Штраф как вид наказания по делам об ап
Перейти к содержимому

Штраф как вид наказания по делам об ап

  • автор:

Штраф как вид наказания по делам об ап

Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

1. Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее — штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. Исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление может быть предъявлен к исполнению после вступления приговора в законную силу:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не более пяти лет;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

3. Вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление в подразделение судебных приставов направляются копия приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу-исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

5. В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с частью первой статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

7. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

8. По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление. Указанное заключение утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.

10. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном настоящим Федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

11. Исполнительное производство о взыскании штрафа за преступление приостанавливается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

3) смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;

4) утраты должником дееспособности;

5) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;

8) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 3 — 8 части 11 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление.

13. В случае принятия судом решения об отказе в замене штрафа другим видом наказания исполнительное производство возобновляется. Одновременно с возобновлением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор, за исключением случая, когда суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, признал причины неуплаты штрафа в срок уважительными.

14. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае:

1) смерти должника-осужденного или объявления его умершим;

2) замены наказания в виде штрафа другим видом наказания;

3) освобождения от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) отмены обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 или 2 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае должнику возвращаются денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения соответствующего исполнительного документа.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается в случае:

1) выплаты штрафа в полном объеме;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ.

(часть 15 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / КОАП РФ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PENALTY / CODE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS OF RUSSIAN FEDERATION / LIABILITY / DECREE OF AWARD OF A PENALTY / PROCEDURE ABOUT CASES OF ADMINISTRATIVE INFRACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришаков Алексей Геннадьевич, Феляев Евгений Александрович

В статье рассматриваются особенности применения таких видов административного наказания, как предупреждение и штраф. Анализируются юридические аспекты вступления данных видов наказаний в законную силу. Вносятся предложения об изменении некоторых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришаков Алексей Геннадьевич, Феляев Евгений Александрович

Исполнение отдельных видов административных наказаний
Особенности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

Штраф как вид наказания в УК РФ и КоАП РФ: соотношение, проблемы законодательного регулирования и эффективности применения

Пенологический аспект реализации принципа неотвратимости административного наказания
Проблемы взаимодействия полиции и службы судебных приставов при взыскании административных штрафов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of prevention excecution and administrative penalty as type of punishment for administrative offences

Features of use such types of administrative penalty as prevention and fine are considered in the article. Besides legal aspects of coming into force these types of penalty are analyzed in the article. Suggestions about change of some articles of Code of administrative violations of Russian Federation are made in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения»

А.Г. Гришаков*, Е.А. ФеАяев**

Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения

В статье рассматриваются особенности применения таких видов административного наказания, как предупреждение и штраф. Анализируются юридические аспекты вступления данных видов наказаний в законную силу. Вносятся предложения об изменении некоторых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное право, административное наказание, КоАП РФ, административная ответственность, постановление о назначении административного наказания, производство по делам об административных правонарушениях.

A.G. Grishakov*, Е.А. Fedyaev**. Features of prevention excecution and administrative penalty as type of punishment for administrative offences. Features of use such types of administrative penalty as prevention and fine are considered in the article. Besides legal aspects of coming into force these types of penalty are analyzed in the article. Suggestions about change of some articles of Code of administrative violations of Russian Federation are made in the article.

Keywords: administrative law, administrative penalty, code of administrative violations of Russian Federation, liability, decree of award of a penalty, procedure about cases of administrative infractions.

Учеными-административистами неоднократно высказывались предположения о тесной взаимосвязи административной ответственности и административных наказаний [3, с. 54], что, на наш взгляд, не вызывает сомнений, т.к. за совершенные правонарушения наступает административная ответственность, которая реализуется в конкретных административных наказаниях.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица [7, с. 636].

Между тем, в контексте административно-принудительных мер административное наказание является исключительным видом административного принуждения, которое характеризуется высокой степенью позитивного воздействия на правонарушителя, выступая при этом гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений [4, с. 3].

Кроме того, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии па правонарушителя либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы [1, с. 20]. Следовательно, наказание имеет принудительный характер. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания не меняет принудительной сущности этой меры.

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Тем не менее, признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер [6, с. 355].

Согласно действующему законодательству, административные наказания характеризуются тем, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. В рамках данной статьи мы рассмотрим два вида административных наказаний, таких как предупреждение и административный штраф.

Впервые понятие предупреждения именно как меры административной ответственности было дано в ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), где предупреждение определяется как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме. Статья 3.3 КоАП РФ относит предупреждение к основным видам административных наказаний. Административная

* Гришаков, Алексей Геннадьевич, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. E-mail: agnn73@mail.ru.

** Федяев, Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России. 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49. E-mail: fea55@mail.ru.

* Grishakov, Alexey Gennadievich, docent of administrative law and administrative activity’s department of law-enforcement bodies of Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence. 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. E-mail: agrin73@mail.ru.

** Fedyaev, Evgeniy Aleksandrovich, senior teacher of administrative law and administrative activity’s department of law-enforcement bodies of Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 656038, Barnaul, Chkalov str., 49. E-mail: fea55@mail.ru.

© Гришаков А.Г., Федяев E.A., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

ответственность в виде предупреждения может наступать лишь в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией соответствующей нормы права. При этом законодатель определил, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется императивным образом, т.е. властным субъектом государства, полномочным налагать административные наказания. Административное наказание в виде предупреждения применяется к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, которые не несут в себе существенного вреда для охраняемых законом общественных отношений.

По мнению ряда авторов, определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и иным мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно-властного принуждения.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других лиц. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения. При отсутствии вины применение к лицу даже такого «мягкого» вида административного наказания, как предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием недопустимости умаления человеческого достоинства или нанесения вреда деловой репутации юридического лица [5, с. 381].

Соответственно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, должностные лица, рассматривающие материал, обязаны не только выяснить все обстоятельства дела, но и установить вину лица, в отношении которого данное дело было возбуждено, учитывая при этом обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Административное наказание в виде предупреждения по своим правовым последствиям ничем не отличается от иных видов наказаний, т.к. означает привлечение виновного лица к административной ответственности со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями. Например, при вынесении предупреждения наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию (в соответствии со ст. 4.6 КоЛП РФ срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания). В случае же, если данное лицо совершит повторное однородное правонарушение в течение вышеуказанного срока, то при принятии решения об административной ответственности оно будет учитываться как обстоятельство, отягчающее данную ответственность.

По своему содержанию административная ответственность в виде предупреждения представляет собой карательную санкцию государства исключительно морального характера, т.к. выражается, в официальном причинении правонарушителю морального вреда. При этом следует помнить, что предупреждение выносится исключительно в письменной форме. Следовательно, сделанные в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, устные замечания лицу, совершившему какое-либо малозначительное противоправное деяние, не относятся к мерам административного наказания.

В соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания виде предупреждения приводится в исполнение путем вручения под расписку или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено. Ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ предусматривает, что копия постановления по делу об административном правонарушении высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Следует отметить, что в соответствии с п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

В то же время Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания увеличен до двух лет. Следовательно, административное наказание в виде предупреждения должно быть приведено в исполнение в течение двух лет с момента его вступления в законную силу.

В отдельных случаях специалистами обращается внимание на неоднозначность начального момента исполнения некоторых наказаний, в т.ч. это относится и к предупреждению. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, логически

развивая предыдущую мысль, законодатель, казалось бы, завершает ее, фиксируя момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а именно, после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Между тем, постановление о предупреждении в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, при этом ст. 32.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется компетентным органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления заинтересованным лицам. Если допустить, что жалоба на такое постановление была подана, а постановление уже фактически исполнено, то наблюдается некая юридическая нестыковка между нормами о назначении предупреждения и его реализацией. Налицо полное совпадение по существу различных юридических процедур [2, с. 347].

Думается, что для устранения вышеуказанных противоречий ст. 30.3 и ст. 32.1 КоАП РФ целесообразно внести соответствующее изменения в административно-правовые нормы. В частности, ст. 32.1 КоАП РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в сроки, определенные статьей 29.11, которое вступает в законную силу в соответствии со ст. 31.1 настоящего Кодекса».

Полагаем, что предложенная нами новая редакция ст. 32.1 КоАП РФ позволит устранить возникающие вопросы, вызванные противоречием между нормами о назначении предупреждения и его реализацией у должностных лиц органов, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом реализация указанных предложений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства за исключением внесений изменений в КоАП РФ.

Следующим видом административного наказания, на который хотелось бы обратить внимание, является административный штраф, представляющий собой административное наказание имущественного характера, имеющего денежную форму, выраженную во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф устанавливается в минимально возможном размере, который не может быть менее ста рублей, и в максимальном размере для граждан, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц одного миллиона рублей, или может выражаться в кратной величине, предусмотренной п. 1-6 ч. 1. ст. 3.5 КоАП РФ.

Административный штраф — это мера административного принуждения, где чрезвычайно важным моментом является то, что он обусловливается административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т.е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц, и тем самым имеет публично-правовое содержание.

По своей природе административный штраф можно признать вполне допустимой формой вмешательства в права человека и гражданина в силу того, что такое вмешательство реализуется исключительно государством на основе федерального закона в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия и в целях предотвращения противоправных нарушений, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод других лиц [5, с. 414].

Зачастую наказание в виде административного штрафа применяется к лицам, виновным в совершении умышленных административных правонарушений, например, выразившихся в явном неуважении к обществу и посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, а также безопасность дорожного движения.

Непосредственно применяемый размер административного штрафа в каждом конкретном случае определятся уполномоченными на то должностными лицами юрисдикционных органов на основании ст. 23.3 КоАП РФ. При этом административный штраф в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания в пределах, урегулированных ст.

3.5 КоАП РФ. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, что обусловливается особенностью материального положения данных лиц.

При назначении административного штрафа, так же как и при вынесении предупреждения, наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, совершит повторное однородное правонарушение в течение обозначенного срока, то при принятии решения о назначении наказания оно будет учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Постановление о наложении административного штрафа, так же как и постановление о предупреждении, может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. При этом ст. 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Конституционное право, административное право, административная.

Следовательно, важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату административного штрафа. Рассрочка, в соответствии с ч. 2 ст.

31.5 КоАП РФ предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, должностным лицом юрисдикционного органа, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, также вправе в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок зачисления денежных взысканий в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, виновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В заключение следует отметить, что применение должностными лицами различных юрисдикционных органов мер административной ответственности в виде предупреждения и административного штрафа имеет свои специфические особенности.

1. Административное право России : учебник. — Ч. III: Административная юрисдикция / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. — М., 2000. — 320 с.

2. Липатов, Э. Г., Филатова, Л. В., Наннов, С. Е. Административная ответственность : учебнопрактическое пособие / под ред. С.Е. Чаянова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 390 с.

3. Лунев, Л. Е. Административная ответственность за правонарушения. — М., 1961. — 186 с.

4. Максимов, М. В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система : монография / под общ. ред. Н.М. Конина. — Саратов, 2003. — 203 с.

5. Максимов, М. В. Административные наказания. — М., 2009. — 464 с.

6. Попов, Л. Л. Административное право. — М., 2002. — 662 с.

7. Тихомиров, Ю. Л. Административное право и процесс : полный курс / 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2005. — 697 с.

УДК 351.741 А.А. Касаткина*

Правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии

Статья посвящена рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики — в частности Корпуса карабинеров. В ней раскрываются правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии, а также деятельность по борьбе с организованной преступностью.

Ключевые слова: Итальянская Республика, полицейские формирования, корпус карабинеров, финансовая гвардия, государственная полиция, правоохранительные органы, борьба с организованной преступностью.

АА. Kasatkina*. The legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy. This article deals with the existing structure of the law enforcement agencies of the Italian Republic — in particular, the Carabineer Corps. It disclosed the legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy, as well as efforts to combat organized crime.

Keywords: Italian Republic, the police forces, the Carabineer Corps, the financial guard, the state police, law enforcement agencies, fight against organized crime

* Касаткина, Анна Александровна, начальник юридического отдела ЗАО «АФ Глобус», соискатель Всероссийского научноисследовательского института МВД России. Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 3, кв. 329, г. Москва, 117447. E-mail: Florans—555@mail.ru.

* Kasatkina, Anna Aleksandrovna, the chief of law department ZAO “LF Globus”, applicant of All-Russian scientific research institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Dmitry Ulaynov Street 43, block 3, flat 329, Moscow, 117447. E-mail: Florans-555@mail.ru.

Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение и последствия неисполнения (А.С. Топоев, «Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года)

Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение и последствия неисполнения (А.С. Топоев, «Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года)

Цели назначения административного наказания

Виды административного наказания

Штраф, как мера административного наказания

Исполнение наказания в виде административного штрафа

Административная ответственность за неуплату административного штрафа

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.25

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ

Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение
и последствия неисполнения

С 1 июля 2002 г. утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который действует уже более трех лет.

За указанный период применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникало много вопросов, которые нашли свое разрешение в практике рассмотрения данной категории дел.

В последнее время стали актуальными вопросы назначения, исполнения административного наказания и ответственности за его неисполнение.

Актуальность и острота данного вопроса кроется во взаимодействии и противоречии целей и принципов назначения наказания.

Цели назначения
административного наказания

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административным наказанием является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Необходимо отметить государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности, поскольку, эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.

Судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о природе административного наказания и его целях.

Так, административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, целями административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц, а также общее и специальное предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

Понятия общей и частной превенции совершения административных правонарушений схожи с аналогичными понятиями, применяемыми в уголовном праве.

Так под общей превенцией понимается то, что наказание назначается индивидуально определенному лицу для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений.

Специальное предупреждение совершения административного правонарушения заключается в том, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

В части второй ст.3.1 КоАП РФ, указано, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Таким образом, реализован принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях.

Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Подобный подход согласуется с положениями Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Так, в соответствии со статьей 3 Европейской Конвенции по Защите Прав Человека и Основных Свобод, «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».

Административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

При этом, в соответствии с ч.3 ст.3.2 КоАП РФ административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 9 части 1 это# статьи, устанавливаются только КоАП РФ.

Таким образом, законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях может быть предусмотрено только два вида наказания — предупреждение и штраф.

Следует отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ, наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие).

Также не является наказанием устное замечание объявляемое в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при освобождении от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом вторым п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ малозначительность совершенного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В абзаце третьем Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении КоАП РФ» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Штраф, как мера административного наказания

В соответствии со ст.3.5 КоАП РФ под административным штрафом понимается денежное взыскание.

Таким образом, административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств исчисленных в рублях. В ином эквиваленте административный штраф не применим, поскольку в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части КоАП РФ, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. В случаях, предусмотренных КоАП РФ, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Величина административного штрафа кратна: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», размер штрафа, кратный одному МРОТ, составляет 100 руб.

Минимальный и максимальный размеры административного штрафа приведены в ч.2,3,4 ст.3.5 КоАП РФ.

Исполнение наказания
в виде административного штрафа

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит обращению к исполнению после вступления его в законную силу.

В соответствии со ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Согласно п.33 Пленума Верховного Суда РФ вступление в законную силу обжалованных постановлений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими — в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд (пункт 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьей 30.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.31.3 КоАП РФ обращение к исполнению постановления по делу об административном правонарушении возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

Важное значение в практике применения административного процессуального законодательства имеет неукоснительное соблюдение органами, должностными лицами, судьями ч.2 и ч.3 ст. 31.3 КоАП РФ в соответствии с которыми:

— в случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу;

— в случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Ненадлежащее выполнение требований ч.2 и ч.3 ст.31.3 КоАП РФ может повлечь неисполнения постановления по делу об административном правонарушении о взыскании штрафа, поскольку исполнительное производство, осуществляемое судебными приставами-исполнителями, имеет некоторые особенности.

Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Следует обратить внимание на то, что при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф может быть взыскан с его родителей или иных законных представителей в порядке, установленном ст.31.8 КоАП РФ.

В силу требований ч.3 и ч.4 ст.32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев наложения и взимания штрафа на месте совершения правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 32.3 КоАП РФ, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В силу требований ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», приведенной выше, исполнительный документ должен быть направлен своевременно.

В соответствии со ст.7 Закона, приведенного выше, исполнительными документами, наряду с другими, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Таким образом, судья для обращения к принудительному исполнению назначенного им административного штрафа направляет судебному приставу-исполнителю исполнительный лист, выданный на основании постановления по делу об административном правонарушении, а иные органы и должностные лица направляют постановления по делам об административном правонарушении.

Административная
ответственность за неуплату
административного штрафа

В соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 данной статьи, субъект (судья, орган, должностное лицо), вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Частью первой ст.20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Объективную сторону правонарушения составляет неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Как указано выше, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Таким образом, состав данного правонарушения является формальным, т.е. с момента неуплаты штрафа в течение установленного законом срока правонарушение считается оконченным.

(Пример: 1 апреля 2006 г. по ст.20.21 КоАП РФ назначен штраф в размере одного минимального размера оплаты труда, что составляет 100 руб., в течение установленных ст.30.3 КоАП РФ десяти суток гражданин не обжаловал данное постановление и оно вступило в законную силу. В соответствии с требованиями ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен до 10 мая 2006 г., т.е. с 1 по 10 апреля — срок обжалования, а с 10 апреля по 10 мая — срок добровольной уплаты штрафа, что составляет 30 дней. Таким образом, в случае неуплаты штрафа до 10 мая 2006 г. включительно в действиях лица, не уплатившего штраф, усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.)

Срок давности привлечения
к административной ответственности по ст. 20.25

В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, установлен общий срок давности равный двум месяцам со дня его совершения.

(Пример: Срок давности привлечения к административной ответственности по примеру, приведенному выше, истекает 10 июля 2006 г.)

Порядок возбуждения дела
об административном правонарушении, предусмотренном
ч.1 ст.20.25 КоАП РФ

В своих официальных разъяснениях на вопрос, каким органом или должностным лицом должен составляться протокол о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в том случае, если первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности вынесено судьей, Верховный Суд Российской Федерации указал, что анализ части первой статьи 32.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что при неуплате административного штрафа составления протокола о данном административном правонарушении не требуется. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, решение о привлечении лица к административной ответственности принимает судья.

На основании изложенного судья, вынесший первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности, без составления протокола выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП.

Вопрос о наложении административного взыскания решается судом в процессе судебного разбирательства с вызовом лица, не уплатившего административный штраф (Бюллетень Верховного Суда РФ N1 за 2005 г.).

До недавнего времени также был неясным вопрос о том, в каком порядке подлежит привлечению к ответственности на основании статьи 20.25 КоАП РФ лицо, не уплатившее штраф, если первоначальное постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено не судьей, а иным должностным лицом.

Верховный Суд Российской Федерации, отвечая на данный вопрос, указал, что в случае обнаружения должностным лицом органа внутренних дел, вынесшим первоначальное постановление о привлечении лица к административной ответственности, факта неуплаты административного штрафа им составляется протокол о данном правонарушении и материал направляется судье. В случае обнаружения этого факта должностным лицом правоохранительных органов и иных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, им направляется материал в орган внутренних дел по месту жительства лица, не оплатившего административный штраф. На основании поступивших сведений должностное лицо органа внутренних дел составляет протокол о данном правонарушении и передает дело на рассмотрение судье (Бюллетень Верховного Суда РФ N3 за 2006 г.).

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в статью 28.3 КоАП РФ» от 3 марта 2006 года N 30-ФЗ в ст.28.3 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица всех органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять протоколы по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Тогда как, ранее действовавшая редакция этого закона позволяла составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, только должностным лицам органов внутренних дел.

Таким образом, законодатель устранил сложную правовую конструкцию возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ несудебными органами.

Кроме того, по нашему мнению, в соответствии ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбудить любое дело об административном правонарушении.

судья Верховного Суда

«Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года

Штраф как вид наказания по делам об ап

КоАП РФ Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 — 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.09.2005 N 124-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 29.07.2017 N 264-ФЗ, от 23.06.2020 N 187-ФЗ, от 06.03.2022 N 41-ФЗ, от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

(абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 345-ФЗ)

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 195-ФЗ)

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 29.10 см. Постановление КС РФ от 13.05.2020 N 24-П.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *