Электронные путевые листы как это работает
Перейти к содержимому

Электронные путевые листы как это работает

  • автор:

Электронный путевой лист: как это работает

Согласно Федеральному закону от 06.03.2022 № 39-ФЗ с 1 марта 2023 года разрешено использование путевых листов в электронном виде.

Путевой лист — это основной первичный документ, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя в организациях, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Электронный путевой лист — это его полноценный аналог в электронном формате.

Путевой лист в обязательном порядке оформляется, если организация занимается перевозками людей/багажа/грузов по городу/пригороду/межгороду, а также, если предоставляет транспортные средства в аренду по договору и в случаях, когда личный автомобиль сотрудника используется в служебных целях.

Зачем нужен путевой лист?

  • Для предоставления сотрудникам ГИБДД по требованию.
  • Для повышения безопасности дорожного движения.
  • Для осуществления контроля за прохождением предрейсовых медицинских и технических осмотров.
  • Для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля.
  • Для начисления заработной платы водителям транспортных средств.
  • Для подтверждения использования сотрудником личного транспорта для нужд организации.
  • Для подтверждения расходов при аренде транспортного средства.

Плюсы введения ЭПЛ

С переходом на ЭПЛ организации приблизительно на 30% сократят временные затраты на заполнение всех документов. При этом появится возможность ощутить все плюсы проведения дистанционных медицинских осмотров. Применение ЭПЛ поможет реорганизовать и упростить рабочие процессы в компании. Существенно снизятся административные расходы на печать, передачу и сохранение архива документов, уменьшится время на поиск документации, появится внутренняя учетная система. Также предполагается, что безопасность дорожного движения повысится благодаря прозрачности системы и минимизируются риски, связанные с наличием человеческого фактора.

Что содержится в электронном путевом листе?

  • срок действия путевого листа;
  • данные лица (компании), которое оформило соответствующий путевой лист;
  • данные водителя транспортного средства;
  • информация о самом транспортном средстве;
  • вид перевозки (коммерческая/для собственных нужд/использование спецтранспорта);
  • вид сообщения (городское/пригородное/междугороднее).

При этом, владелец транспортного средства может включить в путевой лист другие дополнительные сведения, которые он посчитает нужными.

Стандартно, оформлением путевых листов занимается владелец автотранспортного средства. В случае же передачи транспорта в аренду по договору другому лицу — путевой лист оформляется арендодателем ТС.

Согласно приказу ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@ ЭПЛ должен включать в себя 5 обязательных файлов (титулов), и еще 1 титул добавляется по необходимости — в случае осуществления перевозки пассажиров или опасных грузов. Далее рассмотрим титулы подробнее.

  1. Обстоятельства и особенности рейса

Этот первый титул создается владельцем транспортного средства и подписывается усиленной квалифицированной подписью (УКЭП). Титул включает в себя следующее:

  • данные о лице, оформившем путевой лист;
  • срок действия путевого листа;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе ТС;
  • вид перевозки;
  • вид сообщения.

2. Результаты предрейсового медосмотра

Данный титул создается медицинским сотрудником или сторонней медицинской организацией и заверяется квалифицированной электронной подписью (КЭП). В нем содержатся такие сведения:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • результаты проведенного осмотра;
  • данные водителя;
  • данные медработника или медицинской организации.

3. Показания одометра при выезде с парковки

Этот титул создается и подписывается УКЭП сотрудником, отвечающим за снятие показаний с ТС перед выходом на рейс. Титул включает в себя:

  • дату и время выезда с парковки или приёма транспортного средства от другого водителя;
  • числовые показания одометра.

4. Показания одометра по возвращении на парковку

Такой титул формирует и подписывает УКЭП ответственный за выпуск ТС на линию. В титуле прописаны следующие сведения:

  • дата и время заезда автомобиля на парковку или передачи транспортного средства другому водителю;
  • показания одометра при заезде на парковку.

5. Результат предрейсового осмотра технического состояния транспортного средства

Создается и подписывается с помощью УКЭП ответственным работником за техническое состояние транспорта. Сюда входят сведения:

  • дата и время осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • результат проведения;
  • дата и время выпуска транспортного средства на линию;
  • данные лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспорта.

6. Результат медицинского осмотра после рейса (дополнительный ситуационный титул)

Он подписывается УКЭП медицинским сотрудником. Сюда вносятся следующие сведения:

  • дата и время проведения медосмотра водителя;
  • результат проведенной проверки;
  • данные водителя транспортного средства;
  • данные медицинского сотрудника или организации.

Как работать с электронными путевыми листами (ЭПЛ)

С электронными путевыми листами работают три стороны:

1) Владелец ТС — по очереди оформляет все титулы ЭПЛ в личном кабинете электронного сервиса.

2) Компания-оператор информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) — обеспечивает прохождение электронного документа по всему маршруту, проверяет данные и отправляет в ГИС ЭПД. После регистрации документа предоставляется QR-код.

3) Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) — проверяет их корректность, сопоставляет достоверность электронной подписи, передает данные в федеральные органы власти.

Для того чтобы перейти на работу с электронным форматом путевых листов организациям необходимо будет заключить договор с аккредитованным оператором, входящим в официальный реестр, утвержденный Минтрансом России.

Формат электронного путевого листа разработан и утвержден ФНС России. ЭПЛ заполняются в электронном сервисе или приложении оператора.

Может показаться, что оформление ЭПЛ — слишком долгий и трудоемкий процесс, но на деле обмен данными и электронное подписание документов происходят мгновенно. Контроль за всем порядком прохождения электронного документа возьмет на себя оператор.

Стандартный порядок обработки ЭПЛ

Схема путевого листа

  • 1. Компания формирует ЭПЛ и заполняет необходимые поля в системе.
  • 2. Медицинский работник ставит отметку о прохождении предрейсового медосмотра водителем.
  • 3. Механиком заверяется прохождение предрейсового техосмотра.
  • 4. Вносятся данные одометра.
  • 5. Ответственный сотрудник подписывает весь ЭПЛ и отправляет его через оператора ЭДО в ГИС ЭПД.
  • 6. ГИС ЭПД проверяет правильность внесенных данных. Далее документу присваивается уникальный номер, который сообщается грузоперевозчику.
  • 7. После рейса снимаются показания одометра. В случае пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов — ставится отметка медработника о проведении медосмотра.
  • 8. Через оператора ЭДО организация отправляет завершенный ЭПЛ в ГИС ЭПД.

Во время осуществления перевозок ЭПЛ у водителя всегда в доступе в мобильном приложении.

При необходимости по требованию сотрудника ГИБДД водителю достаточно будет предъявить QR-код или изображение электронного документа.

Как внедрить ЭПЛ в организации

Помимо договора с аккредитованным оператором ЭДО и получением доступа к сервису для работы с электронными перевозочными документами, компании потребуется:

  • создать электронные подписи для работников, задействованных в подписании электронного документа;
  • приобрести и установить технические устройства для обработки ЭПЛ (ПК, планшеты, смартфоны) в необходимых рабочих местах.

Для осуществления в организации плавного перехода на электронный документооборот следует изначально провести тестирование с участием малого количества водителей и ТС. В дальнейшем — обучить весь персонал и перейти к полному внедрению ЭПЛ.

Мы с радостью поможем Вашей организации с переходом на электронные путевые листы. Наша компания ТрансАвто-7 уже более 17 лет проводит предрейсовые осмотры, на данный момент, включая и дистанционные. География нашей деятельности — вся территория России!

Более 11 тысяч клиентов доверяют нам свои “транспортные проблемы” и мы всегда готовы прийти на помощь.

Электронные путевые листы как это работает

  • ГЛОНАСС/GPS-трекеры
  • СМТ «АвтоГРАФ»
  • Датчики уровня топлива
  • Датчики расхода топлива
  • Датчики давления в шинах
  • Доп.датчики
  • Периферия
  • Спец.оборудование
  • Дисплеи водителя и навигаторы
  • Видеонаблюдение
  • Тахографы c СКЗИ
  • Карты для тахографа
  • ПО для тахографов
  • Мониторинг транспорта
  • Контроль топлива
  • Тахографический контроль
  • Установка тахографов
  • Оформление карт для тахографа
  • Гарантийные ремонты
  • Онлайн-медосмотр
  • Модуль «Техконтроль»
  • Контроль служб ЖКХ
  • Контроль качества вождения
  • Контроль режимных перевозок
  • Контроль топливозаправщиков
  • Контроль нагрузки на ось
  • Контроль давления в шинах
  • Профиль и сертификаты
  • Отзывы клиентов
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты
  • Личный кабинет
  • FAQ «АвтоГРАФ»
  • FAQ Модуль внешних отчетов
  • Загрузки
  • FAQ Тахографы
  • Онлайн-медосмотры

Заказать звонок
Оставьте, пожалуйста, номер телефона, по которому с вами можно связаться:
Заявка для консультации

Оставьте, пожалуйста, свой контакт, и опишите вкратце свою задачу. Наш менеджер свяжется с вами в течение рабочего дня.

Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним
Или свяжитесь с нами по этому номеру телефона
8 800 777-12-08
Электронные путевые листы: зачем нужны и есть ли альтернатива

Традиционные бумажные путевые листы скоро будут отменены — их заменят электронные версии, форму и порядок выдачи которых уже разрабатываются совместными усилиями Минтранса и Минкомсвязи. Массовое оформление электронных путевых листов запланировано на декабрь 2021 года, к середине 2022 года планируется запустить единую информационную систему, в которой можно будет проверять ЭПЛ и просматривать всю информацию по ним.

Что такое электронный путевой лист

Электронный путевой лист — это цифровой аналог традиционных бумажных путевых листов, выдаваемых водителям общественного, коммерческого и служебного транспорта. Все компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, обязаны выдавать их водителям перед выходом на маршрут. При лёгкости оформления у бумажных путевых листов есть существенный недостаток — подделать их крайне просто, а проверить часто весьма затруднительно.

  • упростить процедуру обязательного технического предрейсового осмотра транспортного средства;
  • упростить медицинский предрейсовый осмотр водителя;
  • обеспечить лёгкость проверки путевых листов сотрудникам надзорных ведомств;
  • минимизировать количество поддельных путевых листов и обеспечить простоту их выявления.

Другим словами, электронный путевой лист будет передавать в единую базу сведения о машине, водителе, цели поездке, наличии полиса ОСАГО. Доступ к ней будет у представителей надзорных органов — в частности, у ГИБДД.

Кто планирует реализацию законопроекта и как именно?

Основной инициатор введения электронных путевых листов — Минтранс России. Ведомство уже проинформировало об экспериментальном запуске системы оборота электронных транспортных накладных (ЭТрН) и электронных путевых листов (ЭПЛ) в сфере грузовых и пассажироперевозок — соответствующее сообщение ведомство опубликовало 17.02.2020. Пилотный проект запущен на территории Москвы и Московской области, Республики Татарстан. Также в эксперименте примут участие Калужская, Рязанская область и Краснодарский Край. Ведомство планирует проводить эксперимент до 30 октября 2020 года. По окончании эксперимента будет сформирована дорожная карта, а впоследствии принято решение о внедрении ЭПЛ и ЭТрН на территории всей страны.

По приблизительным подсчётам ведомства, цифровизация почти 3 млрд. оформляемой российскими перевозчиками из года в год первичной документации позволит сократить транспортные издержки, упростить ведение документации и надзорно-контрольные процедуры.

Кто уже предлагает электронные путевые листы?

Крупнейший российский разработчик Яндекс в числе первых представил собственный прототип электронных путевых листов (ЭПЛ). По прогнозам экспертов компании, внедрение ЭПЛ обеспечит удобство не только в связи с переходом на электронный документооборот, но и обеспечит компаниям немалую экономию. Занятые в сфере транспортных перевозок организации смогут в 3–4 раза снизить затраты, связанные с содержанием персонала для предрейсовых осмотров транспорта и водителей.
Прототип ЭПЛ уже был представлен для ознакомления начальнику ГИБДД РФ Михаилу Черникову, а также представляющим интересы Минтранса РФ, Департамента транспорта Москвы и Госдумы официальным лицам.

Когда переход на ЭПЛ станет обязательным

Единую систему ведения ЭПЛ планируется запустить в эксплуатацию в общероссийском масштабе к июлю 2022 года. Правительство РФ уже опубликовало распоряжение о старте эксперимента на портале http://pravo.gov.ru/.

В документе сказано, что первоначально необходимо внести ряд изменений в реализуемый на данный момент сервис дорожной карты НТИ «Автонет». Уже затем в карту будет интегрирован сервис ЭПЛ — возможность их формирования следует реализовать до декабря 2021 года, затем на протяжении 6 месяцев службы будут осуществлять тестирование и отладку системы.
Планируется, что электронные путевые листы постепенно полностью заменят собой ныне используемые бумажные версии, что упростит предрейсовое оформление автотранспорта и водителей, а также контроль над коммерческими перевозками со стороны надзорных органов.

Как сегодня быстро и просто выдавать путевые листы?

Сегодня занятые в сфере перевозок предприятия получили возможность упростить оформление традиционных путевых листов — поможет вам в этом бесплатное приложение для ПК от компании «Авто Коннект». Перейдите по ссылке, чтобы оставить заявку на использование бесплатной программы для формирования путевых листов.

Программа поможет всего в несколько кликов сформировать бумажный путевой лист, полностью соответствующий действующим требованиям законодательства. Наше решение поможет подготовить компанию к ЭПЛ и станет отличным решением, обеспечивающим немалую экономию времени и ресурсов.

Электронный путевой лист (ЭПЛ): что такое, зачем нужен и как заполнять

Электронный путевой лист (ЭПЛ): что такое, зачем нужен и как заполнять

С 1 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в электронном виде. Разбираемся, как выглядит электронный документ, из чего состоит и как его правильно оформлять.

Что такое электронный путевой лист и зачем нужен

Электронный путевой лист (ЭПЛ) — цифровой аналог бумажного путевого листа, документа, предназначенного для контроля за водителем и автомобилем. В нём фиксируют маршрут, пробег, информацию о техническом состоянии машины и другие ключевые показатели.

Путевой лист нужен, прежде всего, транспортной компании и заказчику перевозки. Документ подтверждает, что водитель успешно прошёл медосмотр, а автомобиль — техническую проверку.

Путевой лист может выполнять функцию первичного документа. Он позволяет:

  • сделать расчёт стоимости услуг,
  • обосновать необходимость аренды или лизинга,
  • начислять зарплату водителям,
  • уменьшить налогооблагаемую базу.

Согласно федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», путевой лист можно использовать в грузоперевозках на любые расстояния или во внутригородских, пригородных, междугородных пассажирских перевозках на маршрутных такси, автобусах, трамваях и троллейбусах.

Будьте в курсе актуальных тенденций в автомобильных грузоперевозках. Получите запись вебинара по цифровизации логистики в подарок!

Законодательная база

Возможность обмениваться путевым листом в электронном формате закреплена в федеральном законе № 259-ФЗ. Но пока это право, а не обязанность: компании по-прежнему могут оформлять документ на бумаге, если им так удобнее.

Порядок формирования электронного путевого листа описан в приказе Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390, вступившем в силу 1 марта 2023 года. В приказе перечислен обновленный состав сведений, которые следует в него включать. Причём эти требования распространяются на оба типа путевых листов — бумажные и электронные.

Журнал регистрации путевых листов

Приказ №390 отменяет необходимость регистрировать путевые листы в журнале регистрации, установленную приказом Минтранса №368. Этот журнал можно было вести в электронной или бумажной форме. Однако в приказе Минтранса №390 вообще не упоминается такой журнал. Поэтому отказаться от него или продолжать заполнять, решать самому перевозчику. В то же время журнал нужно хранить в течение пяти лет, даже если он уже не ведётся.

Формат электронного путевого листа

Документ представляет собой файл в формате XML, который состоит из титулов (файлов обмена).

2023-06-26_09-52-02.png

Кто подписывает электронный путевой лист

Титулы электронного путевого листа участники перевозки подписывают усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) или усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), которые можно получить в удостоверяющем центре или в мобильном приложении «Госключ».

Обязанность оформить документ лежит на владельце транспортного средства или транспортной компании, ответственной за перевозку. Именно перевозчик создаёт путевой лист, заполняет основные поля (титул «Об обстоятельствах и особенностях рейса») и подписывает их. Затем профильные специалисты заполняют и подписывают соответствующие титулы. В ЭПЛ свои метки проставляют:

Медработник. Медицинский работник проводит предсменный или предрейсовый медосмотр и ставит отметку о его результатах. После окончания рейса медик тоже может провести медосмотр. Дополнительный осмотр обычно организуют по желанию перевозчика, но если это была пассажирская перевозка или перевозка опасных грузов, он становится обязательным. Во всех этих случаях специалист указывает дату и время осмотра, с помощью электронной подписи подтверждая, что он состоялся.

Если штатного медика нет, медосмотр можно поручить внешней медицинской организации с действующей лицензией.

Сотрудник, ответственный за техническое состояние автомобиля. Механик, управляющий автопарка или другой специалист, который отвечает за техническое состояние транспорта, проводит техосмотр и решает, допустить или не допустить выход автомобиля на рейс. Он тоже ставит свою подпись, отметку, дату и время техосмотра.

Сотрудник, ответственный за показания одометра. Показания одометра — прибора, измеряющего пройденное автомобилем расстояние, — может зафиксировать контролер технического состояния транспортного средства или сам механик. Сотрудник вносит данные одометра при выезде автомобиля с парковки, указывая дату и время отбытия. То же самое он делает при возвращении.

Узнайте, как работать с электронным путевым листом в 2023 году. Заполните форму и получите гайд по ЭПЛ в подарок!

Как обмениваться документом

Электронный путевой лист должен быть сформирован для каждого автомобиля, задействованного в грузовых или пассажирских перевозках. Это актуально, даже если речь идёт о транспорте, переданном в аренду с экипажем.

ЭПЛ, как и электронные транспортные накладные (ЭТрН), направляются в ГИС ЭПД — государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Система хранит путевые листы, определяет статус их обработки, проверяет электронную подпись и передаёт информацию в федеральные органы исполнительной власти.

Общая схема документооборота с ЭПЛ выглядит так:

  1. Владелец автомобиля создаёт электронный путевой лист, заполняет и подписывает титул «Об обстоятельствах и особенностях рейса».
  2. Медработник проводит медосмотр, ставит в ЭПЛ отметку о прохождении предрейсового осмотра водителя и свою подпись.
  3. Сотрудник, ответственный за техническое состояние автомобиля, проводит техосмотр, ставит подпись и отметку о прохождение предрейсового осмотра транспортного средства.
  4. Уполномоченный сотрудник фиксирует показания одометра, ставит подпись.

Все данные и титулы последовательно передаются в ГИС ЭПД. Первые четыре титула отправляются одновременно (пакетом), а пятый и шестой — вместе или по отдельности. Шестой титул — опциональный, поэтому его вообще может не быть.

Путевой лист можно оформить более чем на один день. Тогда в нём нужно обозначить даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он будет быть использован.

Если предполагается несколько рейсов, можно создать один путевой лист. Но в документе следует указать все рейсы. Если несколько водителей управляют одним автомобилем, можно подготовить отдельный ЭПЛ для каждого водителя или один документ для всех.

Где создать ЭПЛ

Чтобы оформлять путевые листы в электронном виде, нужно заключить договор с аккредитованным оператором информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД), который входит в реестр Минтранса.

Docrobot — аккредитованный оператор ИС ЭПД. На платформе можно обмениваться электронными транспортными накладными, электронными сопроводительными ведомостями и электронными заказами-нарядами. В ближайшее время появятся другие перевозочные документы, формат которых утверждён ФНС России.

Операторы ИС ЭПД — это компании-разработчики решений для электронного документооборота (ЭДО). Они выступают связующим звеном между участниками грузоперевозок и ГИС ЭПД, обеспечивая взаимодействие между ними.

Оператор, прежде всего, предоставляет сервис для работы с электронным путевым листом. Помимо этого, он отправляет документ в ГИС ЭПД и возвращает его перевозчику при обнаружении ошибок и несоответствии формату.

Переходите на электронный путевой лист вместе с Docrobot и присоединяйтесь к пилотному проекту по передаче документа в ГИС ЭПД. Оставьте заявку и получите шпаргалку по работе с ЭПЛ!

Электронные путевые листы: как с ними работать

Электронные путевые листы по закону стало возможно формировать и использовать с марта 2023 г. Надо отметить, что первый электронный путевой лист по данным Минтранса был сформирован в России только в конце мая 2023 г. Но, как говорится, лиха беда начало.

Электронный путевой лист – это один из семи видов электронных перевозочных документов, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта.

I. Что собой представляет электронный путевой лист

Это электронный документ, состоящий из нескольких файлов обмена формата XML. Формат электронного путевого листа установлен Приказом ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@ и обязателен к применению участниками электронного взаимодействия. Формирование электронных путевых листов не по формату, установленному ФНС России, не предусмотрено. По всей видимости, формат будет доработан с учетом новых требований к путевым листам, применяемых с 1 сентября 2023 г.

  • файл обмена информации об обстоятельствах и особенностях рейса, состоящей из сведений о лице, оформившем путевой лист, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях) транспортного средства, о виде перевозки и о виде сообщения (обязательный файл);
  • файл обмена информации о результате предсменного, предрейсового медицинского осмотра (обязательный файл);
  • файл обмена информации о показаниях одометра при выезде ТС (обязательный файл);
  • файл обмена информации о показаниях одометра при заезде транспортного средства на парковку (парковочное место)/при сдаче транспортного средства другому водителю (обязательный файл);
  • файл обмена информации о результате предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства и выпуске транспортного средства на линию (формируется, если такой контроль обязателен);
  • файл обмена информации о результате послесменного, послерейсового медицинского осмотра (формируется, если обязанность проведения послесменного, послерейсового медицинского осмотра предусмотрена законодательством).

II. Особенности заполнения сведений

Сформировать путевой лист должен собственник (владелец) транспортного средства, а при использовании его в рамках договора аренды с экипажем – арендодатель (п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Структура сведений в файлах обмена должна отвечать требованиям к путевым листам, утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390. Формат электронного путевого листа позволяет выбрать, будет ли он формироваться на один день или на более длительный срок, и во втором случае указать даты начала и окончания срока его действия; в поле «Сведения о виде перевозки» выбирается обозначение коммерческой перевозки, перевозки для собственных нужд или передвижения и работы специальных транспортных средств и т. п. Составителю путевого листа предоставлена возможность включать в электронный документ дополнительную информацию путем формирования новых информационных полей.

В файле обмена информации о медосмотре водителя должны содержаться сведения о виде медосмотра: предсменный или предрейсовый. По способу проведения и набору медицинских процедур они не различаются, но предсменные медосмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены), а предрейсовые – перед выходом в рейс – и те и другие в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. При положительном результате медосмотра в электронный путевой лист вносится отметка «Прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Файл обмена информации об обстоятельствах и особенностях рейса также содержит признак обязательности проведения послесменного, послерейсового медицинского осмотра. Это поле позволяет ответственному лицу проставить отметку «да» или «нет». Напомним: обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Результат проведения такого медосмотра в электроном путевом листе находит отражение в отдельном файле обмена информации о результате послесменного, послерейсового медицинского осмотра.

С 1 сентября 2023 г. выступают в силу нормы, позволяющие проводить медосмотры водителей с использованием дистанционных технологий (п. 7, 8, 12 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья», Приказ Минздрава России от 30.05.2023 № 266н «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»). В связи с этим в формат электронного путевого листа должны быть внесены изменения, поскольку согласно п. 25 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н по результатам прохождения дистанционного медосмотра в путевой лист должны быть внесены дата, время и результат проведения медицинского осмотра в виде отметки «прошел предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр» или «прошел послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр, выявлены признаки» с указанием воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работника, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Соответствующая отметка в электронном путевом листе заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью медработника с указанием его ФИО и наименования медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации).

К слову, даже если работодатель когда-нибудь всецело перейдет на проведение медосмотров с применением телемедицинских технологий, он все равно не менее двух раз в год должен будет направлять водителей на очное химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 11 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Файл обмена информации о результате предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства и выпуске транспортного средства на линию факультативен потому, что такой контроль осуществляется не всегда. Его должны проводить организации и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и (или) грузов, а также перемещение для собственных нужд пассажиров и (или) материальных объектов автобусами и грузовиками (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 № 9). Отметка по результату проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства принимает значение: «1 – выпуск на линию разрешен» или «2 – выпуск на линию не разрешен».

«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальное решение для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку на пути перехода к обмену электронными документами с контрагентами.

III. Подписание файлов обмена

  • лицом, заполняющим сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
  • медработником, проводившим предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя;
  • лицом, ответственным за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если он проводится);
  • лицом (лицами), уполномоченными на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителем, диспетчером, ИП).

Все подписанты должны использовать усиленную квалифицированную или неквалифицированную электронную подпись (пп. 2 п. 1 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта, Приказ ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@). Обратите внимание: электронный путевой лист отнесен к числу электронных перевозочных документов, поэтому на него в полной мере распространяются требования ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта (в том числе, в части допустимых видов электронных подписей).

  • в соответствии с электронной доверенностью в машиночитаемой форме (МЧД), представленной посредством ее включения в пакет электронных документов;
  • в соответствии МЧД, хранение которой осуществляется в информационной системе, при этом сведения о доверенности и об информационной системе указаны в электронном путевом листе;
  • в соответствии с МЧД, хранение которой осуществляется в информационной системе, при этом сведения о них передаются способом, отличным от указания в электронном путевом листе;
  • в соответствии с бумажной доверенностью, реквизиты которой приводятся в электронном путевом листе.

Способ подтверждения полномочий на подписание документа указывается в самом файле обмена наряду ФИО, типом подписи и должностью уполномоченного лица.

IV. Порядок обмена электронными путевыми листами

Если электронный путевой лист используется при приеме груза для перевозки, перевозчик или водитель транспортного средства должен предъявить его для сверки грузоотправителю в электронной форме либо его копию на бумажном носителе.

В остальном обмен электронными путевыми листами между участниками информационного взаимодействия может осуществляться исключительно посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД), т. е., только через уполномоченных операторов ЭДО (п. 2 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).

Оператор ИС ЭПД, в свою очередь, направляет электронный путевой лист в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где согласно Постановлению Правительства от 03.03.2022 № 281 сведения из такого путевого листа становятся доступны уполномоченным сотрудникам МВД России, Минтранса России, Минцифры России, ФНС России, Ространснадзора.

Несомненно, что переход на электронные перевозочные документы не только требует революционных изменений в организации документооборота хозяйствующего субъекта, но и резко повышает прозрачность деятельности перевозчика и его контрагентов (клиентов) для государства. Тем не менее, вероятно, за этими технологиями будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *