Что такое тсо в энергетике
Перейти к содержимому

Что такое тсо в энергетике

  • автор:

Территориальная сетевая организация

Территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС.

ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 3.

Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас . В.В. Красник . 2006 .

  • Темп прироста
  • Технико-экономическое обоснование

Смотреть что такое «Территориальная сетевая организация» в других словарях:

  • территориальная сетевая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; [Федеральный закон Российской Федерации… … Справочник технического переводчика
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети … Юридическая энциклопедия
  • территориальная сетевая организация — 3.1.46 территориальная сетевая организация : Коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Территориальная сетевая организация в энергетике — территориальная сетевая организация коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в… … Официальная терминология
  • СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ — ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия
  • Энергоснабжающая организация — предприятие, являющееся юридическим лицом и имеющее в собственности или в полном хозяйственном ведении источники тепловой энергии и (или) тепловые сети. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • ТСО — территориально спасательный отряд ТСО технические средства охраны техн. ТСО тренажёрные системы обучения ТСО технические средства обучения … Словарь сокращений и аббревиатур
  • Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы : Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТСО: эффективность важнее размера

Вся электроэнергетика — от генерации энергии до поставки ее конечному потребителю должна работать с высокой эффективностью и надежностью. Каждое звено должно быть модернизировано по современным стандартам. Очевидно, что это смогут обеспечить далеко не все территориальные сетевые организации (ТСО), а некоторые. Те, кто нацелен исключительно на получение прибыли в короткий промежуток времени, сами не захотят идти в данном направлении.
В этом уверен председатель Комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный. По его мнению, хорошим решением может стать создание единых центров ответственности в сфере энергоснабжения потребителей на уровне регионов. Однако это не должна быть консолидация ради консолидации.

«Во главу угла должны быть поставлены не размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надежность работы ТСО», — убежден депутат.

Мы обратились к участникам отрасли, чтобы узнать, как они относятся к инициативе появления в регионах системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО) и стоит ли спешить с реализацией этой идеи на практике?

Достаточно убрать «слабое звено»

У потребителей должно быть право, а не обязанность заключать договоры о порядке использования принадлежащих им сетевых объектов, убежден директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко.

«Стремление регулятора навести порядок в электросетевом комплексе на уровне ТСО отвечает интересам потребителей, но простых решений в таких вопросах не бывает.

Первая проблема, на наш взгляд, состоит в исключительном статусе, которым предлагается наделить СТСО. У организаций, утративших статус ТСО, в том числе обслуживающих объекты промышленных потребителей, которые участвуют в передаче электрической энергии третьим лицам, возникает обязанность отдать свои сетевые активы в управление СТСО. Это может привести к разрыву неделимых внутренних связей принадлежащих потребителям электросетевых объектов и к риску нарушения стабильности производственных процессов из-за неоправданного, искусственного разделения единого технологического комплекса. Вдобавок у потребителей возникает риск перехода на более высокий тариф из-за возможности переноса точки подключения на участок сети, где напряжение ниже и поэтому дороже.

Второй недостаток предложенного решения — количественный подход при определении критериев для лишения статуса ТСО. Критерии должны основываться на качественной оценке уровня оказываемых услуг, надежности, бесперебойности и т.п. Приоритет количественных критериев не позволяет сравнить эффективность работы различных ТСО, а именно — качество оказанных услуг и применение лучших практик.

Количественные характеристики, безусловно, важны, чтобы отделить ТСО, образованные на технической базе, не позволяющей оказывать услуги, от полноценных компаний. Но переходить в другую крайность и утверждать, что ТСО имеет право на жизнь только при определенной и весьма значительной протяженности ЛЭП и емкости трансформаторов, несправедливо. В действующей стратегии развития электросетевого комплекса заложен совершенно иной подход — оценка ТСО должна происходить на основе критериев эффективности, качества и надежности.

Третья недоработка проекта — договор о предоставлении в пользование СТСО объектов электросетевого хозяйства, которые были лишены статуса ТСО, предусматривает компенсацию только обязательных текущих платежей (аренда участка, налоги и т.п.). Но не предусматривает возмещения со стороны СТСО аренды самих сетевых объектов собственнику, например, в размере части расчетной предпринимательской прибыли, которую получит СТСО, используя объекты этого собственника для своей коммерческой деятельности.

Четвертый тонкий момент — источник средств для консолидации. Мы считаем, что тарифные источники для этого не подходят. Потребители уже однажды оплатили создание и содержание этих объектов и не должны еще раз оплачивать затраты на их консолидацию.

Консолидация сетевых активов в СТСО способна принести пользу только в тех случаях, где фиксируется хроническое безответственное отношение к эксплуатации сетевых объектов и низкий уровень оказания услуг потребителям. Регулятор и вся отрасль знает эти случаи и регионы их локализации. Чтобы добиться положительного эффекта для отрасли, достаточно убрать «слабое звено» и не разрушать стабильно функционирующие ТСО.

Результатом применения качественных критериев станет исчерпывающий список регионов, которые обладают признаками повышенной аварийности, ненадежного энергоснабжения, безответственного отношения ТСО. То есть станет очевидным, что это локальные задачи, которые нужно решать локальными же инструментами».

Без доработки не обойтись

Инициатива по появлению в регионах СТСО нуждается в доработке, считают в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

«Так, проект постановления Правительства Российской Федерации «О критериях отнесения ТСО к СТСО и порядке определения СТСО», в первую очередь, исходит из количественных характеристик объектов электросетевого хозяйства ТСО и наибольших объемов отпуска электрической энергии.

По нашему мнению, необходимы также критерии, отражающие параметры деятельности ТСО, влияющие на безопасность, надежность и эффективность функционирования сетевого комплекса, а количественные критерии надо установить в виде диапазона показателей, в который попадали бы не менее двух-трех ТСО региона. Ключевой критерий должен исходить из оценки способности ТСО, претендующих на статус системообразующих, наилучшим образом обеспечить надежность функционирования принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства и строиться на анализе количества аварий, их масштаба, причин возникновения и сроков ликвидации.

Должна оперативно оцениваться финансовая устойчивость указанных ТСО с учетом того объема функций, которые им предстоит выполнять.

Так, проектом предлагается оценивать период оборота просроченной кредиторской задолженности СТСО за услуги по передаче, оказанные территориальными сетевыми организациями не ранее чем по истечении пяти лет с момента начала осуществления деятельности в качестве СТСО и не чаще чем один раз в пять лет в последующем.

Предлагаем начать контролировать финансовые критерии при первом определении СТСО, не откладывая их первое применение на пятилетний период. На фактических данных только за один год, предшествующий году присвоения статуса СТСО.

Кроме того, в актуальной на данный момент редакции законопроекта никак не решается насущная для гарантирующих поставщиков проблема несвоевременной оплаты ТСО электрической энергии, приобретаемой ими в целях компенсации потерь, которые возникают в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства (эта обязанность ТСО закреплена ФЗ «Об электроэнергетике»).

Учитывая исключительность статуса СТСО, считаем правильным предусмотреть обязанность СТСО оплачивать потери электрической энергии, возникающие во всех электрических сетях, с использованием которых она оказывает услуги, и принадлежащих в том числе прочим ТСО.

Также полагаем оправданным дополнить предлагаемые к утверждению проектом критерии отнесения ТСО к СТСО критерием об отсутствии у ТСО бесспорной задолженности перед ГП по оплате потерь (речь идет о начислениях, в отношении которых разногласия между ТСО и ГП отсутствуют и (или) обоснованность которых установлена вступившим в законную силу судебным актом)».

Источник: Энергетика и промышленность.

Надежность энергоснабжения во всех регионах России должны обеспечить системообразующие ТСО

Одним из ключевых событий 2023 года в российской электроэнергетике должно стать введение статуса системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО). Минэнерго завершает работу над соответствующим законопроектом и в ближайшее время планирует внести его в правительство.

В ряде случаев жители сами предлагают передать электросети крупным компаниям.

В ряде случаев жители сами предлагают передать электросети крупным компаниям. / Пресс-служба «Россети»

Идея создания системообразующих ТСО появилась не случайно. Сегодня в нашей стране работают около 1,3 тысячи территориальных сетевых организаций. И 40 процентов из них, по информации Минэнерго России, не соответствуют требованиям надежности.

У многих ТСО изношены электрические сети, нет аварийных запасов, а ремонты не проводятся в должном объеме. И в довершение всего отсутствуют программы модернизации, которые могли бы исправить имеющиеся недостатки. При этом такие ТСО наравне с другими сетевыми компаниями получают через тариф деньги из общего котла, распределяющего финансовую нагрузку на всех потребителей. Понятно, что подобная ситуация не может устраивать ни региональные, ни федеральные власти.

«Принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей было ошибкой. Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности», — заявил на заседании думского Комитета по энергетике, где рассматривался вопрос о системообразующих ТСО, его глава Павел Завальный.

Курс на консолидацию

Решить существующую проблему должна консолидация сетей. Такая мера предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса РФ. Процесс уже идет, ведь ранее в стране насчитывалось три тысячи ТСО, и их число сократилось более чем вдвое. Этому способствовали установленные для ТСО критерии по количеству персонала, наличию оборудования, возможности быстрого устранения аварий и т. д.

В прошлом году правительство утвердило дополнительные критерии для ТСО по протяженности линий электропередачи и мощности центров питания. С 2023-го территориальная сетевая организация должна иметь не менее 20 километров электросетей и оборудование как минимум на 15 МВА. В 2024-м этот порог поднимется до 50 километров и 30 МВА, а в 2025-м — до 300 километров и 150 МВА. Если компания не соответствует критериям, она прекращает работу в статусе ТСО.

В Минэнерго России рассчитывают, что к 2025 году в каждом регионе будут функционировать от трех до пяти крупных ТСО, которые будут обеспечивать качественную работу электросетевого комплекса.

«Должны остаться организации, имеющие активы, сотрудников, то есть те, кто может реально функционировать как электросетевая компания, а не просто называться такой и получать деньги с тарифов для потребителей. И все вводимые критерии именно под это и настроены», — отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Единый центр ответственности

Уход не соответствующих критериям компаний не должен сказаться на потребителях. Эксплуатация сетей должна продолжаться в любом случае, и эту задачу предполагается возложить на системообразующие ТСО, создание которых предусматривает разработанный Минэнерго России проект поправок в закон «Об электроэнергетике». Сейчас он проходит финальный этап согласований.

За системообразующими ТСО также закрепляется эксплуатация бесхозяйных объектов электросетей (в России таких несколько десятков тысяч) и обязанность ликвидировать последствия аварий на объектах других собственников по решению регионального штаба. Фактически речь идет о том, что в каждом регионе появится единый центр ответственности за надежное энергоснабжение.

Это узаконит ситуацию, которая в реальности уже существует в различных регионах. Крупные сетевые компании и сегодня вынуждены устранять аварии в сетях «смежников». Например, только за последние три месяца энергетики «Россетей» участвовали в подобных работах в Тюменской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае.

Крупные компании в настоящее время вынуждены устранять аварии в сетях «смежников»

Вот как это происходит — в Свердловской области до недавнего времени работала ТСО «Модуль», которая эксплуатировала сети преимущественно СНТ и коттеджных поселков вокруг Екатеринбурга. Ее сетевое хозяйство обеспечивало электроснабжение жилого фонда, социальной сферы и даже предприятий. Сейчас суд признал эту ТСО банкротом, из нее уволился весь персонал. Устранять аварии в ее сетях теперь должны сотрудники крупнейшей электросетевой компании региона — «Россети Урал».

Когда какое-то из звеньев единой системы выходит из строя, — страдают все. Как рассказали в работающем в Татарстане АО «Сетевая компания», в 2022 году было зафиксировано 63 случая аварийного отключения, связанных с повреждением или отключением оборудования смежных сетевых организаций. Каждый раз из-за этого без электричества на какое-то время оставались потребители, подключенные к сетям компании. В 17 случаях отключения коснулись одной тысячи человек и более.

Компания «РусГидро», управляющая сетевыми активами в Дальневосточном федеральном округе, также участвует в устранении аварий в сетях сторонних ТСО. В Приморском крае ледяной дождь в ноябре 2020 года привел к большим разрушениям электросетевых объектов. «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (входит в «РусГидро») первая восстановила работу своей сети, а потом помогала остальным ТСО, ряд из которых практически не вели ремонтные работы из-за отсутствия соответствующего персонала или оборудования. Особенно важна была помощь острову Русский, который несколько дней почти полностью был обесточен, а владельцы сетей на острове не имели ни материалов, ни ремонтного персонала. В итоге работники «ДРСК» возили на лодках свои запасы.

Поэтому неудивительно, что в ряде случаев инициаторами процессов консолидации становятся сами жители регионов. Например, в Бурятии в преддверии большой реконструкции электросетей в связи с предстоящим переводом частного сектора с печного на электроотопление жители ДНТ и СНТ стали проявлять инициативу по передаче энергообъектов в компанию «Россети Сибирь». За год она приняла в собственность сети десяти дачных поселков, которые входят в состав города Улан-Удэ.

«Надежность электроснабжения конечных потребителей зависит от состояния электросетевого хозяйства на каждом участке от точки присоединения до генерации. Наличие в «цепочке» бесхозяйных сетей или компаний, не обеспечивающих должную эксплуатацию своих энергообъектов, приводит к снижению общего уровня надежности. Введение системообразующей ТСО позволит минимизировать риски», — отметил представитель компании «Россети».

Технологии и оборудование

В Минэнерго России видят и другие плюсы нового законопроекта о системообразующих ТСО. «Создание в каждом регионе единого центра ответственности за надежное энергоснабжение позволит эффективно проводить единую эксплуатационную политику, упростит принятие технических решений, обеспечит единство подходов при новом строительстве, эксплуатации и выводе из нее электросетевых объектов, позволит синхронизировать внедрение отраслевых технологий и оборудования», — отметил заместитель министра энергетики Евгений Грабчак.

Нужно учитывать, что внедрение новых технологий осложняется санкционными ограничениями. И крупным компаниям легче справиться с этой ситуацией, ведь у них уже выстроены отношения с поставщиками, есть квалифицированные специалисты.

«Есть минимальный необходимый набор требований к организации, которые касаются уровня подготовки персонала, скорости выполнения ремонтных работ, состояния оборудования и комплектации ремонтных комплектов, — отметил директор Института электроэнергетики НИУ «МЭИ» Владимир Тульский. — Последнее в условиях санкционного давления имеет особое значение, так как большинство сетевых организаций сейчас перенастраивают логистические цепочки поставок оборудования и комплектующих для реализации инвестиционных программ и ремонтных кампаний, ищут новых поставщиков. И чем крупнее компания, тем ей легче соответствовать всем предъявленным требованиям».

Самым большим компаниям в регионе как раз и доверят статус системообразующей ТСО. В феврале министерство энергетики опубликовало критерии определения такой структуры, которые еще предстоит утвердить. Итак, для получения статуса системообразующей ТСО организация должна в течение пяти лет и более владеть трансформаторными и иными подстанциями, а также линиями электропередачи напряжением 110 кВ и выше, совокупная мощность и протяженность которых превышает показатели других ТСО, работающих в этом субъекте РФ. Кроме того, она не должна проходить через процедуру банкротства или ликвидации.

Элемент надежности

Выиграть от появления системообразующих ТСО должны в первую очередь простые граждане.

«Введение института системообразующей сетевой организации важно для всех потребителей, но прежде всего для населения. Зачастую в случае аварии в сетях мелкой ТСО люди просто не знают куда обращаться, могут ждать помощи долгое время. Поэтому один из главных эффектов инициативы — снижение социальных рисков из-за проблем в энергетике», — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

Сегодня от действий недобросовестных собственников электросетей уже страдает и население, и экономика многих регионов. А, учитывая износ распределительных сетей, проблемы с надежностью энергоснабжения могут расти и дальше. Отсюда и вытекает необходимость принятия нового законопроекта, чтобы всегда был тот, кто станет ликвидировать последствия аварий природного и техногенного характера. И, конечно, это повысит надежность Единой энергетической системы России в целом.

«Мы помним пример ледяного дождя в Москве и Подмосковье. Тогда в области была лишь одна компания, которая устраняла его последствия и за себя, и за соседей, потому что только она имела возможность это делать, — напомнил Сергей Пикин. — Системообразующие компании, как следует из названия, нужны, чтобы держать всю систему. Они не подменяют собой все сетевые компании региона, а создают элемент надежности. В случае нештатной ситуации, потери активов, ухода собственников или если какая-то компания не соответствует принятым критериям, ответственность за энергоснабжение потребителей возьмет на себя системообразующая ТСО».

Практика централизованной ответственности за электроснабжение на уровне регионов распространена и за рубежом. Например, каждый штат и федеральную территорию Австралии обслуживает не более пяти ТСО с закрепленными зонами ответственности. А в Китае деятельность по передаче и распределению электроэнергии осуществляется всего двумя организациями: северные и центральные регионы страны (88 процентов всей площади) обслуживает Государственная электросетевая корпорация Китая, а остальные — Китайская южная электросетевая компания.

Аналитические обзоры

С 12 марта 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 г. №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», принятое в развитие изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 466-Ф в ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части понятия «территориальная сетевая организация» (ТСО).

Данные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации [1] , направлены на снижение общего количества сетевых организаций в России, их укрупнение и исключение с рынка услуг по передаче электрической энергии неквалифицированных участников.

Так, начиная с 1 января 2015 года «территориальной сетевой организацией» является коммерческая организация:

(a) оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом[2] – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть,

(b) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям .

В течение 2015 года (до 01.01.2016 г.) на всей территории Российской Федерации подлежат пересмотру тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.

Сетевым организациям, не отвечающим необходимым требованиям, будет отказано в установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Исключение в 2015 году существенного количества сетевых организаций по причине несоответствия критериям может стать причиной экономических споров, включая споры:

  • о моменте «лишения» ТСО статуса сетевой организации (с момента направления уведомления или с момента отказа регулирующего органа в установлении (пересмотре) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на будущий период);
  • об исполнении обязательств по заключенным договорам технологического присоединения;
  • о заявках, поданных со стороны ТСО в органы регулирования в рамках технологического присоединения по индивидуальному проекту до момента ее лишения статуса сетевой организации;
  • о компенсации фактических затрат, понесенных ТСО на момент «лишения их статуса сетевой организации» в рамках исполненных договоров технологического присоединения, затраты по которым подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электрической энергии;
  • о взаимодействии ТСО со смежными сетевыми организациями в части исполнения заключенных договоров технологического присоединения;
  • об убытках ТСО в случае установления факта неправомерности отказа регулирующего органа в установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом критериев отнесения владельцев электросетевого хозяйства к ТСО;
  • потребителей электрической энергии с сетевыми организациями в части определения стоимости услуг по передаче электрической энергии по заключенным договорам оказания услуг с учетом положений п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [2] .

Таким образом, Постановление затрагивает интересы:

  • сетевых организаций (изменен порядок государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии);
  • потребителей электрической энергии (заключивших договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, не соответствующими критериям отнесения к ТСО);
  • гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций);
  • органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (в части пересмотра тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО);
  • ФСТ России, Минэнерго России.

Начиная с 12 марта 2015 года на всей территории РФ (за исключением технологически изолированных территориальных энергетических систем) действуют единые критерии отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к ТСО, среди которых:

1. Владение силовыми трансформаторами суммарной установленной мощностью не менее 10 МВА (не требуется для технологически изолированных территориальных энергетических систем).

При условии, что силовые трансформаторы:

  • принадлежат юридическому лицу на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования;
  • используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.

2. Владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) (далее – ЛЭП), обеспечивающими передачу электрической энергии на двух и более различных уровнях напряжения не требуется для технологически изолированных территориальных энергетических систем).

При условии, что ЛЭП:

  • принадлежат юридическому лицу на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования;
  • используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации;
  • обеспечивают передачу электрической энергии на следующих уровнях напряжения:
  • высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше;
  • среднее первое напряжение (СН1) – 35 кВ;
  • среднее второе напряжение (СН2) – 1–20 кВ;
  • низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ.

3. Отсутствие за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.

4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.

5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184:

1. Внесены изменения в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике [3] , в соответствии с которыми:

  • скорректирована процедура установления (пересмотра) цен (тарифов) в отношении услуг по передаче электрической энергии с учетом требования о проведении анализа соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО;
  • «соответствие критериям» включено как обязательное основание для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и отнесения к ТСО;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по проверке соответствия юридического лица – владельца объектов электросетевого хозяйства критериям для отнесения к ТСО;
  • установление факта несоответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО является основанием для отказа в установлении (пересмотре) тарифа и выдачи уведомления об отсутствии оснований для установления тарифа;
  • закреплены обязанности ФСТ России ежегодно, до 31 декабря года, предшествующего расчетному периоду регулирования, опубликовывать на своем официальном сайте информацию о ТСО, в отношении которых установлены и не установлены услуги по передаче электрической энергии с учетом информации, представленной органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов;
  • предусмотрены обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов до 1 ноября года, предшествующего очередному периоду регулирования, опубликовывать на своем официальном сайте в сети интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых подлежат и не подлежат установлению (пересмотру) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

2. Внесены изменения в п. 45 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии [4] :

  • в части обязанности Гарантирующего поставщика (ГП) по уведомлению потребителей (покупателей) в течение 10 дней со дня опубликования органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов информации о перечне сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (не устанавливаются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по причине их соответствия (несоответствия) критериям отнесения к ТСО, о необходимости заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией, в отношении которой устанавливается тариф на услуги по передаче электрической энергии;
  • уведомление ГП в адрес потребителей (покупателей) должно быть основано на опубликованной органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов информации о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования;
  • в части уведомления в отношении каждой смежной сетевой организации, для которой устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, указываются полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма организации, ИНН (КПП), адрес официального сайта организации в сети «Интернет» и выделенный организацией абонентский номер для обращения потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.

3. Органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов предписывается:

  • принять до 1 января 2016 года с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО:
  • единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии;
  • индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
  • осуществлять установление (пересмотр) цен (тарифов) с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО;
  • представить до 1 июня 2016 года в Федеральную службу по тарифам и Министерство энергетики Российской Федерации информацию о результатах применения постановления Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184.

[1] Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р.
[2] Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
[2] Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (ред. от 31.07.2014 г.).
[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 .
[4] Утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *