлекающим обучающихся от работы на уроке. Использование обучающих приложений может расширить представление детей о возможностях девайса.

3. Приложения обеспечивают быструю и увлекательную проверку знаний, которая не вызывает у обучающегося стресс и отторжение.

4. Максимальное вовлечение обучающихся как количественно, так и качественно.

5. Индивидуальный подход при выборе упражнений, применяемых настроек, этапа урока, на котором они будут использованы. Возможность дополнительной, более глубокой отработки лексического материала.

Таким образом, приложения являются средством инструментом для создания благоприятных условий при работе над лексическими навыками.

1. Ариян, М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / М.А. Ариян, А.Н. Шамов — М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. — 224 с.

2. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11-15.

3. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. — 2017. — №2.

4. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).

5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие для вузов. — М.: Либроком, 2013. — 264 с.

6. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н., Набиев Р.Д. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе / Е.А. Челнокова // Вестник Мининского университета. — 2017. — №3 (20).

кандидат биологических наук, доцент Мисбахов Алмаз Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Рахимов Марат Ильшатович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Шамгуллин Альфред Зирякович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуются психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено авторским подходам к классификации причины эмоционального выгорания. Анализ мнений о природе профессионального выгорания показывает, что развитие дезадаптационного феномена в труде берет свое начало с разочарования, которое возникает из-за переживаний несоответствия вложенных усилий и полученного результата.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, психологические факторы.

Annotation. The article examines the psychological reasons for the development of emotional burnout in professional activity. Special attention is paid to the author’s approaches to the classification of the causes of burnout. An analysis of opinions on the nature of professional burnout shows that the development of a maladaptive

phenomenon in work originates from disappointment, which arises from the experience of a discrepancy between the invested efforts and the result obtained.

Keywords: burnout syndrome, professional burnout, psychological factors.

Введение. В последние годы специалисты в области психологии все чаще говорят о профессиональном стрессе, и как следствие, возникновении синдрома профессионального выгорания работников. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека. Выявление факторов (причин, существующих обстоятельств) профессионального выгорания и выделение из них ведущих остается предметом научных обсуждений [1, 6, 8, 15].

Изложение основного материала статьи. Результатом обнаружения оснований профессионального выгорания стала их дифференциация [1, 12, 13]. Классификация причин профессионального выгорания позволяет выделить ряд его групп. Это индивидуальные или субъективные факторы, представляющие собой социально-демографические, личностные особенности человека, труда. Другая группа — это организационные или объективные или содержание труда, условия труда. Каждый из выше перечисленных факторов наполнен своим содержанием. Так, условия труда, представляют собой: несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его ресурсами; несоответствие между стремлением работника иметь большую степень самостоятельности в своей работе и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности, контроль над ней; отсутствие вознаграждения, которое переживается работником как непризнание его труда; потеря чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде, не решаемые конфликты между работниками; отсутствие представления о справедливости на работе и потеря самоценности работника; несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы; отсутствие четкого распределения обязанностей, «размытые» должностные инструкции; отсутствие соответствующего характер руководства; нечеткие критерии оценки деятельности; неопределенность или недостаток ответственности в процессе профессиональной активности [29].

К факторам содержания труда А.Б. Леонова причисляет: недостаточное использование навыков и способностей; мелкую раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции) [11].

К социально-демографическим факторам, как составляющим индивидуальные причины профессионального выгорания, относят: пол, возраст, социальное положение, наличие детей, этническую принадлежность, национальность, географию проживания. К личностным факторам причисляют темперамент, характер, психические состояния. Последние представляют собой подавленность, уныние, фрустрацию, низкую стрессоусойчивость, агрессивность, соперничество, несдержанность, «авторитаризм», «низкий уровень эмпатии», склонность к интроверсии [26, 30]. Однако следует отметить, что не только отрицательные состояния и свойство личности влияют на созревание дезадаптационного синдрома в труде.

К ролевым (статусно-ролевым) факторам, пробуждающим профессиональное выгорание, Н.В. Самоукина относит: отсутствие совместной деятельности специалистов; несогласованность совместных действий, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий; усиление нездоровой конкуренции, вызывающей дезинтеграцию в совместной деятельности; ролевая неопределенность; ролевая конфликтность; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом; низкий со циальный статус; не гативные полоролевые установки, ущемляющие свободу личности [10].

Происхождение профессионального выгорания носит индивидуальный характер и зависит от эмоциональной, установочной (мотивационной) сфер человека и условий труда, в которых протекает профессиональная деятельность, так полагает К. Маслач. Последнее представляет собой организацию рабочего места, перегрузки, однообразие работы, микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность), интерьер, дизайн помещения, организацию индивидуального рабочего места, график работы, безопасность труда. К факторам возникновения синдрома эмоционального выгорания относит: личностный -разная личностная предрасположенность: интроверты, занимающиеся деятельностью, связанной с большими коммуникациями, более предрасположены к кризису. Экстраверты в этих же условиях более устойчивы; ролевой — необходимость соблюдения установленных или придуманных самим социальных ролей в ситуации взаимодействия; организационный — нерациональная организация рабочего времени и места, негативные, напряженные отношения с руководством и коллегами (неблагоприятный морально-психологический климат) [4, 17, 25].

Анализ факторов, влияющих на появление и развитие «выгорания», показывает, что сегодня выделяют субъективные или индивидуально психологические, личностные, социально-демографические и объективные как социально-психологические, профессиональные, организационные факторы. Традиционно в психологии труда организацию успешности труда, повышение ее производительности рассматривают в ракурсе содержания труда, условий труда, предмета труда, результатов труда, но спецификой психологического подхода в определении эффективности профессиональной деятельности остается перенесение акцента на саму личность работника. В связи с чем анализ личностных особенностей работника остается достаточно перспективным направлением в практической психологии [3, 22, 24, 28].

Имеющиеся исследования профессионального выгорания показывают особенности его развития. Понимание психологической природы профессионального выгорания позволяет результативно работать в континууме его профилактики и смягчения. В данном случае смягчение следует понимать, как поиск иных смыслов работника в труде, выступающих консолидирующей силой в формировании устойчивости к нему. Профессиональное выгорание — это психическое явление, которое, прежде всего, относится к профессиональной деятельности. Существуют разные точки зрения на источники его появления. К. Маслач считает, что «выгорание» — это своего рода «расплата за сочувствие», возникающее вследствие неблагоприятных условий труда. Нарушение профессиональной идентификации у работников ученый видит в эмоционально неблагоприятных переживаниях следующего характера: индивидуальный предел, «потолок» возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»; нехватка внутреннего психологического опыта, включающего устойчивость чувств, установку, мотивы, ожидания; развитие негативного индивидуального опыта, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорты, дисфункции или их негативные последствия [9, 16].

H.В. Гришина считает, что «выгорание», прежде всего, является следствием «нереализованных ожиданий». Автор развивает идею того, что дезадаптация в труде наступает тогда, когда работники недовольны собой, у них появляется чувство личной неуспешности, приходит безразличие, апатия, утрачивается ощущение ценности своей деятельности. Возникающее отчуждение, влияет на изменение жизненных ценностей. Постепенно неоправданные ожидания вызывают чувство несправедливости и порождают негативное отношение к окружающему миру. Усиливается чувство вины, жизнь перестает радовать, наступают ее «сумерки» [2, 14].

В.А. Бодров рассматривает «выгорание» как стадиальный процесс, включающий в себя следующие друг за другом периоды. Как не парадоксально «выгорание» начинается с чрезмерного участия и активности работника на начальном этапе профессиональной деятельности, затем наступает снижение уровня собственного участия, появляются деструктивные эмоциональные реакции вызывающие деструктивное поведения, далее следуют психосоматические реакции и снижение иммунитета, разочарование и отрицательная жизненная установка. Ученый полагает, что сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте, выражающейся в потере жизненных идеалов, переживании бессмысленной жизни, подавляющей беспомощности [7]. Л.А. Китаев — Смык солидарен с предыдущими авторами и считает, что начало развития синдрома выгорания происходит из-за появления переживаний безразличия к жизни, вызванного разочарованием [5, 19].

В своих исследованиях Н.Е. Водопьянова уточняет экзистенциальные причины профессионального выгорания, представляя их как: нереализованные жизненные и профессиональные ожидания; неудовлетворенность самоактуализацией; неудовлетворенность достигнутыми результатами; разочарование в других людях или в избранном деле; обесценивание и потеря смысла сво их усилий; переживание одиночества; ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни [18].

Д. Дирексон, В. Шауфели, X. Сиксм считают, что специфической особенностью профессионального выго рания стало активизирующееся чувство несправедливости, социальной незащищенности, большой зависимости от окружающих и от руководителей. Представители динамического подхода имеют свое представление о развитии профессионального выгорания [20, 27]. Так, Дж. Гринберг рассматривает «выгорание» как усугубляющийся процесс, берущий свое начало с переживания энтузиазма и удовольствия от работы. По мере воздействия рабочих стрессов профессиональная деятельность приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. Появляется ощущение хронической усталости, раздражительности, обостренной злобы, чувство подавленности, «загнанности в угол» [31].

Результатом негативных изменений в структуре личности работника могут быть профессиональные деформации и деструкции. По определению С.П. Безносова профессиональная деструкция представляет собой разрушение, изменение или деформацию сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. У представителей социальных профессий деформации могут проявляться на разных уровнях: общепрофессиональные деформации, т.е. типичные для большинства работников, специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации; профессионально-типологические деформации образуются в результате наложения индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности; индивидуализированные деформации обусловлены особенностями работников в процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, приводящие к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций [1, 23].

По определению В.Е. Орла «выгорание» воздействует на разные сферы человека: мотивационную, когнитивную, стилевые особенности. Воздействие «выгорания» на мотивационную сферу приводит к нарушению сбалансированности структуры мотивации и гармонических отношений между ее компонентами. Проблема субфакторного развития «выгорания» на сегодняшний день остается открытой. Существует научное мнение о том, что профессиональное выгорание начинается с эмоционального истощения, которое приводит к ухудшению отношений с субъектами делового общения, а затем к утрате интереса в труде. В большинстве случаев зарубежные ученые полагают, что деперсонализация и редукция личных достижений представляют собой функцию эмоционального истощения. В.Е. Орел на основе проведенного теоретического анализа высказал мнение о том, что для «выгорания» характерна гетерохронность или разновременность организации формирования компонентов «выгорания» и неравномерность его развития, таким образом, субфакторы профессионального выгорания имеют временную выраженность процессов. Уровень истощения с течением времени остается достаточно стабильным, что подтверждает ко нцепцию о его хроническом, нежели остром, характере [21].

Выводы. Анализ мнений о природе профессионального выгорания показывает, что развитие дезадаптационного феномена в труде берет свое начало с разочарования, которое охватывает работника в профессиональной деятельности. Оно возникает из-за переживаний несоответствия вложенных усилий и полученного результата. Появляются волнения негативного характера по отношению к себе, к результатам своего труда, окружающим людям. Проблема устойчивости к трудностям профессии продолжает оставаться не разрешенной в практической психологии. Ее разработка значительно повышает эффективность действий против «выгорания».

I. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.:ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-3. -С. 133-136.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Педагогические науки. — 2015. — С. 2

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 8. — С. 76.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике — Чебоксары, 2014.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-3. — С. 140-144.

7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2019.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2014. -№ 3. — С. 73-78.

10. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — № 5. — С. 16.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5. — С. 253.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

— 2017. — № 56-6. — С. 31-39.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2019.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2019.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 5. — С. 11.

16. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. 54.

17. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2014. — № 4. — С. 82-87.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 2. — С. 133.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. — № 63-4. — С. 277-281.

20. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2. — С. 320.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6. — С. 286.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2016. — № 2. — С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2014. — № 3. — С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. — 2017.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. — Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. — Москва, 2014.

28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. — Чебоксары, 2014.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2014. — № 4. — С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. — С. 392-394.

31. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. — 2014. — № 1(15). -С. 76-80.

кандидат психологических наук, доцент Мозговая Наталья Николаевна

Академия психологии и педагогики Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону); психолог Манвелян Нвард Галустовна

Психологическая служба Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону) магистрант Костенко Светлана Александровна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ФУНКЦИЯ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ

Аннотация. В статье представлено исследование особенности взаимосвязи функции границы личностного пространства и жизнестойкости в юношеском возрасте с разным локусом-контроля. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в разработке психологических мероприятий от тренинга до бесед, направленных на поддержание жизнестойкости личности студента, защиту границы личностного пространства, активизации разных сфер деятельности студентов в образовательном пространстве.

Ключевые слова: психологическая граница личности, жизнестойкость, личность студента, локус-контроля.

Annotation. Research of the feature of the interrelation between personal boundary function and resiliency in adolescence with different types of locus of control is presented in the paper. The results of the empirical research can serve as a basis for the development of training programs aimed at the formation of resiliency, individual’s activity in building and protecting psychological boundaries, activation of various fields of students’ activity in the educational space.

Keyword: psychological border of personality, vitality, student’s personality, locus of control.

Введение. Изучение жизнестойкости, функции психологической границы личности и локуса-контроля в юношеском возрасте достаточно актуальная тема, так как в современном мире человек все чаще совершает выбор в условиях регулярно меняющихся требований в различных сферах жизнедеятельности. «На фоне изменчивой общественной картины, переориентации жизненных взглядов, ценностей, трансформация границ личности и норм поведения, ставит человека в условие постоянного поиска опоры в прохождении собственного жизненного пути, совладания с трудностями в период кризисных ситуаций» [10]. В юношеском возрасте эти показатели мы рассматриваем через такую устойчивую личностную характеристику, как локус-контроля, являющейся важной составляющей мотивационных процессов и характеристик личности. Также и психологическая граница, с «одной стороны она, защищает психику от разрушительных внешних воздействий, а с другой — пропускает необходимые человеку энергии» [10; 9].

В процессе развития личности формируется два вида мотивационных установок (интернальный и экстернальный локус-контроль), с которыми люди объясняют свои действия, поступки. Мы, в своем исследовании опираясь на разделение студентов по локусу-контроля изучаем особенности «жизнестойкости и границы личности» [8], которые становится наиболее актуальными в период обучения в вузе при получении профессии, становлении смысложизненных ориентаций, личных и профессиональных планов.

В статье мы рассматриваем три феномена: жизнестойкость, границы личностного пространства и локус-контроля. Жизнестойкость определяется как «качество личности, отвечающая за стойкость, уравновешенность, сопротивляемость» [2]. «Высокая жизнестойкость личности позволяет ей противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» [5]. С. Мадди, а вместе с ним и Д.А. Леонтьев, подчеркивают, что «жизнестойкость, как свойство личности, включающее в себя три сравнительно автономных компонента — вовлеченность, контроль, принятие риск. Проявление личностью жизнестойкости является психологическим процессом, направленным на противостояние стрессу, способом преодоления экстремальных ситуаций, способностью к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах» [5].

Также проводя исследование личностного пространства на протяжении нескольких лет, мы выяснили, что: 1. «существуют значимые различия в представлениях о своем личностном пространстве в разных возрастах в категориях: внутренний мир, предметный мир, социальный мир» [7]; 2. «особенности сохранности личностного пространства у юношей и девушек обусловлено выраженностью различных функций психологических границ» [8]; 3. «выявлены взаимосвязь, между суверенностью психологического пространства и границами личности» [8].

Граница личности, как отмечает Т.С. Леви, является «виртуально-энергийным образованием, функциональным органом, формирующимся в процессе жизненного пути человека. Психологическая граница, с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой -пропускает необходимые для нас энергии. Феномен психологических границ на сегодняшний день остаётся

Синдром эмоционального выгорания: выявление, стадии и профилактика

В последнее время к работодателям приходит понимание, что охрана труда – это не только про отсутствие рисков на рабочем месте и эргономику рабочего пространства, но и про ментальное состояние сотрудников. Всё чаще люди обращаются к термину «синдром эмоционального выгорания», описывая своё истощение от работы, но мало кто действительно понимает, что это значит. Что это за синдром, что его провоцирует и как избежать его развития – об этом и не только рассказываем в статье.

Комментарии

Дарья Иванникова
Ведущий специалист медико-аналитического центра КИОУТ

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние, возникающее в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Также оно вызывается и сопровождается большой эмоциональной нагрузкой.

Результаты международного исследования STADA Group Health Report 2019 показывают, что 72% россиян когда-либо испытывали эмоциональное выгорание на работе, но лишь 7% опрошенных смогли правильно описать симптомы этого состояния — отсутствие мотивации и бессонница. 65% россиян ошибочно связывают профессиональное выгорание с полной потерей способности испытывать радость и счастье, а также с эректильной дисфункцией и шумом в ушах.

Изначально это явление приписывалось только работникам коммуникативных сфер деятельности: врачам, пожарным, полицейским, педагогам. Однако со временем исследования подтвердили, что в группе риска находятся и те, чья деятельность не связана с частой коммуникацией — программисты, спортсмены, инженеры и многие другие. Из так называемой «платы за сочувствие» выгорание превратилось в широко распространённую проблему.

Профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней, вступающий в действие с 1 января 2022 года. Сам по себе синдром не является диагнозом, но классифицируется как фактор, влияющий на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения (включен в 24-ый класс МКБ 11 — прим. ред.). Значит ли это, что работодатель обязан будет выдавать больничные вследствие развития этого синдрома?

На уровне законодательства следить за уровнем счастья своих сотрудников работодатель не обязан. Но при этом он обязан соблюдать нормы охраны труда, к которым относится в том числе обеспечение работника нормальной нагрузкой, которая будет соответствовать нормативам соблюдения режима труда и отдыха. СЭВ вводится в международный классификатор болезней с 1 января 2022 года, поэтому можно ли будет взять больничный, будет зависеть от изменений в российском законодательстве.

Валентина Митрофанова
Директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому праву и экономике труда

Важно понимать, что эмоциональное выгорание — это хроническое, а не острое состояние, при котором психические отклонения ведут к соматическим расстройствам, провоцирующим прогулы и увольнения.

Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания

Что же влияет на появление и развитие СЭВ? Выделим некоторые из факторов, которые способны привести к развитию выгорания.

  1. Нехватка возможностей для личного карьерного роста. Характерны потеря вовлеченности, низкая эффективность, падение показателей результативности.
  2. Неблагоприятная рабочая среда. Токсичное отношение коллег, неуважение и прочие проявления недоброжелательности на работе.
  3. Недостаток профессионального признания. Обесценивание работы сотрудников, недостаточное признание значимости выполняемой работы имеет один из самых высоких процентных показателей в исследованиях причин увольнения по собственному желанию.
  4. Замещение личной жизни работой и несоблюдение регламента рабочих часов. Дисбаланс между профессиональной и личной жизнью — это прямой путь к выгоранию. Так, в азиатских странах ввиду трудового менталитета и негласных общественных правил возникает большой процент переработок, которые ведут даже к смертям на рабочим месте: в Японии их называют кароси, в Китае — голаосы, в Корее — квароса (про это и многое другое о работе в Южной Корее — в нашей статье).
  5. Однообразная или бессмысленная работа. Невозможность переключаться между задачами и непонимание цели выполняемой работы способствуют появлению цинизма и редукции профессиональных достижений.
  6. Высокая ответственность при неочевидных результатах. Не просто исполнители, а создатели имеют очень высокую степень неопределенности в работе и высокий уровень ответственности за принятие решений, что провоцирует перманентный стресс.
  7. Неопределённость. Непонимание своих чётких задач, дедлайнов и ожиданий от результатов сильно подрывает эмоциональное состояние сотрудника.
  8. Некомфортные или опасные условия работы. Неблагоприятные условия работы негативно отражаются на продуктивности сотрудников — например, в темном или шумном помещении сложнее сосредоточиться и легче стать подверженным стрессу.
  9. Психологический портрет сотрудника. В группе риска находятся трудоголики и карьеристы, которые заряжены посвятить всего себя профессии и не позволяют себе лишний раз расслабиться.

12 фаз развития синдрома

Американский психиатр Герберт Фройденбергер совместно с коллегой Гейлом Нортом выделил 12 фаз выгорания, на симптомы которых следует обратить внимание.

Фаза 1. Самоутверждение. Как правило, выгорание начинается с ощущения недооцененности своей работы и себя начальством, коллегами, клиентами/пациентами. Человек понимает, что ему необходимо самоутвердиться, работая усерднее.

Фаза 2. Работать интенсивнее. В попытке компенсировать чувство недооценённости человек начинает работать интенсивнее, затрачивая больше ресурсов.

Фаза 3. Пренебрежение потребностями. Как следствие повышенной нагрузки появляются проблемы со сном, питанием и другими потребностями, включая социальное взаимодействие — начинаются задержки на работе, снижается количество общения с семьёй и друзьями.

Фаза 4. Пренебрежение конфликтами. Спустя какое-то время окружение начинает замечать, что с человеком что-то не так, говорит ему об этом, но он не восприимчив к комментариям со стороны окружающих на ранних стадиях выгорания и избегает вступления в конфликты на этой почве.

Фаза 5. Пересмотр ценностей. Происходит ещё большее дистанцирование от окружения, работа занимает выходные и вечера, стираются прежние ценности вроде проведения времени с друзьями или занятиями хобби.

Фаза 6. Отрицание появившихся проблем. Становится сложнее коммуницировать с людьми, появляется жалость к себе, цинизм и агрессия.

Фаза 7. Отстранение. Социальные контакты сводится к минимуму, всё свободное время заполняется работой. Появляются девиации поведения, отчетливо проявляются проблемы со здоровьем.

Фаза 8. Явные перемены в поведении. Человек перестаёт быть таким, как раньше, и это становится очевидно всем окружающим, а не только близким людям.

Фаза 9. Деперсонализация. Состояние проявляется в утрате способности чувствовать что-либо, всё вокруг воспринимается неяркой серой картинкой, а при некоторых формах деперсонализации происходит утрата собственной личности либо её расщепление (диссоциация).

Фаза 10. Внутренняя пустота. На этой стадии включаются механизмы компенсации пустоты — злоупотребление алкоголем, шопомания, заедание стресса или наоборот голодание. Из наиболее социально-приемлемых способов глушения стресса есть путь поиска экстрима в соответствующих видах спорта и досуга, уход в виртуальную реальность или же уход в саму работу.

Фаза 11. Депрессия. После безуспешных попыток заполнить внутреннюю пустоту наступает фаза клинической депрессии. Теряется смысл существования, нет утешения и поводов для оптимизма.

Фаза 12. Синдром выгорания. Сопровождается суицидальными мыслями, отклонениями в психическом и физическом здоровье. Появляется острая необходимость в медицинской помощи.

Как распознать выгорание?

Для диагностики выгорания в международной среде длительное время используется методика MBI (Maslach Burnout Inventory). Она включает в себя 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой, и для каждого из них предлагается 6 градаций оценки — от «никогда» (0 баллов) до «ежедневно» (6 баллов). По итоговой сумме баллов определяется состояние опрашиваемого: деперсонализация, редукция профессионализма (попытка сократить эмоциональные контакты на работе — прим. ред.) или профессиональное истощение.

В российской практике для диагностики синдрома эмоционального выгорания был разработан тест В. Бойко, состоящий из 84 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение, и тест помогает определить, в какой фазе находится и находится ли индивид.

О появлении выгорания у работников можно узнать из HR-анализа: об этом скажут высокая текучесть кадров и снижение показателей эффективности как одного подразделения, так и компании в целом. Эффективным методом также будет проведение регулярных опросов на выявление признаков СЭВ у сотрудников.

Помимо тестов и опросов, выгорание можно определить с помощью медицинской диагностики. С помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) регистрируют четыре основных периодических ритма головного мозга, характеризующие разные состояния.

  • альфа ритм — состояние спокойного бодрствования;
  • бета-ритм — состояние активного бодрствования (напряжённая умственная деятельность) и глубокого сна;
  • дельта- и тета-ритм — медленный сон и эмоциональные реакции на негативные ситуации.

Маркером наличия выгорания являются нарушения в отображении «спокойного» альфа-ритма — его уменьшение/отсутствие или нестандартный вид. Это может свидетельствовать о постоянной гиперактивности мозга и процессов, отвечающих за эмоции.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — ещё один вид диагностики, позволяющий идентифицировать синдром выгорания. За эмпатию, эмоциональную регуляцию и распознавание эмоций отвечает лимбическая система мозга (миндалевидное тело, гиппокамп, гипоталамус и поясная извилина). Соответственно, уменьшение активности в этих областях, отслеживаемое на МРТ, может служить маркером выгорания.

При выявлении у себя или у кого-то из своего окружения признаков выгорания правильно будет обратиться (посоветовать обратиться) к психологу или психотерапевту. Поскольку само по себе выгорание не является психическим расстройством, оно не лечится медикаментозно — здесь важна именно работа над собой.

Профилактика СЭВ

Уровни профилактики СЭВ можно разделить на личный и организационный.

На личном уровне каждый сотрудник в зависимости от степени своей собственной осознанности может предпринять ряд профилактических мер, чтобы избежать появления синдрома.

  1. Установление баланса между работой и личной жизнью. Для сохранения здоровья — как физического, так и психического — организму необходим регулярный отдых и наличие интересов помимо работы.
  2. Внедрение регулярной физической активности. Тренировки и упражнения дают выход эмоциям, особенно негативным, и накопившемуся стрессу.
  3. Режим сна. На сон влияет гормон мелатонин, а на его выработку влияет освещённость; так, синее свечение экранов нарушает его функционирование и приводит к нарушениям сна.
  4. Организация своей работы. Важно планировать свой график так, чтобы работа была распределена равномерно, а не находиться в постоянном стрессе от дедлайна к дедлайну.
  5. Переключение между видами деятельности. Однообразная рутинная работа не полезна для психоэмоционального состояния; нужно стараться вносить разнообразие в рабочие задачи.
  6. Своевременное обращение за помощью. Наверное, самый трудный шаг — это осознать и принять проблему, чтобы вовремя обратиться к специалисту. В случае развития выгорания необходимо комплексное лечение от психолога/психиатра.

Профилактику СЭВ нужно проводить также на организационном уровне.

  1. Четко ставить задачи и цели сотрудникам. Планирование исключает или сводит к минимуму неопределенность, а как мы уже выяснили, неопределенность — это один из факторов риска развития СЭВ.
  2. Урегулирование рабочих конфликтов. Тимбилдинг, проведение тренингов с психологом и многое другое — всё это способствует формированию здоровой обстановки в коллективе. Для профилактики СЭВ среди сотрудников коммуникативных профессий пользуется популярностью методика Балинтовских групп, направленная на анализирование рабочих ситуаций, которые вызвали какие-либо затруднения в работе.
  3. Мотивация. Повысить уровень мотивации можно с помощью системы поощрений, обучения сотрудников, включения специалистов в параллельные области, похвалы и/или обращения внимания на достижения конкретных сотрудников.
  4. Проводить обучение противодействию стрессу. В настоящее время существует довольно много методик по саморегуляции: управление эмоциями, тревожными состояниями и стрессом в целом. Если научить сотрудников справляться со стрессом, это значительно снизит вероятность развития СЭВ.

Что является причинами возникновения синдрома профессионального выгорания

Никто не любит читать тексты, в которых «слишком много букв», а у человека с эмоциональным выгоранием и вовсе нет сил изучать лонгриды. В этом, на мой взгляд, главная проблема статей про эмоциональное выгорание, которые встречаются в рунете. Однако в двух словах про одну из главных проблем 21 века тоже не расскажешь.

Чтобы решить эту дилемму, я разбила статью на 2 части. В первой — всего 800 слов и самая полезная информация, которая поможет понять, что такое эмоциональное выгорание, чем оно грозит и как справиться с проблемой. Вторая часть будет полезна читателям, которые захотят разобраться в причинах эмоционального выгорания, узнать о его стадиях и методах профилактики.

Синдром эмоционального выгорания

Что такое эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание — это состояние истощения, при котором эмоции человека притупляются.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» употребил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Герберт работал по 15 часов в день и в итоге сам пережил выгорание, поэтому в своей статье исследовал признаки и причины возникновения такого состояния у медработников.

Сегодня под эмоциональным выгоранием в первую очередь понимают выгорание на работе. Так Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет выгорание как синдром, который возникает в результате хронического стресса на рабочем месте. Не все психологи с этим согласны, но я буду придерживаться классической точки зрения.

ВОЗ официально признала выгорание, включив его в Международную классификацию болезней. Правда в этом документе выгорание определяют не как болезнь, а как фактор, который влияет на состояние здоровья человека.

Выгорание в международной классификации болезней

Интересно, что в русской версии МКБ выгорание (burnout) определяют как переутомление

Симптомы эмоционального выгорания

Психолог Джеррольд Гринберг в книге «Управление стрессом» самым первым симптомом эмоционального выгорания указал потерю чувства юмора. Давайте разберемся, с какими еще проблемами сталкиваются те, кто близок к выгоранию.

  • трудно сконцентрироваться;
  • нет желания браться за новые проекты даже ради бонусов;
  • кажется, что работаешь много, но задачи не продвигаются;
  • уже с понедельника ждешь выходных
  • усталость ощущается не только к концу дня, но и с самого утра;
  • кусок в горло не лезет или, наоборот, ешь постоянно, даже когда нет чувства голода;
  • долго не можешь заснуть;
  • часто болит голова, цепляется простуда, обостряются хронические болезни.
  • кажется, что тебя никто не понимает;
  • ощущаешь постоянную тревожность и раздражительность, страх будущего;
  • никого не хочется видеть, даже самых близких;
  • чувствуешь равнодушие к жизни: победы не радуют, но и неприятности не огорчают.

Последствия эмоционального выгорания

Главное отличие эмоционального выгорания от плохого настроения — затяжной характер. Такое состояние не проходит ни через неделю, ни через две, и даже отпуск тут вряд ли поможет.

Чем дальше человек живет с перечисленными симптомами, тем сильнее они проявляются, и в конце концов ему становится на все наплевать, в том числе и на собственную жизнь.

Возможные последствия эмоционального выгорания:

  • портятся отношения с близкими и друзьями;
  • появляются новые серьезные болезни, в том числе хронические (болезни сердца, диабет);
  • усугубляются проблемы на работе, которые могут привести к увольнению;
  • возвращаются старые или появляются новые зависимости. Становится нормой снимать стресс 1-2 бокалами вина по вечерам или заедать его килограммами тортиков и шоколадок.

Самые простые и действенные способы справиться с выгоранием

Если вы заметили у себя перечисленные выше симптомы, самое время оказать себе первую помощь. Расскажу о способах, которые помогут быстро прийти в себя. А уже с ясной головой вы сможете разобраться в причинах своего состояния и принять верное решение. Например, сменить работу, поговорить с руководителем о повышении зарплаты или обсудить объем задач.

Ограничьте объем потребляемой информации. Организму, который близок к выгоранию, требуется серьезный отдых, а это сложно сделать в потоке информации. Поэтому важно соблюдать информационную гигиену: как можно реже смотреть и читать новости, просматривать ленты в соцсетях. Чтобы было легче это делать, можно использовать специальные сервисы (например, Cold Turkey), которые блокируют любые сайты и приложения по вашему выбору на определенное время.

Практикуйте дыхательные упражнения. Концентрация на дыхании помогает избавиться от навязчивых мыслей и уменьшить негативные последствия стресса. Проверено на себе. Кроме того, это один из эффективных способов справиться с бессонницей. Самое простое — считать до 10 на каждый вдох и выдох. В состоянии тревожности сложно сконцентрироваться. Поэтому поначалу вы будете постоянно сбиваться со счета, а ваше сознание — уплывать вслед за мыслям. Тут важно проявить терпение и раз за разом возвращать внимание к дыханию.

Займитесь физкультурой. Согласно исследованию, люди, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, более устойчивы к стрессу чем те, кто ведет сидячий образ жизни. Кроме того, благодаря физическим упражнениям в организме вырабатываются дофамин, серотонин, эндорфин и другие «гормоны счастья». Это особенно ценно в состоянии выгорания, когда другие способы получить положительные эмоции не работают.

Если вы уже выгорели, то, скорее всего, облегчение будет временным. Однако в такие моменты вам будет проще все осмыслить и найти выход из ситуации, которая привела к выгоранию.

Заведите дневник достижений и благодарностей. Выгоревший человек считает, что ничего хорошего в его жизни не происходит, а он сам не способен достичь успеха. Поэтому в таком состоянии очень полезно регулярно напоминать себе, что это не так. Самый простой вариант — записывать по 3 достижения и 3 благодарности в конце дня. И пусть это будут мелочи — удержался от очередного куска торта или узнал, как пользоваться Гугл Формами, — но из маленьких побед и складывается успешная жизнь.

Главное в этом упражнении — регулярность. Даже если кажется, что вы сегодня ничего не сделали и хорошего тоже ничего не произошло, постарайтесь написать эти 6 пунктов. И тогда через несколько дней вы обязательно почувствуете себя лучше.

Я давно пытаюсь внедрить эту практику на постоянной основе, но пока вспоминаю о ней только в сложные моменты: она всегда помогает мне выбраться из болота черных мыслей.

Пример из дневника с успехами и благодарностями

Пример из дневника с успехами и благодарностями. Дочка однажды добралась до него и добавила немного ярких красок .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *